html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

София Губайдулина: Сейчас каждый художник свободно развивает свою фантазию

Знаменитый композитор, "икона авангарда", живой классик София Губайдулина - нечастый гость в России. Она приехала в Новосибирск на мировую премьеру своего нового сочинения Концерт для скрипки с оркестром "Диалог: Я и Ты", написанного специально для Транссибирского Арт-Фестиваля Вадима Репина. Накануне премьеры "РГ" побеседовала с Софией Асгатовной.
Каждое новое произведение Софии Губайдулиной становится событием мировой музыки. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС Каждое новое произведение Софии Губайдулиной становится событием мировой музыки. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Каждое новое произведение Софии Губайдулиной становится событием мировой музыки. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Уже четверть века вы живете в удалении от общественной жизни, в пригороде Гамбурга. Анахоретство художника?

София Губайдулина: Живу в тихом месте, там всего две улицы. Всегда мечтала жить в тишине. Я не склонна к тому, чтобы отдаляться от общества, но я понимаю, что мое призвание держится на том, что я не общественный деятель, я - наблюдатель. Я могу наблюдать, делать выводы и совершенно не хочу ограничивать свое сознание. Мое новое сочинение называется "Диалог: Я и Ты". Это моя личная позиция: я не хочу быть индивидуумом, я хочу быть личностью.

Чем отличается индивидуум от личности?

София Губайдулина: Индивид - это неделимое Я, отграниченное от всех других. А личность - это Я, которое корреспондирует с Ты. Движение от Я к Ты, по-моему, и есть область искусства.

Как проходило ваше сотрудничество с Вадимом Репиным?

София Губайдулина: Вадим - один из самых выдающихся скрипачей мира сейчас, один из лучших представителей этого племени. "Диалог: Я и Ты" посвящено двум персонам, Вадиму Репину и Андресу Мустонену, потому что инициатива исходила от обоих. Все соединилось: "Я" скрипки и "Ты" оркестра. В Новосибирске очень хороший оркестр, а с ними - гениальный скрипач и гениальный дирижер. Я довольна.

Вы часто бываете в Казани. Какой вы видите современную ситуацию с композиторами в Татарстане?

София Губайдулина: Она отрадная. Там большая активность, сильный фантазийный момент. И вообще ситуация сейчас, в отличие от XX века, более благостная, потому что нет какого-то определенного стиля, нет запретов и ограничений, и каждый художник развивает свою фантазию гораздо более свободно.

Несколько лет назад в Казани по инициативе Александра Сладковского внедрили новый статус сотрудничества композиторов и оркестра - композитор-резидент. Этот опыт для нашей страны относительно нов. А вы были композитором-резидентом?

София Губайдулина: Да, композитор в резиденции - это интересно. Последние два года я была композитором-резидентом Дрезденской капеллы и написала ораторию "О любви и ненависти". В Дрездене я встретила очень талантливых людей среди оркестровых музыкантов и солистов. Мне безумно нравятся эти люди, их самоотверженное вступление в такую трудную область, как художественная деятельность. Кроме того, опыт композиторского резидентства дает возможность прямого общения с исполнителями, с оркестрами. Музыканты Дрезденской капеллы сделали мне подарок - целый концерт, где каждый музыкант исполнил какое-то мое камерное сочинение, и они сделали это объемно, в ретроспективе: то, что я сочинила в юности, в молодости, в среднем возрасте, в старости. Для меня это было очень важное обобщение моей жизни.

Существует мнение, что симфоническое композиторское творчество переживает кризис, но некоторые дирижеры в России - Теодор Курентзис, Владимир Юровский - исполняют современную музыку целыми блоками и даже фестивалями. В этом году на VI фестивале "Другое пространство" впервые будет конкурс симфонических произведений молодых композиторов. Как вы видите развитие новой музыки в России и в мире?

София Губайдулина: С моей точки зрения, сейчас идет бурное накопление разных идей, каждый смотрит в глубину своей фантазии и что-то продуцирует. Я вижу некоторое преимущество современной ситуации: нет никаких рекомендаций, композиторское творчество лишено авторитарности, которое существовало в прошлом тысячелетии. Вот я сейчас была, например, в одном немецком городе на фестивале, где были представлены самые разные музыкальные жанры.

На меня произвел впечатление сатирический взлет фантазии одного композитора-женщины из Исландии. Она сделала так, что на экране мы видели бессмысленную рекламу, понимая, что это абсолютная тупость, а в это время она - композитор и одновременно певица - восхищается всей этой глупостью. В конце концов это приходит к апогею: она танцует, занимается аэробикой, демонстрируя сатирическое отношение ко всему тому, что происходит в мире. И это превращается в музыкальный жанр. Из композиторов-москвичей мне очень нравится Александр Вустин, но он из старшего поколения. Но есть и очень интересные молодые композиторы.

Для многих вы - одна из главных фигур музыкального авангарда. А в отсутствие упомянутой авторитарности как меняется ваше композиторское мировоззрение?

София Губайдулина: Что касается меня лично, то никак. С самого начала и до самого конца мое композиторское видение меняется только в зависимости от того, как я слышу мир, а это бесконечный процесс. В сочинении я стремлюсь достичь такого слышания, чтобы идти все дальше и дальше, чтобы слышать собственный душевный мир, который связывается с различными областями пространства и времени. Честно говоря, мне с самого начала не нравилось слово "авангард" применительно к искусству. У меня всегда было отторжение этого слова. С моей точки зрения, оно вредит самой глубинной сущности искусства - быть где-то впереди, позади, сбоку... Особенно когда художник объявляет себя начальником, предводителем. Это нехудожественная позиция - "я начальник, я веду, за мной идут". Или, наоборот, "я в толпе". Слово "авангард" включает меня в то понятие, которое разрабатывают философы и называют словом "толпа". Например, Кьеркегор и Хайдеггер по-разному трактуют это понятие. Наиболее близкий мне - Кьеркегор, потому что у него есть это "Я и Ты". А у Хайдеггера нет, у него только "Я" на первом месте. Так вот, слово "авангард" и стремление быть в авангарде или не быть в нем нарушает мое представление о том, чтобы не быть в толпе.

1960-1970-е были сложным периодом для вас, ваши произведения не допускали к исполнению. Спустя десятилетия благополучного творчества простили ли вы своих обидчиков?

София Губайдулина: Конечно, конечно. Никакой злопамятности. Мне кажется, все шло своим чередом. Страна испытывала очень большие трудности. Капитализм и коммунизм пришли к болезненному противоречию. Речь шла вовсе не о музыке. О прощении не может быть речи, потому что не было обиды. Наше поколение очень много чего понимало и осознавало причины того, что происходило. Так что обижаться было даже нелепо. Преодолевать - другое дело.

Возможно ли, на ваш взгляд, преодолеть противоречия и непонимание между Россией, Европой и Америкой?

София Губайдулина: Хотелось бы быть более оптимистичным, но это настолько трудная задача, что сделать какой-нибудь прогноз очень сложно - слишком сильное напряжение... Мне кажется, у России есть, в каком-то смысле, большое преимущество. Первое преимущество, которое я вижу, это наличие у России отрицательного опыта: проигрыш с идеей коммунизма - это отрицательный опыт, который страна пережила на собственной коже. Опыт сближения с Западом - это тоже отрицательный опыт: выяснилось, что это невозможно, это утопия. Затем утопическая идея создать государство без эксплуатации - хорошая, но, видимо, не работает. Также как и идея индивидуалистическая - она тоже хороша, но не работает. Сейчас мы видим, с моей точки зрения, идею крайнего индивидуализма - и она тоже не работает.

У России большое преимущество - отрицательный опыт, с одной стороны, и отрицательный опыт, с другой - и это дает России возможность идти таким путем, который мог бы преодолевать крайности. Я усматриваю причины такого напряжения в том, что человечество сильно болеет. Болезнь XX века - противопоставление капиталистической и социалистической систем. С моей обывательской, почти что художественной, точки зрения, оно неправильное: государству капитализм необходим, чтобы нормально развиваться, чтобы была продуктивность, при этом совершенно необходима социалистическая идея защиты детей, стариков, больных, увечных и так далее. И XX век, который поставил эти две идеи как непримиримые, с моей точки зрения, показал ошибочность этого противопоставления. Но это можно было бы преодолеть в принципе. Во всяком случае, как раз в России, с ее негативным опытом. Это очень важно - не теоретически отрицать, а пережить. Это большое преимущество.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с rg.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • rg.ru
          • премьера
          • болезнь
          • фестиваль
          • женщины
          • лето
          • концерт
          • искусство
          • европа
          • америка
          • домен rg.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции