html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Шахназаров: По технологичности "Мосфильм" не уступает мировым студиям

Только российский чиновник в своем кабинете и работает, и живет. Западный - предпочитает жить дома. Возможно потому, что западный чиновник не привык задерживаться на своем рабочем месте долгие годы. У нас, начиная с петровских времен, долгожительство чиновника - признак успешной карьеры. Только у нас чиновное лицо называлось столоначальником, долгожительство в своем кабинете - наша русская традиция, воспитанная столетиями. Так или иначе, кабинет российского чиновника - нечто уникальное, собравшее под своими сводами вещный мир, говорящий о своем владельце больше и точнее, чем что бы то ни было или кто бы то ни было еще. Так возникла идея серии интервью с известными хозяевами кабинетов. Интервью, в которых начальник рассказывал и показывал бы журналисту те предметы, которые окружают его в рабочем кабинете. Порой эти предметы, сам интерьер кабинета способны рассказать о человеке очень много. Итак, приглашаем вас в первый кабинет нашей рубрики - кабинет генерального директора "Мосфильма" Карена Шахназарова.
Кабинет Карена Шахназарова - это полный беспорядок. Фото: Константин Завражин/РГ Кабинет Карена Шахназарова - это полный беспорядок. Фото: Константин Завражин/РГ
Кабинет Карена Шахназарова - это полный беспорядок. Фото: Константин Завражин/РГ

Карен Георгиевич, вы, по сути, работаете в музейном экспонате...

Карен Шахназаров: Мы перестроили практически всю киностудию, но вот этот кабинет директора оставили таким, каким он был во времена, когда я пришел руководить "Мосфильмом". Эти панели, стол. Только кресла новые. И стеклопакеты поменяли.

Мне несколько раз говорили: "Ну, замухрыжный кабинет, по современным меркам, давайте качественный ремонт сделаем". А я каждый раз отвечаю: "Пока я директор, этот кабинет останется таким, какой он был до меня".

Это для меня действительно важно. Шукшин здесь был. Сюда приходили все выдающиеся мастера нашего кино: Тарковский, Бондарчук, Гайдай, Рязанов. Всех не перечислишь.

На самом деле историческое место. В этом кабинете, на мой взгляд, есть какая-то своя атмосфера. Стены впитали, мне кажется, память этих людей, энергию.

У вас все еще хранится автограф режиссера Стэнли Крамера с одним ключевым для вашей карьеры словом?

Карен Шахназаров: Хранится. Стэнли Крамер, к сожалению, его уже нет, был выдающимся американским режиссером. Кстати, левый. Не знаю, может быть, он даже был членом Компартии Америки. Но при этом он был в Голливуде большой величиной. Я еще учился во ВГИКе. На очередном Московском кинофестивале мои родители пошли смотреть картину Крамера. После просмотра вышли, вдруг видят, Крамер стоит в фойе. Моя мама отцу говорит: "Давай подойдем". Папа знал английский. Они подошли, поздравили с картиной.

Папа спросил его: "Господин Крамер, наш сын тоже учится на режиссера. Можете ему что-то написать, посоветовать?" Он взял бумажку и написал одно слово - "patience", что по-английски значит терпение. И расписался - Стэнли Крамер.

Честно говоря, я был немножко разочарован. Подумал - как-то скучно. Терпение, режиссура, кино. А сейчас, спустя много лет, я понял, что он был абсолютно прав. Потому что терпение - это действительно самое важное в нашей работе.

Кстати, у этой истории есть небольшой занятный постскриптум. Спустя много лет, когда я сделал "Мы из джаза", меня первый раз отправили на Монреальский фестиваль. Международный крупный фестиваль. На следующий день после премьеры была запланирована пресс-конференция. Я вырядился. Пиджак, галстук, так официозно. И вдруг вижу знакомое лицо. В самом конце зала сидит так скромно, в рубашке застегнутый на все пуговицы. Без галстука.

Я спросил у сидевшего рядом со мной журналиста, который вел пресс-конференцию: "А это кто?" "Как кто? - ответил он мне. - Это Стэнли Крамер". Провели пресс-конференцию. Я хотел как-то с ним поздороваться, а он уже ушел. На следующий день мне один из нашего посольства газету дал почитать. Причем, чуть ли не "New York Times". Там интервью Стэнли Крамера. Где он в числе прочего говорит: "Посмотрел советский фильм "Мы из джаза". Фильм мне понравился. Вчера пошел на пресс-конференцию режиссера. Режиссер был похож на британского банкира". После этого даже галстуки перестал носить. Теперь я очень редко ношу галстуки.

Эту старинную камеру купили "дешево" - за 30 тысяч рублей. Фото: Константин Завражин/РГ

Разве сочетается творчество с терпением?

Карен Шахназаров: Самым прямым образом. Творческое вдохновение бывает не часто. По моему опыту, все-таки оно приходит, и я его всегда жду. Но если не работать, ничего не делать, терпеливо не выстраивать этот процесс, не заниматься - вдохновения не будет. Оно просто так не приходит.

Кино, на самом деле, очень муторное дело. Внешне оно снимается очень долго и рутинно. Порой за целый день удается снять всего минуту. Для этого нужно терпение. В том числе для того, чтобы дождаться того момента, когда ты вдруг начинаешь чувствовать что-то такое, что тебя зажигает и двигает. Но когда именно это случится, рассчитать невозможно. Не получится просто лежать на диване и ждать. Крамер был великим режиссером. К тому времени уже опытным мастером. Поэтому он правильно мне написал.

Трудно не обратить внимание на ваши фотографии с Федерико Феллини и Робертом Де Ниро...

Карен Шахназаров: Это был 1987 год. Московский фестиваль. Туда направили мой фильм "Курьер". Причем, сначала "Курьера" отобрал фестиваль в Сан-Себастьяне. Он им очень нравился, и они заранее говорили, что картина там что-то получит. Но наше начальство решило перебросить мой фильм на Московский фестиваль, что было в тот момент плохо.

В 1987 году появилась новая установка - Союз кинематографистов тогда решил не давать призы советским картинам. Просто до этого все годы награждали наши фильмы. А тут вроде как решили поскромничать.

Однако в итоге мне все-таки дали второй приз. Роберт Де Ниро как раз был председатель жюри. Ему очень понравилась моя картина. А наши члены жюри голосовали против - выполняли установку. Первый приз тогда получил Федерико Феллини с картиной "Интервью".

Тот фестиваль был очень интересным. Первый после начала перестройки. Мне доводилось участвовать во всех крупных фестивалях, но такого количества звезд я никогда не видел. Приехали буквально все. Потом я подумал: хорошо, что меня туда направили. Кстати, на том фестивале и Фрэнсис Коппола со своей картиной приезжал, но ничего не получил.

И вот во время награждения мы на сцене с Феллини минут сорок рядом сидели. Феллини, не скрою, был и остается моим кумиром. Я ему переводил. Все выходили, что-то долго говорили. Вот только автограф у него не попросил.

Феллини вручили его приз. Смотрю, он его так поглаживает. Я ему говорю: "Поздравляю вас". А Феллини мне вдруг очень простодушно отвечает: "Знаете, я очень люблю награды". Он это так по-детски сказал.

Фотографии с Федерико Феллини и Робертом Де Ниро занимают особое место в кабинете Шахназарова. Фото: Константин Завражин/РГ

А Де Ниро вам приз вручал?

Карен Шахназаров: Вручил. А потом мы снова увиделись в пресс-баре. На Московском кинофестивале это было самое популярное место. Туда невозможно было попасть. Но я ведь участник фестиваля. Мой столик был как раз рядом со столиком жюри. Туда пришел и Де Ниро.

Он меня увидел, узнал. Надо сказать, что мне тогда Де Ниро сказал очень лестные слова. Удивился, что советские члены жюри были против "Курьера". "А мы все были "за", - добавил он. Рассказал, что очень хотел дать отдельную премию актеру Федору Дунаевскому (он сыграл главную роль в фильме "Курьер" - "РГ"). Но, по словам Де Ниро, жюри в итоге пришло к выводу, что Дунаевский еще слишком молодой, непрофессиональный.

"А мне он очень напомнил меня в фильме "Злые улицы", - продолжил Де Ниро. И я подумал, действительно, у Феди что-то было такое близкое к его манере. Помните, когда Де Ниро начинал, его картины "Злые улицы" и "Таксист". А потом дал мне свой телефон: "Будете в Нью-Йорке, звоните".

Буквально осенью того же года я в первый раз поехал в США в составе большой делегации. Был со мной Володя Меньшов. Мы проехали по Штатам. Приехали в Нью-Йорк. Володя мне говорит: "Тебе же Де Ниро телефон дал, давай, позвоним ему". Мы начали звонить. Помню, был вечер, холодно. Нью-Йорк же холодный осенью - сильный ветер дул. Тогда еще у нас не было мобильных. Мы стоим и названиваем. Так и не дозвонились.

Неужели обманул - не тот телефон дал?

Карен Шахназаров: Не знаю, правильный ли телефон он мне дал. Или просто поменял? Вряд ли обманул. Зачем это ему?

Шахназаров: Люди звонят и дарят хорошие старые вещи. Фото: Константин Завражин/РГ

Что это за старинная печатная машинка "валяется" на полу в углу?

Карен Шахназаров: Кабинет Карена Шахназарова - это полный беспорядок. Можно сказать, что здесь мой характер. Хотя у меня на студии репутация человека, который максимально стремится к порядку. Но здесь мое личное. Хаотичное. Бумаги. Надо разобраться, но все руки не доходят.

Что же касается машинки, то это подарок. Знаете, многие дарят. Просто люди звонят и дарят вещи хорошие старые. Возьмите на съемки, говорят. Не так давно посол Советского Союза всю свою форму нам подарил. Причем, она отличается от нынешней.

В коридоре три камеры видели? (Идем смотреть камеры). Самую старую нам один товарищ купил и подарил. Очень дешево. Чуть ли не за 30 тысяч рублей. До сих пор в прекрасном состоянии. Любой музей может позавидовать. А вот на такой камере я свою первую картину снимал. Сейчас же все на цифру перешли.

А на подобной камере Шахназаров снимал свою первую картину. Фото: Константин Завражин/РГ

Российские актеры часто страдают "звездной болезнью"? У вас есть свой рецепт, своя пилюля от этой болезни?

Карен Шахназаров: Болеют. Звездная болезнь - это такое дело, которое не лечится. Понимаете, тщеславие и честолюбие - спутники нашей профессии. И с этим ничего не поделаешь. Отчасти это даже стимулирует актеров. То есть тут есть и положительные моменты. Но, с другой стороны, в какой-то момент это начинает сильно вредить. Я, к примеру, всегда был честолюбивым человеком. Наверное, у меня были и признаки тщеславия. Но сейчас я к этому стал спокойно относиться.

Актеры, на самом деле, должны верить в то, что делают. Их не надо в этом разубеждать. Для актеров это важно. Для них это куда важнее, чем для нас, режиссеров. А были актеры, как Евстигнеев, у которых никогда не было даже намеков на "звездную болезнь". Он вообще очень спокойно относился к своей профессии. Хотя был величайшим актером.

Мне все же кажется, что в российской киноиндустрии "звездной болезнью" не так массово страдают. Не так ярко выражено. Скорее, это относится к отечественной эстраде. Может быть, потому, что у нас в киноиндустрии по большому счету нет системы звезд.

В этот кабинет "на ковер" часто вызываете своих подчиненных? Вы строгий начальник?

Карен Шахназаров: Я, наверное, достаточно жесткий. На ковер вызываю. Бывает. Думаю, у меня репутация строгого гендиректора.

Афиша "Город Зеро" на французском языке. Фото: Константин Завражин/РГ

Сценарии лучше пишутся на работе или дома? К примеру, сценарий к культовому фильму "Город Зеро" вы где писали?

Карен Шахназаров: Обычно мы с Сашей Бородянским над сценариями работали. Один лежит на диване, другой пишет. Потом меняемся. Дома у меня или у него. Для написания сценария тоже нужно терпение. Кстати, "Город Зеро" писался очень долго и непросто. Я помню, мы начали писать, потом как-то все это застопорилось - долго не могли с какого-то места сдвинуться. Потом, вдруг, вновь пришло вдохновение.

Но говорят, что многие сцены для "Город Зеро" были вами взяты из жизни. Например, знаменитый эпизод с тортом в виде головы главного героя Варакина. Якобы аналогичный реальный случай произошел с Вахтангом Кикабидзе. В одном ресторане ему преподнесли именно такой подарок - торт в виде головы его самого.

Карен Шахназаров: Нет, это придумано. Я не знаю, правда ли Кикабидзе такой торт дарили. Но эпизод из "Город Зеро" - это наша фантазия.

Кстати, было очень смешно, когда Дональда Трампа избрали президентом США. Мне знакомые американцы из колледжа Святого Олафа написали. Они там изучают кино, в том числе и "Город Зеро". И вот прислали мне очень смешное видео. Оказывается, на банкете по случаю инаугурации Трампа случилась аналогичная сцена. Ему тоже на подносе на колесиках выкатили торт в виде его головы. А к видео приписали: "Мы в Америке, получается, остановились на станции "Города Зеро".

Нет ли у вас ощущения, что мировая киноиндустрия отчасти выдохлась? Все чаще ведь снимаются продолжения, новые версии по старым сценариям…

Карен Шахназаров: Да, это есть. Но я боюсь того, что мой ответ многие воспримут как, знаете, возрастное брюзжание. У меня есть ощущение, что мировая культура, в том числе и кино, находится в каком-то общем кризисе. Мне кажется, качество кинематографа в те годы, когда я только начинал в кино, было гораздо выше. Даже если по фамилиям посмотреть.

Вот я рассказал про Феллини. Но ведь помимо Феллини в то время в Италии были Висконти, Росселлини, Антониони, Пьетро Джерми. Были десятки фантастических режиссеров. Такого класса я сейчас не вижу. И в американском кино аналогичная ситуация.

Я тут посмотрел оскаровскую "Формулу воды". Я был, честно говоря, просто поражен. На мой взгляд, это ужасное кино со всех точек зрения. Но ведь столько призов. Это ведь тоже показатель.

На мой взгляд, кинофестивали в последнее время стали очень коммерческими и политизированными. И это губительно сказывается на кино. В 80-е годы, когда я начинал, все-таки такого не было.

Сегодня кино - это, в первую очередь, товар. А у товара совсем другие задачи. Кино теперь оценивается по уровню кассы. Вроде бы это и правильно. Но, с другой стороны, в этом есть что-то этакое: фильмы покупаются, как помидоры.

На столе Шахназарова лежит очередной еще не распакованный приз. Фото: Константин Завражин/РГ

Когда, на ваш взгляд, киноиндустрия окончательно откажется от услуг живых актеров?

Карен Шахназаров: Я думаю, что этого никогда не произойдет. Технически это возможно. Скорее всего, появится новый жанр. Но как не умирает театр, люди продолжают туда ходить, так и кино. Все равно живой актер - очень важная часть качественной киноиндустрии. Хотя то, о чем вы говорите, уже в какой-то степени существует.

Вы не думали снять такой фильм, где оживут топовые советские актеры, к сожалению, давно или недавно нас покинувшие?

Карен Шахназаров: Нет, мне это не интересно. Мне нравится в кино живое общение. Если почитать мои режиссерские сценарии, то можно заметить, что они очень отличаются от конечного продукта. Я люблю съемочный процесс, когда мы вместе с актерами часто отходим от первоначального сценария. Ощущение живого процесса, где есть импровизация. Вот это я очень люблю.

В этом кабинете когда-нибудь ставилась задача превратить "Мосфильм" в реального конкурента Голливуду?

Карен Шахназаров: Когда стал директором, то поставил перед собой задачу: создать студию, которая реально была бы лучшей в мире. И, прежде всего, технологически. Я не хочу бросать камень в своих предшественников, у них были свои задачи, но "Мосфильм" мне достался в тяжелом состоянии. С точки зрения технологии "Мосфильм" отставал тогда лет на 20.

А сегодня с точки зрения технологии "Мосфильм" не уступает ни одной студии в мире, в том числе американским. Другое дело, что в США таких студий пять. Тем не менее, в некоторых аспектах "Мосфильм" их все же превосходит.

В каких?

Карен Шахназаров: Например, я считаю, что запись музыки у нас лучше. Собственно, на американских студиях ее нет. Только на "Warner Bros." есть. И она хуже, чем у нас. У нас студия записи музыки мирового уровня. Но надо понимать, что там холдинги, продюсерские компании с огромными финансовыми возможностями, которые не может себе позволить "Мосфильм".

То есть, как раньше любили говорить, чтобы "переплюнуть Америку" в плане кинопроизводства не хватает денег?

Карен Шахназаров: Строго говоря, да. Мы создали студию, на которой можно развернуть высококлассное производство. По идее, надо производить порядка 200 картин в год для проката. Я не имею в виду сериалы. Но таких финансовых возможностей у нас пока нет.

Американцы строили Голливуд в практически идеальных условиях. Калифорния - это рай, а не пустыня. Вот хотя бы один пример: мы сражаемся с сосульками, а в Калифорнии сейчас плюс 20. Там ни одной студии не нужно отопление. Это какая экономия. В итоге они построили действительно могучую, прежде всего с финансовой точки зрения, киноимперию.

Но, на мой взгляд, нам не стоит посыпать голову пеплом. Голливуду понадобилось 100 лет, а мы за 20 лет построили студию, не уступающую им с технологической точки зрения. В принципе, можно и вторую задачу решить - запустить более массовое производство. Но на это надо время и правильная организация. Не только "Мосфильма", но и всей киноиндустрии. При активном использовании рыночных механизмов. Государство не в состоянии все время вкладываться.

Этот телефон Шахназаров недавно купил себе в Париже. Фото: Константин Завражин/РГ

Вы предложили запретить рекламу фильмов на ТВ. Неужели только запретами сегодня можно противостоять Голливуду?

Карен Шахназаров: Я не то, чтобы предложил запретить, потому что понимаю, что на наших телеканалах врагов себе наживу. Я просто привел пример, как поддерживается национальное кино во Франции. Довольно хитроумно. Там реклама запрещена для всех киностудий. Но у французских компаний никогда и не было денег на телевизионную рекламу - это слишком дорого. Получается, что данный запрет работает в пользу национального кино.

Также на французских государственных телеканалах нельзя показывать фильмы в четверг. Почему? Потому что в четверг открываются премьеры. То есть, таким образом людей стимулируют идти в кинотеатры, а не сидеть дома у телевизоров.

Вы считаете "Мосфильм" фабрикой грез? Вы в своей книге написали, что "Город Зеро" - это фильм о манипуляции сознанием. Разве каждый кассовый фильм - это не удачная попытка дать зрителю возможность убежать от реальности?

Карен Шахназаров: Да, это проблема, вы правильно говорите. Я иногда задумываюсь о смысле той профессии, которой я занимаюсь. Последние годы у меня возникают мысли, что в конечном счете я так или иначе манипулирую сознанием людей, участвую в этом процессе. Иногда мне кажется, что это не очень правильно.

Вы считаете, что на смену "читающей" цивилизации пришла "смотрящая". То есть получается, человечество деградирует на глазах?

Карен Шахназаров: В определенной степени это действительно форма деградации. Просмотр и чтение - разные мыслительные процессы. Читая, вы должны генерировать образы сами. Что полезно для вашего интеллекта. В кино вы принимаете готовые образы. И мне кажется, в этом смысле чтение, конечно же, куда важнее для развития человека.

Смотря кино, человек становится очень пассивным. Сейчас в самолетах, на пляжах, в метро все тупо смотрят айпады и мобильные. Раньше люди океаны пересекали, постоянно находились в каком-то движении, что-то создавали, а сегодня большая часть населения просто сидит перед экранами.

Я, например, не пользуюсь интернетом, я не читаю ничего в блогах, не пишу, не участвую в дискуссиях. Я понимаю, что в интернете много полезного, но есть что-то в этом и очень опасное.

Еще одна проблема - кино все больше уходит от жизни, оно перестает интересоваться человеком. Мне это также кажется опасным.

На мой взгляд, ключевая фраза в вашем фильме "Белый тигр" - "Война идет всегда и повсюду".

Подарок от певца Николая Расторгуева: "Карену...with love". Фото: Константин Завражин/РГ

Карен Шахназаров: В принципе, она продолжается. Это главное, о чем я хотел в этой картине говорить. Все проклинают войну, никто не говорит: "О, как здорово, война!" Толстой назвал войну противоестественным состоянием человека. Но тут задаешься вопросом: прав ли Толстой? Война-то все равно идет, она не прекращается ни на минуту.

Сейчас мы с вами говорим, а она где-то идет. То есть нет ни одного дня, ни одной минуты в истории человечества, когда люди бы не воевали. Неужели это какое-то проклятие нашего рода? Не хочется в это верить. Но я не даю ответов. Я предлагаю зрителям "Белого тигра" пищу для размышления.

Я заметил, что когда вы выступаете на различных телевизионных ток-шоу, вас практически никто не перебивает. Очевидно, к вашим словам относятся с большим уважением. Вам больше нравятся монологи или диалоги? В этом кабинете жаркие споры часто случаются?

Карен Шахназаров: Я не боюсь диалогов. Если люди прислушиваются к тому, что я говорю, - хорошо. Но, строго говоря, я не боюсь и поспорить. Я вообще-то полемист.

Да, в этом кабинете бывает жарко. Я спорщик. А то, что я выступаю, мне это интересно. Я сам не напрашивался, меня стали приглашать. Ток-шоу - это своеобразная борьба. И я люблю это состояние.

Вы тоже воюете, как в "Белом тигре".

Карен Шахназаров: В определенном смысле, воюю. Но стараюсь воевать против "Белого тигра". Я хоть и сказал, что не знаю ответа на этот вопрос, но считаю, что с перманентным состоянием войны надо бороться. Человек должен противостоять агрессии. Даже если понимает, что он в итоге проиграет.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с rg.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • rg.ru
          • домен rg.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции