html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«С моим ребенком все в порядке?» Как это узнать


Франсиско Гойя «Дантист», 1819

Иллюстрация: East News

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок успешно развивался и вырос хорошим и довольным собой и миром человеком. Практически все родители готовы сделать для этого все, что в их силах и в пределах их же разумения.  

Но выращивание ребенка — весьма длительный процесс, в условиях нашей цивилизации занимающий около 20 лет.

За это время ребенок кардинально меняется и внешне, и внутренне, обретает новые знания, навыки, привычки. На разных этапах развития у него разные цели, приоритеты, возможности и интересы.

К тому же дети очень различаются между собой — по темпераменту и силе нервной системы, по темпу развития, по устремлениям и характеру. Кто-то тихий, малоподвижный, жадноватый и внимательный. Кто-то шумный, веселый, щедрый, легко отвлекающийся. И то и другое — вариант нормы, но вот сравнить этих двух детей между собой весьма сложно.

Пришедшие ко мне на прием родители обычно формулируют проблему так: «Хочется знать, что все идет нормально, но непонятно, как судить».

Пока ребенок младенец или совсем маленький, это еще более-менее ясно: там есть всякие медицинские или психомоторные показатели. Вот он вовремя начал держать головку, улыбаться, гулить, садиться, держать игрушки и ими манипулировать, потом ходить, говорить, бегать, пирамидки собирать. Это все понятно, об этом везде написано, за этим легко можно следить, что-то корректировать, если надо, и есть специалисты, которые всегда подскажут, на что внимание обратить, и посоветуют, что сделать, если что-то пошло не так.

Когда ребенку 16–20 лет, тоже более-менее все ясно — чисто по результату. Если он успешно учится и конкретно и отчетливо направлен куда-то во «взрослую жизнь», хочет ее и не боится, значит, все вроде нормально и правильно.

А вот если взять обширную середину между двумя этими периодами, то там-то как судить? Нормально или нет? Все в порядке или не в порядке?

По успеваемости в школе? Но всем ясно, что это не показатель, даже если не вспоминать всяких «великих», которые в школе плохо учились. Способность усваивать академические и практические знания у всех разная, и напрямую с успешностью и «счастливостью» она никак не связана. И троечник может быть комфортным, хорошо развивающимся  и социально успешным, и отличник — задерганным и насквозь несчастным.

Строгое соблюдение всех социальных норм вовсе не делает человека субъективно счастливым и совершенно ничего не гарантирует в плане его дальнейшей судьбы

По общительности, наличию друзей? Участию в «общественной жизни»? Так ведь кому-то для общения достаточно одного друга с детского сада и одной группы по интересам «Вконтакте», а другой вроде бы легко знакомится, непрерывно общается в разных компаниях, всегда в гуще событий, а дома жалуется (и видно, что не врет): «Мне одиноко! Со мной никто дружить не хочет!»

Причем первый с раннего детства почти терял сознание в любой толпе и боялся Деда Мороза на детских утренниках, а второй у этого же Деда Мороза ходил в любимцах и по сей день может запросто познакомиться со взрослыми людьми.

Может быть, можно судить по наличию у ребенка увлечений? Если ходит в разные кружки, всем интересуется и всегда готов еще один кружок добавить, тогда все в порядке?

Но вот есть милая, спокойная девочка, которая приходит из школы домой, гуляет с собакой, там, на прогулке, встречается с двумя подружками (у них тоже собачки), болтает с ними, потом они все вместе делают уроки, забирают из сада двух младших сестер, играют с ними в мяч и в куклы, смотрят мультфильмы по телевизору, потом подружки уходят домой, а наша девочка вместе с мамой готовит ужин, играет с папой и сестрой в настольные игры. Ее спрашивают: может быть, какой-нибудь кружок? А она отвечает: спасибо, но, наверное, нет. Я бы на лошадках хотела, но туда далеко ездить и дорого. А в юннатский кружок я уже ходила, но мне там зверюшек жалко, они же все время в тесных клетках сидят, и ничего с этим не сделать. Но я потом все равно буду ветеринаром.

И другой ребенок — у него шесть кружков, которые он посещает восемь раз в неделю в совокупности, все кружки ему в общем нравятся, и ни против одного он не протестует постоянно и решительно. Когда в кружках перерыв, мальчик делает уроки или утыкается в телефон и смотрит там ролики — без всякой логики, первые попавшиеся. Если телефон отбирают («Вредно все время в него пялиться!»), мальчик ходит за родителями или бабушкой и канючит: «Ну а что мне тогда поде-е-елать?!»

Развитие которого из этих двух детей кажется вам более гармоничным?

Высокая общественная социализированность? Так сказать, «удобный, вежливый ребенок», который все делает «правильно», никогда не дерется и не хамит ни учителям, ни родителям? Но опять же всем известно, что строгое соблюдение всех социальных норм вовсе не делает человека субъективно счастливым и совершенно ничего не гарантирует в плане его дальнейшей судьбы.

***

Так что же, спросит читатель, автор пытается нас убедить, что никакого общего показателя «все в порядке» для обычных детей в возрасте 5–15 лет нет и быть не может? Слишком разнообразны семьи, характеры детей, условия жизни?

А вот и не так!

Автор на основании своего 25-летнего опыта практического психолога считает, что показатель «все в порядке» как раз есть, и готов с вами, уважаемые читатели, своим наблюдением поделиться.

Этим показателем, на мой взгляд, является достаточно простая вещь.

С развитием и социальными перспективами обычного, психически и физически приблизительно здорового ребенка все в порядке, если этот ребенок регулярно (кто чаще, кто реже — тут главное именно регулярность) рассказывает вам об отмеченных им достоинствах знакомых ему людей, а также регулярно радуется их успехам.

Например:

— Аня у нас сегодня в садике такого замечательного зайчика слепила! Просто как живой! А у моего медведя голова отвалилась…

— Вася у нас быстрее всех бегает. Представь, он даже третьеклассника сегодня обогнал!

— У меня самого совсем слуха нет, увы. А вот у нас в классе есть девочка — так она прямо на слух может почти любую мелодию подобрать. Это так классно!

— Мы все за нашего Петю болели! И он-таки победил в этой олимпиаде, представляешь! Я так радовалась!

— Вера у нас всегда такая тихая, но вчера она так прекрасно рассказала стихотворение на празднике Победы! И стихотворение такое трогательное, она его сама выбрала. Некоторые девочки даже плакали. Я сама не плакала, но в носу у меня все-таки щипало. Знаешь, я после этого на Веру просто другими глазами взглянула.

— Ольга Петровна сегодня пришла такая красивая! В новой кофточке и с новой прической.

— Мама, погляди, как Ирин младший брат нарисовал портрет нашей собаки! Правда, он очень талантливый? Он хочет художником-анималистом быть, я уверен, что у него получится.

(Все реплики подлинные, получены от моих посетителей.)

Вот приблизительно так. Если вы регулярно слышите что-то подобное от своего ребенка про разных знакомых ему (видеоблогеры не считаются) людей — все в порядке: мир в целом представляется ему привлекательным местом, населенным хорошими и интересными людьми, среди которых он сам занимает вполне достойное место.

Что делать, если ничего подобного нет? Или все еще хуже — вы регулярно слышите прямо обратное описанному выше: «Да он просто идиот!», «Да она вечно ко мне придирается», «Да они все придурки!»

Вот план из трех пунктов:

  1. Исследование самого себя и других членов семьи. Как часто вы сами  вслух говорите о достоинствах других, окружающих вас людей? Причем если ваш ответ «да, часто», то убедитесь, что это не дидактика («Вот дочь моей подруги всегда сама делает уроки и убирает за собой кровать», «Вот твой друг Вася всегда помогает матери нести тяжелые сумки!»).

  2. Сознательно увеличьте количество своего собственного не дидактического говорения «о хорошем в других» и констатацию своей радости за других в три раза. Ну то есть если вы раньше говорили приблизительно раз в неделю, теперь будете говорить три раза в неделю. Достоинств у своего круга насобираете волевым порядком, заодно сами узнаете много нового… Если же у вас был «ноль», тогда начните с «два раза в неделю» и постарайтесь довести количество до «раз в день».

  3. Никогда не соглашайтесь про «они все придурки» или «это она ко мне все время придирается». Ваша позиция: «В любых отношениях участвуют две стороны. Изменить “их” или “ее” не в наших силах. Но каждый может изменить себя и свои действия. Тогда меняется вся система. Давай подумаем, что можно предпринять в данной ситуации с нашей стороны, чтобы изменения, которые неизбежно наступят, выглядели конструктивными с нашей точки зрения».

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с snob.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • snob.ru
          • школа
          • учителя
          • лето
          • праздник
          • семья
          • бабушки
          • исследования
          • домен snob.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции