html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Салемские колдуньи» Раймона Руло: Идеальные жертвы

Одна из тем нового номера «Сеанса» посвящена охотникам и жертвам, чьи статусы изменяются у нас на глазах. Кинематограф выступал проводником нормы, и сегодня он — в центре борьбы за справедливость, которая все более походит на реванш. Специально для журнала Екатерина Шульман написала о картине Раймона Руло «Салемские колдуньи» — классической истории моральной паники и ее последствий.

 

Одна из тем нового номера «Сеанса» посвящена охотникам и жертвам, чьи статусы изменяются у нас на глазах. Кинематограф выступал проводником нормы, и сегодня он — в центре борьбы за справедливость, которая все более походит на реванш. Специально для журнала Екатерина Шульман написала о картине Раймона Руло «Салемские колдуньи» — классической истории моральной паники и ее последствий.

Исследовательский метод «Попроси эксперта оценить то, в чем он не разбирается», дает несколько комические, но по-своему информативные результаты. Если заставить медика рецензировать кулинарное шоу, повара — прослушать симфонию, а политолога — посмотреть костюмную драму, выйдет нечто среднее между впечатлениями Наташи Ростовой в опере («Люди стали махать руками, и в руках у них было что-то вроде кинжалов; потом прибежали еще какие-то люди и стали тащить прочь ту девицу, которая была прежде в белом, а теперь в голубом платье. Они не утащили ее сразу, а долго с ней пели, а потом уже ее утащили, и за кулисами ударили три раза во что-то металлическое, и все стали на колена и запели молитву»), газетной колонкой Люсьена де Рюбампре о пьесе «Алькад в затруднении» («В конце акта кто-то спросил меня, как идет пьеса, я ответил: „Она в красных чулках с зелеными клиньями, в таких вот крохотных лаковых башмачках, во всей Андалусии не сыщешь ножек, столь божественных!“») и реакцией Александра Ивановича Лужина на просмотр кинофильма («Белым блеском бежала картина, и, наконец, после многих приключений, дочь вернулась в родной дом знаменитой актрисой и остановилась в дверях, а в комнате, не видя ее, поседевший отец играет в шахматы с совершенно не изменившимся за эти годы доктором, верным другом семьи. В темноте раздался отрывистый смех Лужина. „Абсолютно невозможное положение фигур“, — сказал он»).

Если представить, что при полном отсутствии опыта кинопросмотров вам предлагают оценить двухчасовой франко-германский фильм 1957 года о процессе салемских ведьм, то смотреть вы будете прежде всего на знакомое — как изображается на экране динамика власти и завихрения правосудия, и на поверхностно-оценимое — как выглядит кадр и актеры в нем.

 

 

Фильм «Салемские колдуньи», в англоязычном прокате известный как The Crucible («Суровое испытание» или «Тигель»), основан на пьесе Артура Миллера, которую переделал в сценарий Жан-Поль Сартр. Главных героев играют Ив Монтан и Симона Синьоре, чей звездный статус понятен каждому, но фильм при этом считается «незаслуженно забытым» — о степени этой незаслуженности можно спорить, но причины забытости обнаруживаются легко. Сценарий и сам фильм представляют собой памятник левых наклонностей Сартра и обозначают высшую точку его романа с советской властью. Фильм был совместным проектом Франции и ГДР, в рамках особой восточногерманской программы идеологического проникновения через общие культурные мероприятия, а французы снимали на территории геополитического противника из соображений дешевизны.

Левые интеллектуалы — симпатизанты разнообразных форм политического людоедства — особый сюжет ХХ века. Мрачный и дьявольски соблазнительный: интерпретируя его, легко облачиться в белое пальто морального превосходства. В «Салемских колдуньях» некоторый дух марксизма витает. Сюжет о колдовском процессе в общине суровых и трудолюбивых массачусетских поселенцев можно прочитать как «привилегированное сословие использует религиозную истерию в своих экономических интересах, обманывает простых людей и манипулирует правосудием». Главные злодеи в фильме — не завравшиеся девочки, не одержимые мракобесием пионеры-пуритане и даже не прелюбодейка Абигайль (которая хочет уморить хозяйку, а за хозяина выйти замуж, в итоге любовника ее вешают, жена остается живой), а магистрат и вице-губернатор Томас Данфорт (который в реальной жизни поучаствовал в раскрутке процесса на начальном этапе, а потом отошел от дела и письменно осуждал использование «духовидческих свидетельств» как доказательств вины, но было поздно), священники, врачи и юристы.

Простые люди ходят в шляпах, кафтанах и деревянных ботинках, властвующие классы — в париках и пышных белых галстуках. Кончается фильм сценой народного протеста — разгневанная толпа вламывается во двор, где стоит виселица. Правда, главного героя Джона Проктора спасти не успевают, трусливый Данфорт тоже куда-то незаметно прячется, выставив вперед себя живую и беременную Элизабет Проктор, а она, в свою очередь, защищает от самосуда лжесвидетельницу Абигайль, которую граждане готовы разорвать за участие в том, в чем соучаствовали они все.

 

 

И все же французская составляющая этого произведения позволяет посмотреть на сюжет чуть иначе и увидеть в нем историю трагических последствий недостатка супружеского секса. Центральная пара — Джон Проктор и жена его Элизабет, Ив Монтан и Симона Синьоре. Она с ним не спит из сложных медико-религиозных соображений, он прижимает в углу молоденькую служанку, жена их застает, служанку прогоняют, злобная Абигайль позже обвиняет хозяина в колдовстве, в ходе преследований супруги мирятся, но поздно — Джон идет на виселицу, оставляя жену беременной (что соответствует исторической правде). Ив Монтан ходит в расстегнутой до пояса рубахе, источая суровый природный эротизм, Симона Синьоре, чья скульптурная краса очень выигрывает от фасонов «куколь и рубище», смотрит на него пылающим взором и источает примерно то же. Пронырливая служанка-блондинка, выгибающиеся дугой девочки в белых чепцах с крылышками, гортанные вопли, пляски в лесу, вздыхающие коровы, главный герой с кнутом в руке, замкнутые пространства с низкими потолками, составленные из каких-то плохо сколоченных досок, — вся эта смесь почвенной фертильности и религиозных перверсий сильно отвлекает наблюдателя от классовой сути разворачивающегося конфликта. Все персонажи картинно хороши собой, смотрят друг на друга с вожделением, и явно прелюбодействуют в сердце своем. Старая школа кинематографии любит крупные планы, застывшие кадры и медленно катящиеся по выпуклым скулам героев глицериновые слезы.

Отечественному зрителю сцены с детьми, массово изображающими припадки таинственной болезни, неудержимо напоминают соответствующие эпизоды из «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен». Грешным делом подумаешь, не цитирует ли Элем Климов в 1964 году Раймона Руло 1957-го. В этом случае фраза «Дети — хозяева лагеря» приобретает иной, зловещий смысл, отсылая к историческому сюжету, в котором дети, заигравшись, устраивают локальный ад для взрослых.

 

 

Сама история салемских процессов так популярна, потому что предоставляет богатое поле для проекций и интерпретаций. Это сюжет про опасность замкнутого комьюнити, построенного на строгих моральных принципах: «деревня святых» имеет большие шансы превратиться в маленький концлагерь. И о том, как уязвимо правосудие перед натиском нравственной правоты, и куда приводит война с дьяволом: в грешном бытии человеческом абсолютное зло так же редко встречается, как и абсолютное добро, мы должны смириться с ошибочностью наших суждений и условностью наших приговоров и принять ограниченность земного правосудия, которое не равно справедливости — иначе во имя высшей правды мы сожрем друг друга. В реальной жизни реабилитация жертв салемских процессов завершилась только в 2001 году, когда Массачусетское законодательное собрание приняло акт, поименно назвавший всех пострадавших и утвердивший их невиновность. Мельницы правосудия мелят крайне медленно.

Салемский сюжет можно прочесть как историю moral panic — массовой истерии вокруг «опасности для детей», опасности для людей того времени совершенно реальной. Дети и угроза им — это триггер, который ужасным образом одновременно использует силу нашей гуманности и освобождает нас от нравственных ограничений. Если дети — сверхценность, то ради них все позволено. Дети — идеальные жертвы, они одновременно беззащитны и невинны, они не могут себя защитить и не могут лгать (лишены субъектности). Салемская история показывает то, что каждый из нас и так знает, но о чем не принято говорить — дети умеют врать не хуже взрослых, бывают так же корыстны и так же внушаемы, так же уязвимы и так же агрессивны. В обществе не должно быть никакой сверхценности, как и никакой сверхцели, если она позволяет нам дегуманизировать себе подобных и развязывать себе руки во имя святости наших целей.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с seance.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • seance.ru
          • домен seance.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции