html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Русский народный сплин


Лидер группы "Сплин" Александр Васильев во время концерта в Лужниах, 1998

Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости

Весной 1998 года молодая питерская группа «Сплин» выпустила «Гранатовый альбом» и мгновенно перебралась из клубов на стадионы, став наряду с «Мумий Троллем» знаменем нового русского рока. «Орбит без сахара» и «Выхода нет» пела вся страна, реклама альбома крутилась по ОРТ, впервые прибывшие в Москву The Rolling Stones выбрали «Сплин» разогревающей командой — такого успеха коллектив Александра Васильева не знал ни до, ни после, хотя хитами той поры группа по-прежнему закрывает концерты и ставит на уши площадки любого размера. Спустя двадцать лет понятно: «Орбит без сахара» принес в Россию продакт-плейсмент и показал его возможности, «Выхода нет» — лучший саундтрек надвигающемся августовскому кризису 98-го, а «Коктейли третьей мировой» снова актуальны, как никогда.

Пальто

В конце клипа на «Выхода нет» лидер «Сплина» Александр Васильев, одетый в черное пальто до пят и белую водолазку, сводит счеты с жизнью — обреченно падает в холодную воду на окраине Петербурга. Смертельный финал в ролике на самую депрессивную песню группы напрашивался сам собой и по всем законам жанра был неизбежен. Если бы не одно но: взятое напрокат в «Мосфильме» английское пальто, скроенное по старым лекалам, никак не уходило под воду. Отдав должное смелости артиста, сиганувшего ради дела в студеную гладь, директор группы решает не использовать фрагменты с неудавшимся самоубийством, а закончить все заходом солнца.

В этом же пальто Васильев появится и в клипе на «Орбит без сахара», но вместо искомой жевательной резинки в кадре промелькнет другая — Bubble Gum.

Эта подмена суицида, сорванного из-за дурацкой оплошности, на символический жест вкупе с обманутыми ожиданиями населения придутся на объявленную в стране тысячекратную деноминацию рубля и разлитое в воздухе ожидание скорого коллапса. Так весной 1998 года сложится канон «Сплина» и повторится сценарий русской жизни: все обойдется ровно потому, что самым страшным планам здесь просто не дано сбыться.      

Советский Кобейн

«Когда мы начинаем петь, нам подпевает вся страна», — без всяких на то оснований спел Васильев в песне «Частушки» за год до выхода «Гранатового альбома». Ни одного по-настоящему большого хита от Москвы до самых до окраин у группы тогда не было, зато уровень амбиций (и самоиронии) автора песен с тех пор стал понятен. С другой стороны, «Сплину» и правда уже подпевали в мегаполисах и областных центрах: в 1996 году вместе с десятками поп-артистов и рок-групп всех мастей питерский квинтет проехал по России, участвуя в предвыборной кампании «Голосуй или проиграешь», призывающей поддержать Бориса Ельцина на грядущих выборах президента. 

К тому времени «Сплин» мог похвастаться комплиментами и расположением грандов ленинградского рока, принявших Васильева за своего. Шевчук вовсю звал его на организованный «ДДТ» рок-фестиваль, Кинчев сводил с нужными людьми, Гребенщиков в каждом втором интервью упоминал «Сплин» как единственную новую рок-группу, которую ему интересно слушать. Директором группы стал Александр Пономарев, ранее работавший с «Наутилусом Помпилиусом», «Браво» и «Зодчими». 

В Москве коллектив заметил Дибров и привел будущих звезд в эфир «Антропологии» на НТВ. С подачи ведущего мало кому известная песня «Орбит без сахара», вопреки всем правилам, звучит дважды — в начале и на последних минутах программы. Там же впервые на телеэкранах появится «Выхода нет», впрочем, с другим названием («Полетели»). «Наш советский Кобейн», — сравнил Васильева Дибров, имея в виду лидера Nirvana Курта Кобейна. «Я — Курт, — признавал все в той же “Частушке” и сам лидер “Сплина”, следом уточняя: — Воннегут».

Через несколько месяцев четвертый по счету, «Гранатовый» альбом группы вышел на недавно созданном лейбле «ОРТ Рекордз» и пользовался рекламной поддержкой канала (в одном из роликов речь шла ни много ни мало о «последней легенде русского рока»). Спустя год «Сплин» принял участие в праздничной программе «Четыре года ОРТ», где исполнил кавер-версию шлягера House of the Rising Sun, пародируя выступление британцев-шестидесятников The Animals — видимо, последней легенды английского рок-н-ролла. Неожиданная ретроспектива, разыгранная в духе «Старых песен о главном», как ни странно резонировала с тем, что недавно происходило в самом Лондоне, где новое поколение музыкантов черпало вдохновение в аккордах и риффах 60-х. Бритпоп поднимал на щит The Beatles, The Rolling Stones, The Who и The Kinks и тем демонстрировал связь времен; «Сплин» с его отчетливой ориентацией на бритпоп в «Гранатовом альбоме» в первую очередь демонстрировал стиль и качество.

«“Сплин” нашел золотую середину между тем, что называется “бритпоп” — жесткая гитарная подача, гитарный драйв, как у Oasis, Blur, The Verve — и традиционной русской мелодичной распевностью, — заявил в эфире “Акул пера” директор группы Александр Пономарев. — Русскому человеку нужно, чтобы под песню можно было бухнуть, спеть ее за столом, в подъезде. А с другой стороны качает. Это идеальный баланс между тем и тем».  

Играя в бритпоп по-взрослому, «Сплин» тоже рассыпал намеки на наследие западного рок-мифа: от песни «Люся сидит дома» как парафраза битловской Lucy In the Sky with Diamonds до приветов Джиму Моррисону, от манифестов хиппи до психоделиков и круглых очков. И много, очень много легких наркотиков, встречающихся примерно в каждой песне под тем или кодовым обозначением вроде «марки»; последним треком шла «Мария и Хуана», похожая на объяснение анекдота умственно отсталым.     

Народная любовь

В заглавии альбома Васильева привлекала многозначность: по его наблюдениям, слово «гранат» одновременно отсылало к названию фрукта, оружия и камня. Название же группы лидер «Сплина» все чаще трактовал как «аббревиатуру, которая никак не расшифровывается». Эта привычка уходить в туманные дали и говорить загадками выдавала в Васильеве верного поклонника и последователя Ленинградского рок-клуба не меньше его тогдашней абстрактной лирики. БГ, Шевчук и Кинчев не зря относились к группе «Сплин» по-отечески: Васильев заново обживал поэтическое пространство, созданное «Аквариумом», митьками и всем поколением «дворников и сторожей», отталкивался от образов и сюжетов «Кино» и «Алисы», а главное — никак не отрицал, а, наоборот, настаивал на их влиянии.

Одним из первых это ожидаемо разглядел главный знаток и бытописатель советского рок-подполья Артемий Троицкий, указавший в тех же «Акулах пера» на традиционность «Сплина», и предположил, что ажиотаж вокруг группы «обусловлен ситуацией безрыбья в нашем роке». До выхода дебютных альбомов Земфиры и «Ленинграда» оставалось чуть меньше года.

Однако как минимум одна песня из обоймы «Гранатового альбома» была не просто свежей и передающей дух времени, а буквально революционной. «Орбит без сахара» не имела себе равных уже только потому, что не знала предшественников. Ни русский, ни тем более советский рок ни разу не обращались к рекламе как источнику вдохновения и не генерировали спам-песни из слоганов, промоакций и джинглов. Рекламщики станут активно использовать формат навязчивой поп-песни как двигателя торговли немного позже, вирусные ролики с брендами хлынут в 2000-х — но ничего даже близко сравнимого с успехом «Орбита без сахара» так и не случилось. «Ляпис Трубецкой» спел «В левой руке “Сникерс”, в правой руке — “Марс”», Верка Сердючка сострила в припеве про Dolce & Gabbana, Тимати записал трек «Тантум Верде Форте» и даже исполнил его в «Олимпийском», намеренно игнорируя разницу между песней и рекламной паузой, — как бы то ни было, во всем, что выходило после нетленки «Сплина», виднелся расчет ушлых коммерсантов от музыки. Народной любви не было и в помине.

Брендреализм

Между тем считать «Орбит без сахара» продакт-плейсментом в чистом виде будет неправильно. У группы не было спонсора, Васильев не работал по заказу, понятия «рекламная интеграция», о которой теперь знает каждый подписчик Дудя, не существовало. Для поэта Васильева строчка «Она жует свой “Орбит” без сахара» была чем-то вроде развернутого прилагательного. Жует и вспоминает тех, о ком плакала — ну, ок. Почти как в песне Евгения Осина «Плачет девушка в автомате» на стихи Вознесенского — только на этот раз она не «вся в слезах и в губной помаде», а с жвачкой во рту. Новому времени — новых героев или хотя бы новые аксессуары. Или, если угодно, от женщины, которая поет, к женщине, которая жует.   

Когда группа поняла, какого монстра породила, Пономарев попробовал выжать из менеджмента Wrigley, производителя Orbit, вознаграждение, но тщетно: давать деньги на непонятную песню про психически нестабильную студентку корпорация не собиралась. Ситуация не изменилась даже после выхода клипа на MTV и нахлынувшей на «Сплин» популярности. Однажды, правда, группе за кулисы принесли блок жевательных резинок от якобы представителя бренда.    

Однако видеть в Васильеве и компании простодушных бессребреников будет еще большим преступлением против истины. Добрая половина «Сплина», включая лидера группы, подрабатывала в 90-х на радио и среди прочего записывала рекламные ролики. Более того, на выручку с таких заказов — в основном для пришедшей в страну газировки «Херши Кола» — был выпущен первый альбом «Сплина» «Пыльная быль». Если вслушаться в тексты Васильева внимательнее, обнаружится, что еще за пару лет до «Орбита» он то и дело упражнялся в прямом или косвенном упоминании торговых марок. Например, «теперь вся Москва ночью нюхает Tide» («Фюрер-Фюрер») или «когда тебе мало пол-литра, просто добавь воды» («Частушки»). Не услышать в последней слоган из рекламы порошковых напитков Yupi в 97-м было невозможно.

За десять лет до «Трех полосок» Animal ДжаZ, за двадцать до «В мертвых найках» Фараона — Васильев скрестил новую русскую музыку и поп-арт, авторский почерк и логотип, дневник и билборд. В 2016 году этот трюк феерично провернул Сергей Шнуров с песней «Экспонат»: теперь главной деталью, иллюстрирующей смятение девушки, была не размазанная помада, не пережеванная сто раз жвачка, а острая нехватка туфель Christian Louboutin. С тех пор лидер «Ленинграда» не покидает списки Forbes и создает живописные произведения в стиле брендреализма, родоначальником которого принято считать самого Шнурова. На самом деле все началось с «Орбита без сахара».

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с snob.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • snob.ru
          • домен snob.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции