html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Рождение современной литературной критики

Филолог Алексей Вдовин о трех базовых идеях критики, по Шлегелю, влиянии книги «О Германии» мадам де Сталь на русскую и французскую критику и трансформации экспертного мнения

Институт современной литературной критики — явление достаточно позднее. Сейчас кажется, что литературная критика была всегда. Писатели, поэты, прозаики и драматурги писали тексты и выпускали их в свет, и литературные критики тут же набрасывались на эти тексты: комментировали, хвалили, порицали, ругали, вырабатывали какие-то ранжиры, расставляли приоритеты. Такая система устройства литературы появилась не ранее начала XVIII века. В Англии начинали издаваться знаменитые журналы Spectator и Tatler, начали свою работу журналисты Аддисон и Стил. Журналистика была и во Франции, а к середине XVIII века она появляется в России (например, сатирический журнал «Трутень», который издавал известный журналист Николай Иванович Новиков).

Однако в качественно новом смысле институт литературной критики и метод критического анализа текста появились чуть позже. И человеком, с которым тесно связано создание этого института, был Фридрих Шлегель — известный немецкий философ, историк, критик, писатель, яркий представитель йенского романтизма. Вокруг него в Йене в последние годы XVIII века сложился целый кружок, куда входил Август Вильгельм Шлегель, его брат, его жена, философ Шлейермахер, писатель Новалис и многие другие писатели, поэты и философы того времени.

Что же произошло в последние годы XVIII века в йенском кружке с критикой, что на столетия задало новый вектор развития литературной критики?

Фридрих Шлегель заново определил, что отныне литературная критика должна перестать быть сведением счетов, полемикой и разбором стиля. Он предложил три базовые идеи. Условно их можно разделить на идеи, связанные с прошлым, настоящим и будущим.

Если говорить о прошлом, то литературный критик должен одновременно стать и историком литературы. Важно помнить, что тогда не существовало жесткого дисциплинарного разделения на историков литературы, критиков, философов, университетских преподавателей. Все эти границы между сферами и науками были размыты. И поэтому нам сейчас трудно определить, кем был Фридрих Шлегель. Историком литературы? Критиком? Философом? Он сочетал в себе все эти профессии. И критик, в концепции Фридриха Шлегеля, должен заново переписать всю историю литературы и как бы создать ее и стать историком литературы.

Если говорить о настоящем, то критик должен превратиться в человека, продолжающего текст, который он анализирует. Он должен заниматься сотворчеством. Ему следует превратиться в полупонимающего читателя, который не до конца как будто бы понимает критикуемый текст и должен истолковать и объяснить его читателю. Сейчас нам это кажется банальным и тривиальным. Мы привыкли, что все так делают. После выхода очередного романа мы заходим на сайт или на страницы еще бумажного журнала в поисках критической статьи, которая объяснит нам, в чем смысл нового романа того или иного автора. Но тогда идея понимания текста казалась новацией. Шлегель впервые поставил очень амбициозную задачу перед критиком: он должен был понять внутренний дух произведения, как бы проникнуть в голову автору и сказать за него то, что автор не хотел или не мог в тексте окончательно проговорить.

Такой вариант критики Фридрих Шлегель предложил на примере только что вышедшей тогда литературной новинки — ставшего позднее знаменитым романа Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера». И знаменитая статья прославила Фридриха Шлегеля и его метод. В статье о Вильгельме Мейстере Шлегель объясняет, в чем смысл и значение этого романа Гёте для литературы, копается в устройстве, архитектонике этого романа. Такой тип критики Шлегель предложил назвать «характеристикой» в противовес термину «полемика». Характеристика должна заниматься только текстом, а не сводить полемические счеты. В Англии и Франции, например, критики определяли, соответствует ли автор стилистическим тенденциям или литературному направлению.

Если говорить о будущем литературы, то Шлегель предложил новую концепцию критики, по которой она становится куратором, наставником литературы. Он обратился к фигуре своего великого предшественника — немецкого филолога, историка, драматурга Готхольда Эфраима Лессинга. За тридцать лет до Шлегеля он пересоздал институт немецкой критики и написал знаменитый трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» и цикл статей «Гамбургская драматургия», где описывал устройство национального немецкого театра. Опираясь на мнение Лессинга, Шлегель считал, что, в отличие от античной литературы, где у греков и древних римлян литература предшествовала критике и теории (сначала были пьесы Софокла и Эсхила, а потом появилась «Поэтика» Аристотеля, которая объяснила, как устроены эти трагедии), в новых литературах все наоборот: критика предшествует литературе.

Разумеется, немецкая литература на немецком языке существовала до того, как пришел Шлегель и Лессинг и заявили о воссоздании литературы. Но в концепции Шлегеля имелось в виду, что критика должна выработать научные основания, новые рельсы, по которым будет развиваться отныне национальная литература, а шире — культура.

В такой концепции критику отводилась уникальная и очень широковещательная роль: критик должен был стать управляющим всей литературы. Фактически он должен был стать фигурой крупнее писателя. Авторы отныне должны были подчиняться дирижерской палочке или указке критика. И Фридрих Шлегель предполагал, что такая роль в этой новой немецкой культуре, где главенствует критика, будет отведена ему самому или ему подобным.

Эти три идеи Фридриха Шлегеля оказались очень популярными и плодотворными не только в Германии, но и в Европе. И как показывают исследования 1980–2000-х годов, эти идеи действительно переформатировали поле литературной критики. Все большее количество критиков в Германии, а потом в Англии и России восприняли эти идеи как руководство к действию.

Во Франции литературная критика была устроена немного иначе, и, как писал Шлегель, французы оказались совершенно невосприимчивы к новой идее литературной критики. Но во Франции появился человек, который стал продвигать идеи философа. И таким человеком стала Анна Жермена де Сталь, которая познакомилась со Шлегелями и йенским кружком в начале XIX века. Вдохновившись этими идеями, она написала книгу «О Германии», где, в частности, изложила новую концепцию критики и стала пропагандировать эти идеи во Франции.

И уже буквально через 10–15 лет, в начале 1820-х годов, эти идеи проникли и в Россию. Впервые они появились после публикации главы «Лессинг и Винкельман» из книги мадам де Сталь «О Германии», которая была переведена на русский язык и напечатана в 1822 году в журнале «Соревнователь просвещения и благотворения». Она оказала огромное влияние на формирующуюся русскую критику. А чуть позже, в 1830-е годы, работы Шлегеля были прочитаны в оригинале другим очень важным и крупным русским критиком Степаном Петровичем Шевыревым. Он осмыслил их, придал более подходящий для России вид и стал очень настойчиво пропагандировать их на страницах сразу нескольких журналов, таких как «Московский наблюдатель» и «Вестник Европы».

К концу 1830-х годов идеи того, что критика должна сконструировать как будто бы не существовавшую доныне национальную литературу и культуру, очень прочно овладели умами всех вступающих в критическое и литературное поле деятелей и авторов. Как раз в это время на литературную и критическую сцену вступает литературный критик Виссарион Белинский.

В Европе и России была крайне благоприятная почва для этих идей. В первые десятилетия XIX века все европейские культуры были сосредоточены на строительстве автономной национальной культуры. И мировоззрение, в основе которого лежали идеи национализма, так называемого романтического национализма, к 1830-м годам стало доминировать в этих странах и России. Именно с политическим и идеологическим феноменами связан отчасти расцвет литературной критики и идеи «романтического программирования» литературной критикой развития литературы в ту эпоху.

Продолжаем ли мы жить с таким представлением о литературной критике сегодня? Существуют разные точки зрения на то, как сейчас развивается институт литературной критики в мире и, в частности, в России.

Но если смотреть на развитие литературной критики как института за последние двести лет — от Шлегеля до Льва Данилкина, — то, как мне кажется, мы увидим, как сохраняется скелет парадигмы, заданный Фридрихом Шлегелем. Если мы откроем литературные журналы, мы увидим, что критик по-прежнему видит свою задачу в объяснении читателю литературного, политического и социального смысла того или иного текста. Вписать его в существующее поле и попытаться предсказать, что будет дальше и куда будет развиваться литература.

Но есть и существенные различия по сравнению со Шлегелем. Часть функций, которую он приписал критику, отошла к историкам литературы, филологам, литературоведам, которые занимаются интерпретацией текста в том понимании характеристики, глубинного анализа архитектоники текста, о котором писал Шлегель. Современный критик не занимается таким глубинным анализом поэтики текста.

Второе очень важное отличие заключается в том, что цифровая эпоха, демократизация всех средств массовой информации, распад системы толстых журналов в России и переход на электронные платформы очень существенно изменили экспертное мнение. Наличие форумов, сообществ, где есть свои лидеры мнений, сильно расшатало жесткую систему, в которой во главе пирамиды стоят один-два критика, которые задают общий вкус. И изначальная система сейчас уже не может существовать в том виде, в котором ее спроектировал Фридрих Шлегель.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • исследования
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции