html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Собибор. Рецензия

Страх и ненависть в концлагере

Человечество уже знает о нацистских концлагерях Аушвиц, Бухенвальд, Дахау, Майданек, Треблинка, Саласпилс. Теперь же нам решили рассказать о другом лагере смерти – польском Собиборе. Показать грязь, пытки и страдания евреев Константину Хабенскому в режиссёрском дебюте получилось, но сам фильм оказался несобранным, а местами и вовсе халтурным.

Перед очередным Днём Победы традиционно просыпаются странные люди, плюющие на «тоталитарный совок», называющие Сталина кровавым врагом, а героический подвиг предков и победу над абсолютным злом – днём скорби. Дабы усмирить подобных глупцов, а заодно вразумить беззаботную молодёжь, Хабенский демонстрирует страшную картину о Холокосте и единственном за всю войну успешном восстании.

Среди бараков, газовых камер, крематориев, колючей проволоки, минных полей, вооружённой охранки и безжалостных нацистов с колен встаёт советский кадровый офицер Александр Печёрский (Хабенский), который вместе с другими красноармейцами и узниками-евреями осенью 1943-го организует боевой бунт. То, что опытный и решительный советский солдат сплотил разных людей для восстания против нацистского режима, само по себе символ – коммунистический, ибо бежать, по словам Печёрского, должны все.

Советский фронтовик даёт надежду на спасение, на будущее, на жизнь. Нацисты же попадаются не только на алчности (грабили прибывших в Собибор евреев для личного обогащения, а не только для нужд Великого рейха), но и на немецкой пунктуальности. Волевые мятежники уничтожают гитлеровскую верхушку, и советский офицер под пулемётным огнём пробивает путь к свободе от поработителей.

Однако какое значение в кино имеет историческая правда без жизни? Никакой. После изображения злодеев благородными героями, любящих большую Родину (в драме «Адмирал» и сериале «Троцкий»), Константин Хабенский наконец-то показывает героя героем. Хотя умалчивается нюанс, что Печёрский – советский солдат, да и то, что русский, проговаривается стыдливо. Русского называют провокатором, и вообще Печёрского надо гнать.

Нацисты, сразу видно, скверные ребята: кривляются и пьянствуют, задирают нос и мнят себя аристократами, что страшно карикатурно и нелепо до отвращения. Здесь образцом является не антибольшевизм и антисоветчина, а коллективный образ концлагеря – подневольные евреи. Ни одного внятного персонажа, кроме Печёрского, нет – есть толпа и отдельные, случайные, хорошо причёсанные, пусть и помятые, мужчины и женщины. Внимание режиссёра распыляется, завязка мечется, цветовая гамма по-мелодраматически мягка, а сюжет соткан из индивидуальных эпизодов издевательств офицеров рейха над заключёнными Собибора, для которых выбор смертельно скупой – подчиниться или умереть.

Гордый Александр Печёрский отодвинут в тень. По ночам он скрывается и перемещается от барака к бараку, пока не наступает время принять твёрдое и бесповоротное решение – бежать. Солдат жаждет выжить, чтобы отомстить. И тут оказывается, что вовсе не воля, мужество и смекалка – двигатели восстания и спасения, а терпение и вера, ибо все евреи «верующие» и даже «бессмертны», и им нужен Мессия, подобный Моисею.

«Бог нас спасёт», – молвит одна девица, и такой библейский дух проносится по всей картине. А в пылу совершенно театрального пьянства один из гитлеровцев, поливая выпивкой еврея и поджигая его заживо, торжественно провозглашает: «Я – Иоанн Креститель». Настоящее крещение варваров крестоносцами на святой европейской земле. Нацисты в «Собиборе», который даже начинается со слов о Святом Духе, творят что хотят, даже самое немыслимое, но порой режиссёр сглаживает насилие – кино сделано для подростков. Жуть живодёрства германской машины понимаешь, но не чувствуешь.

Вдобавок кроме собственного героя, Хабенский просто не знает, как справиться с другими персонажами концлагеря, которые, по сути, – костяк истории. Еврейское подполье вроде бы существует, но толком ничего не показывают. Иной раз правда жизни проще, непредсказуемее и убедительнее, а потому не надо творцам мудрить. Режиссёр суетливо жонглирует людьми и сценами, не имеющими серьёзного веса, отчего отсутствует сюжетное единство.

В фильме не найти мощного образа, кроме, наверное, одного – в Собибор пригоняют целый состав вагонов, заваленных посиневшими трупами, которых заключённым приказано выгружать. Хабенский, конечно, весь такой главный, умный, борзый. Странно и обидно, что Родина не осыпала героя славой и наградой, ведь если бы не Печёрский, возможно, люди не узнали бы о Собиборе. Не хотела советская власть возвеличивать моноэтнический подвиг. Прав ли был Балабанов, сказав, что русские «евреев как-то не очень»?

И всё же надо выразить авторам благодарность за кино про ужасы войны и напоминание о замученных, растерзанных и казнённых. Ибо история сама по себе дико страшная, предметный мир выстроен здорово, декорации и костюмы прекрасны, а разговоры главным образом на немецком, польском и иврите (фильм снабжают субтитрами) придают происходящему подлинности.

При этом больно смотреть на неуместную лирику и рваное повествование, в котором бледный Кристофер «Горец» Ламберт в образе бедного-несчастного вождя всей этой беспредельной жестокости молча шагает и сверлит узников злобным взглядом. Кажется, авторы надеются, что зритель прольёт слезу на страдальческое прошлое нациста, который потерял любимую женщину, ибо та была еврейкой. Действительно, трагедия. А как воспринимать слова о «товарище Сталине на сердце» – всерьёз или как издевку?

Уклончиво показано и обслуживание «конвейера смерти» самими жертвами-заключёнными, а о предательском коллаборационизме вообще ни слова, хотя охрану осуществляли украинские полицаи. Видать, политика делает своё дело, а потому неудивительно, что новые поколения, не нюхавшие пороха, презрительно называют победителей Великой Отечественной войны проклятыми «совками».

Голливуд создал свой «Побег из Собибора», где роль Александра Печёрского исполнил белокурый Рутгер Хауэр, и при всей условности та картина сюжетно толковее российского произведения. Но «Собибор» страшнее и тяжелее западного брата. Режиссёр отказался от комиксовой духоподъёмности, хотя сравнивать с великолепными «Судьбой человека», «Жизнью прекрасной», «Раем» и «Сыном Саула» бессмысленно.

Нет сомнений, «Собибор» – достойное и важное кино об антисемитизме (русофобией даже не пахнет) и зверствах той самой «европейской цивилизации», которая всего-то 75 лет назад превратила в пепел миллионы невинных душ. Однако крепким режиссёрский дебют Хабенского не назовёшь. Фильму, как евреям концлагеря, требуется опытная рука.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с lumiere-mag.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • lumiere-mag
          • режиссеры
          • голливуд
          • сериалы
          • домен lumiere-mag.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции