html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Сильный как Солнце»

Неделя на авианосце INS Vikramaditya

По инициативе РСК «МиГ» и при поддержке ОАО «Севмаш», автору этих строк довелось неделю жизни провести на авианосце проекта 11430. Это случилось в августе 2013 года, когда проходил важнейший этап испытаний INS Vikramaditya перед его передачей заказчику – ВМС Индии. Теперь авианосец ушел заказчику. Некоторые воспоминания о тех событиях, с добавлением фрагментов, поясняющих специфику авианосца и проведения летных операций в море.

17 августа 2013 года мы перелетели в Мурманск. Следующим днем оттуда на мелком суденышке вверх по реке Коле, впадающей в Кольский Залив. Перед глазами прошел практически весь наш атомный ледокольный флот, многочисленные гражданские суда и военные корабли, включая ТАВКР «Адмирал Кузнецов» (стоял на 35-м судоремонтном заводе). И вот, уже в сумерках, достигаем цели – индийский авианосец на рейде Североморска.

INS Vikramaditya - плавучая громадина о 22-х этажах и тринадцатью палубами выше ватерлинии, выделяющаяся из тьмы иллюминацией.
Мне доводилось бывать внутри корабля и ранее, когда готовность авианосца составляла 90%, и работы велись у достроечной набережной завода в Северодвинске. Тему вел начальник производства продукции ВТС ОАО «Севмаш» Сергей Иванович Новоселов, ответственный сдатчик корабля – Игорь Эдуардович Леонов. Тогда на объекте трудились многие сотни сотрудников «Севмаша», «Арктики» и смежников (в пиковые моменты – до четырех тысяч человек). Монтировалось, подключалось и настраивалось всевозможное оборудование, велись сварочные и лакокрасочные работы. И уже тогда на палубе появился «МиГ» - полноразмерный макет с бортовым номером 311, созданный из самого первого, овеянного легендами, летного экземпляра палубного истребителя.

За полтора года корабль изменился внешне: его полностью покрасили, установили недостающие антенные и другие конструкции. Внутри так вообще не узнать. Все штатное оборудование на месте, и, главное, еще больше народа на борту. Мы прибыли, когда там находились сразу два воинских экипажа – нашего военно-морского флота и индийский, да еще и сдаточная команда промышленности. Всего более двух с половиной тысяч человек.

Пусть и «город на плаву» (как говорится в пресс-релизе ВМС Индии), авианосец проекта 11430, однако, вовсе не плавучая гостиница со многими звездами, а боевой корабль. Он предоставляет более чем удовлетворительные условия для 1346 моряков – 328 кают для офицеров и унтер-офицеров, 43 комфортных кубрика для низшего состава. Но это с оговоркой: когда на борту один экипаж, а не три. А тут еще и журналисты!

Тем не менее, и для меня со съемочной бригадой телепрограммы «Полигон» нашлось местечко. Мы разместились в помещении, зарезервированном под артиллерийско-ракетную систему ПВО «Каштан». Большое спасибо ВМС Индии, что они не поторопились с оформлением заказа на системы ближнего контура ПВО: иначе пришлось бы спать среди ракет и артиллерийских снарядов!

Помещение расположено в передней части надстройки, непосредственно над Флагманским Командным Постом (ФКП). Входная дверь - на шестом этаже, о чем свидетельствовала надпись «Tier Level 6». Подобного рода надписи, да еще с указанием расстояния в метрах до носа корабля, здорово помогали ориентироваться, особенно на первых порах.

Рядом с нами помещение, занятое сотрудниками РСК «МиГ», которые обеспечивали съем, обработку и первичный анализ данных с очередного вылета. А между помещениями – отсек с различными механизмами, включая два мощных электродвигателя для привода вентиляторов продувки «Каштана» после стрельбы. Хотя и мега шумная вентиляционная система очень пригодились – позволяла за считанные секунды «прокачать атмосферу» закрытого отсека от скопившихся в нем запахов семи мужских организмов и элементов их гардероба.

Из бытовых проблем самой неприятной оказалась недостаточная мощность душевых. Из-за чего пришлось принимать водные процедуры существенно реже, чем в обстановке домашнего очага. Точное количество «помывок» приводить не буду из-за опасения прослыть «грязнулей» в глазах читателей. К тому же, временная недостача впоследствии была компенсирована усиленным употреблением воды и мыла.

Ближайшие «удобства» к зарезервированному под «Каштан» помещению, располагались на два уровня ниже. Столовая – еще семь этажей «вниз», глубоко в «чреве» корпуса. Выдача пищи осуществлялась по специальным талонам в строго отведенные интервалы времени, что стимулировало на работу строго по расписанию многочисленной «сборной команды» на борту, причем с самого утра. Побегать «туда-сюда», особенно по сходу номер 21, пришлось немало.

Поднявшись на седьмой уровень надстройки, можно выйти на некую обзорную площадку (собственно, для того же неустановленного «Каштана»), откуда открывается чудесный вид поверх «вздернутого носа» - трамплина авианосца с углом схода 14 градусов. Находиться здесь во время работы расположенной «этажом выше» мощнейшей РЛС «Подберезовик» с максимальной дальностью обзора 500 км - а она практически всегда включалась в летные дни для обеспечения действий авиации – было опасно (не получить бы «дозу»).

Взлет лучше фотографировать стоя на открытой площадке ФКП. Отсюда хорошо наблюдать весь процесс подготовки и взлета летательных аппаратов. Неидеально (мешают фалы и какие-то непонятные антенны), но просматривается концевая часть летной палубы общей длиной 283 метра – собственно срез, 24-метровый участок с тремя аэрофинишерами.

Для того чтобы запечатлеть разбег самолета по палубе, достаточно и «короткого» объектива. Однако более тяжелый «зум» (с ним вес камеры – более четырех килограмм) давал лучшее качество в точке отрыва и дальше, пока самолет оставался в поле зрения, разгоняясь и набирая высоту. Догадался взять два фотоаппарата («много раз проверенный» D70 и новый Nikon D600): на взлете один использовался для фотокадров, а второй снимал на видео. Перед очередным взлетом самолета, при помощи нехитрого фиксирующего приспособления, «видео-аппарат» прикручивался к деталям ограждения открытой площадки ФКП и включался на «запись».

Широкий объектив давал неплохой вид на палубу, и возможность снять самые «сочные» моменты взлета – крайние 50-70 метров пробега «МиГа» по палубе и отрыв. Крепить камеру приходилось со всей силы затягивая фиксирующий «болт». Первый раз недокрутил, и поток от соосных винтов взлетающего вертолета Ка-27ПС внес элемент «дрожания».

В теории, лучшие условия для съемки самолета на посадке - с пункта управления полетами. Он расположен в центре надстройки. Особенно хороший вид открывается с нависающего над летной палубой своеобразного «мостика». Однако через остекление кадры хуже. А выходить на открытую площадку нежелательно из-за риска облучения многочисленными радио излучателями, что сконцентрированы вокруг и около «мостика».

Имея сильное желание получше заснять посадку самолетов и вертолетов, и, при этом, не сильно мешать ребятам из «Полигона», я ложился на поверхность открытой площадки ФКП. В таком случае фотоаппарат с накрученным на нее длиннофокусным объективом лучше позиционировался между деталями ограждения и антеннами, и получилась серия неплохих кадров садящихся самолетов и вертолетов.

На посадке «МиГ» подходит к срезу палубы на скорости 240 км/час, цепляет гаком за трос аэрофинишера и замирает на палубе, пробежав за пару секунд не более ста метров (общая длина посадочного участка палубы – 195 метров). Дело скоротечное, и, если «зевнул», желанных снимков не будет. Поскольку за неделю на корабле я стал свидетелем всего-навсего четырех полетов самолетов, требовалась внутренняя мобилизация. Она позволяла своевременно занять правильную позицию и «точно в срок», четко и без сбоев выполнить нехитрую работу по нажатию кнопки «спуск».

Как отмечено выше, в поход брал D70 и D600. Вот только на посадке «фокус» одновременного пользования двумя фотоаппаратами сразу не прошел – пришлось работать только «вручную», точнее позиционируя и настраивая камеру на объект съемки. Поскольку «видео» было делом факультативным, основное внимание уделялось съемке фотографий. Тем не менее, некоторые из «роликов» получились четкими, красочными и эффектными.

Теперь собственно про полеты. Они были организованы ОАО «Севмаш» во взаимодействии с РСК «МиГ» и фирмой «Камов», с помощью и при содействии Северного Флота. В соответствующем пресс-релизе об этом сказано: «В ходе выполнения полетов летчиками-испытателями обеспечена контрольная отработка комплекса авиационно-технических средств корабля (АТСК)».

Проверка функционирования АТСК проходила в Баренцевом море. Для этого на Север перелетела пара опытных истребителей принадлежащих РСК «МиГ» - одноместный МиГ-29К бортовой номер 941 и двухместный МиГ-29КУБ номер 204.

Теория выполнения взлетно-посадочных операций такова. На палубе авианосца оборудованы две стартовые позиции. Самолет разбегается на режиме работы двигателей «полный форсаж» и с носового трамплина уходит в небо. Двигатели самолета выводятся на чрезвычайный режим работы еще до начала разбега. С целью удержать самолет на месте до получения разрешения на взлет, применяются специальные устройства, препятствующие преждевременному страгиванию машины. «Задержники» представляют выпускаемые из-под палубы упоры для колес основных стоек шасси. Предотвратить возможные повреждения надстроек и оборудование авианосца, позади стартовых позиций находятся подъемные щиты. Трамплинный старт диктует строгие требования к тяговооруженности летательного аппарата, характеристикам его устойчивости и управляемости (скорость самолета на отрыве составляет всего лишь 180-200 км/час).

Заход на посадку идет по глиссаде с углом наклона 4,5 градуса. Летчик выполняет касание палубы авианосца без выравнивания и выдерживания. Зацепившись гаком за трос аэрофинишера тормозной машины «Светлана 2М», самолет, после короткого пробега, останавливается. Для обеспечения посадки на авианосце размещена система «Резистор» - она осуществляет наведение на дальних и средних дистанциях. На удалении три-четыре километра начинает работать система оптической посадки «Луна». Она создает узконаправленные цветные лучи. По приземлению на авианосец, летчик заруливает на стояночную позицию, одновременно приводя в действие механизм складывания крыла. Это делает самолет «компактнее», что важно для хранения в ангаре с размерами 130 метров в длину, 22,5 метров в ширину и 6,6 метров в высоту.

Очередной раз INS Vikramaditya покинул рейд североморского порта утром 21 августа 2013 года и провел три дня в акватории одного из полигонов Северного Флота. Присутствующим на борту журналистам сообщили, что среди целей похода - проведение всесторонних испытаний корабля, его бортовых систем и механизмов, радиоэлектронного оборудования и авиационного вооружения.

Днем 21 августа в 14:35 с палубы взлетел МиГ-29К с заданным заказчиком вариантом типовой боевой нагрузки из четырех ракет и топливного бака. Самолет под управлением Андрея Шишова начал разбег от дальней стартовой позиции, с дистанцией пробега 195 метров. Индийской стороне продемонстрировали перехват маловысотной воздушной цели, в роли которой выступал Су-33, с помощью автоматических систем наведения на борту авианосца. Выполнив маневр захода на посадку, летчик, по просьбе индийских коллег, произвел зацеп гаком на первый (ближайший к корме) трос аэрофинишера. Время посадки – 15:40 мск. То был самый продолжительный полет из тех, что я был свидетелем.

Незадолго до взлета Шишова на расстоянии менее трехсот метров от авианосца, следуя параллельным курсом на высоте около двухсот метров, пролетел базовый патрульный самолет с бортовым номером 3298 и надписью «Viking». В нем опознали P-3С Orion из состава 333-й эскадрильи Вооруженных Сил Норвегии. На перехват с аэродрома на Кольском полуострове поднялся МиГ-31. Пролетая на удалении полутора километров и высоте около двух тысяч метров, истребитель пересек курс корабля и, выполнив разворот в направлении на уходящий Orion, понесся в сторону последнего для «выяснения отношений». Добавим, что практически все время нахождения авианосца в нейтральных водах за ним следовало «исследовательское» судно Marjata с огромными антеннами радиоэлектронных систем. По всей видимости, в длинном списке бортовых устройств судна присутствуют ретрансляторы сигналов российских операторов сотовой связи. Иначе трудно объяснить тот факт, что беспроводная телефония столь хорошо работает, когда Marjata рядом.

На следующий день в 14:27 с корабля стартовал МиГ-29К пилотируемый летчиком-испытателем Государственного летно-испытательного центра МО РФ Героем России полковником Олегом Мутовиным. Самолет поднялся в воздух с подвеской из одного топливного бака под фюзеляжем. Полет выполнялся с целью определения возможности посадки при отказе оптической системы посадки «Луна». Сделав несколько проходов и касание палубы при отключенных огнях «Луны», летчик совершил посадку в 15:01 с зацеплением за средний (второй) трос аэрофинишера. Спустя всего три минуты после зацепа, Олег Евгеньевич выполнил повторный взлет с короткой дистанции (125 метров), чтобы через четыре минуты полета по малому кругу снова успешно произвести посадку на борт авианосца. Тем самым была продемонстрирована возможность выполнения последовательных взлетов-посадок. Повторная посадка произошла с зацеплением за первый трос – летчик «метил» во второй, но выпущенный гак «на лету» подхватил тот, что ближе к корме.

В ходе испытаний 22 августа INS Vikramaditya взаимодействовал с большим противолодочным кораблем Северного Флота «Адмирал Левченко» и вертолетами семейства Ка-27 с целью проверки бортовой радиоэлектронной аппаратуры и различных систем корабля.

За мое пребывание на авианосце был свидетелем четырех дневных полетов и одного ночного, причем, самого первого, со взлетом в сумерках и последующей посадкой в стремительно наступающей темноте. С позиции стороннего наблюдателя изменилась разве что окружающая атмосфера, - включенные огни освещения палубы и надстройки авианосца вкупе с красивейшими северными водами в условиях ночи северных широт добавляли романтики.

Поздним вечером 23 августа с борта авианосца произвел взлет МиГ-29К, отрыв произошел в 23:01 мск. После трех пробных заходов на корабль, летчик произвел посадку на палубу с зацеплением на третий трос аэрофинишера. Касание случилось в 23:12 мск. После заруливания к месту стоянки, Сергей Рыбников получил поздравления от российских и индийских коллег.

Съемки в сумерках оказались самыми сложными. Во-первых, за мое пребывание ночной полет был всего один (причем это самый первый вылет «МиГа» в сумерках с посадкой на палубу за все время морских испытаний INS Vikramaditya). Так что никаких отговорок типа «репетиция» и «в следующий раз обязательно получится».

Во-вторых, съемка фотоаппаратом есть суть использование оптики, где световой поток играет определяющую роль. Удаление от среза палубы более ста метров диктовали применение длинного и тяжелого «зума». Автофокус пришлось отключить, поскольку в условиях низкой освещенности и множества огней на палубе он легко мог «подвести». К тому же, для точной настройки ему требовалась помощь встроенного инфракрасного дальномера, а узкий луч в направлении на самолет чреват ослеплением летчика.

Настроив камеру вручную по участку летной палубы, таки удалось сносно снять садящийся «МиГ», сделав несколько вполне приличных кадров. А ведь самолет находился в воздухе над палубой даже не секунды, а мгновения до касания!

В условиях полярной ночи недавно приобретенная камера Nikon D600 с широкоформатной матрицей показала себя великолепно как при съемке фото, так и видео. Чего не скажешь о старом, «кропнутом» «никоне», который как ни старался, а столь хорошо как днем «отстреляться» по взлетающему «МиГу» во тьме не смог. Но D70 очень мне пригодился при свете Солнца, сделав неплохие снимки пока «младший брат» трудился «видеокамерой».

Из пережитого в походе больше всего запомнился ревущий МиГ, пролетающий буквально в нескольких метрах от ФКП на режиме работы моторов «максимал» или «форсаж». И разбег самолета в направлении трамплина с последующим отрывом и уходом в небо. Казалось, что от горячих выхлопов МиГа, дрожат не только элементы ограждения и люди у них, но и вся надстройка вместе с 45000-тонным авианосцем!

Хотя я человек авиационный, с опытом работы в непосредственной бл

  • В субботу 16 ноября авианосец проекта 11430 торжественно передали иностранному заказчику. В составе военно-морских сил

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с vk.com

13

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • military_aircraft
          • домен vk.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции