html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Роман Должанский vs Екатерина Проничева: Уличные фестивали меняют будущее театра

На ВДНХ в четвертый раз проходит международный фестиваль искусств «Вдохновение». Каждый год его программа посвящена определенному жанру в искусстве, в этот раз темой «Вдохновения» стал современный театр. Директор ВДНХ Екатерина Проничева поговорила с арт-директором фестиваля Романом Должанским о том, насколько европейский независимый театр подходит Москве, удалось ли повернуть имидж ВДНХ в сторону искусства и почему даже современный театр остается традиционным. Дискуссию модерирует Ксения Маренникова

1 августа 2018 16:00

Забрать себе


Фото предоставлено пресс-службой

Как на такой площадке, как ВДНХ, появился фестиваль искусств?

Екатерина Проничева: На самом деле, ничто так не близко этой площадке, как театр. Потому что ВДНХ сама по себе — это декорация. В разные периоды жизни страны она отражала те вещи, которые происходили в истории. Это идеальное уличное сценическое пространство. И когда появилась возможность провести здесь фестиваль искусств, я согласилась не раздумывая. Это невероятный опыт для нас и интересный эксперимент. Плюс мне лично было интересно попробовать то, что никогда не делала в жизни, поработать с территорией, изменить цель посещения и состояние находящихся здесь людей.

Роман Должанский: Мне кажется, что стереотип «ВДНХ не подходит для театра» все еще глубоко сидит в головах москвичей, особенно тех, кто привык относить себя к «интеллектуальной элите». Они думают, что ВДНХ — это место, где очень много народа, все время что-то продают, а вечером туда вообще лучше не ходить, потому что могут и в рыло дать в темном углу.

Это давно не так. Восстановление архитектурно-пространственного наследия прекрасно сочетается с современной инфраструктурой. Здесь есть зоны упорядоченной жизни, а есть зоны абсолютной свободы — ты можешь быть в гуще событий, а можешь остаться один на один с собой, то есть достигнут баланс индивидуального и массового.

Екатерина Проничева: Посетители ВДНХ — не ваша референтная группа. Какой эффект вы бы хотели получить от фестиваля?

Роман Должанский: Я уверен, что театральные фестивали никогда не смогут соревноваться с различным мейнстримом по числу зрителей. Людей, которые в этот же день пойдут в известные театры с популярным репертуаром, всегда будет больше, чем тех, кто посмотрит спектакль, привезенный на фестиваль. Поэтому поразить цифрами театральный фестиваль не может. Он может повлиять на людей, которые формируют запрос и определяют повестку дня в искусстве. Если хотите — театральную моду. Когда сейчас их спрашивают, что на них повлияло, они говорят: «Двадцать лет назад я на фестивале NET увидел такой-то спектакль, 15 лет назад я на мастер-классе видел то-то, 10 лет назад на Чеховском фестивале — то-то». И вот если через 20 лет кто-то скажет, что на ВДНХ привозили Rimini Protokoll и тогда он понял, что театр может быть другим, там не обязательно должны быть актеры, что можно использовать даже мультимедиа, что театр может говорить о насущном для всего мира и о политическом, оставаться при этом художественным, что он может быть радикальным, но не грубым и так далее, — вот тогда миссия будет выполнена. Кроме того, я уверен, что для статуса театральной столицы любому городу необходим летний театральный фестиваль, особенно если вспомнить, какое короткое у нас лето.

Екатерина Проничева: Я читала мемуары Бетти Глан, первого директора парка Горького — она открыла в парке первый в Москве амфитеатр на 800 человек для выступлений. Очень важно было показывать большому количеству людей театр как явление. В какой-то мере пытаемся это сделать и мы сейчас. Мы даем возможность попасть на фестиваль и тем, кто специально приходит на такие мероприятия, и массовому посетителю — чтобы он увидел то, что идет вразрез с его представлением о театре.


Фото предоставлено пресс-службой

Роман Должанский: Это накладывает определенную ответственность. Допустим, придет 50 тысяч человек. Среди них будет 30 тысяч, которые подумают, что это круто, еще 10 тысяч — что интересно, а для 100 человек спектакль может оказаться каким-то поворотным пунктом в их жизни. Но что делать с теми, кто пришел впервые, кого нужно «приручать»?

Екатерина Проничева: Вопрос не только в ответственности. Для нас с вами это эксперимент, и тут уже важно ваше мнение как куратора: сработало ли это, есть люди, которых приручили? Стоит ли и дальше ставить амбициозные цели и продолжать делать такие фестивали?

Роман Должанский: Я думаю, что здесь не должно быть только одного — того, что можно увидеть в городе зимой, на обычных площадках, пусть даже экспериментальных. Нужна эксклюзивность — за ней и пойдет та условная тысяча «прирученных». Большое уличное представление, либо сценическое, но на площадке на воде, на свежем воздухе, которое будет взаимодействовать с природой, какие-то масштабные проекты, которым не уместиться в городских театрах.

Вообще, театральные фестивали рифмуются с задачей заглянуть в будущее, что, в свою очередь, созвучно с задачей ВДНХ, которая создавалась как место, где можно увидеть самое лучшее и то, что ждет нас в будущем.

Екатерина Проничева: А какое будущее у театра?

Роман Должанский: Театр — это современное искусство. Даже если кажется, что это традиционный театр, потому что там декорации, а люди в длинных платьях говорят текст по очереди в приятном свете, все равно он создан сегодня и рассказывает о современных людях и нравах. Весь вопрос только в выборе средств. Одни участвуют в интерактивных спектаклях: например, ходят с айпадами по каким-то пространствам, как на Rimini Protokoll, а другие сидят и смотрят Островского, думая, что им показывают то же, что и 200 лет назад.

При этом все постановщики хотят одного: чтобы зритель вышел из театра другим, что-то понял, стал добрее, о чем-то задумался, как-то изменил свою жизнь. То есть театр — это желание воздействовать на того, кто пришел. Вопрос как. Старые способы уже не всегда воздействуют на зрителя. Тем не менее театр — это традиция. Что взять из этой традиции, что усилить, а что оставить в учебниках для потомков — сложный вопрос. Это как раз и есть задача фестиваля — предоставить все возможности, чтобы театр мог развиваться в разных направлениях.


Фото предоставлено пресс-службой

Может ли театральный фестиваль сочетаться с другими формами современного искусства?

Роман Должанский: Не только может, но и должен. ВДНХ — очень хорошее место для плодотворной конфронтации, для хорошего противопоставления, в которое, к примеру, вступают разные стили павильонов.

Екатерина Проничева: Я думаю о том, что яркий, агрессивный архитектурный ансамбль ВДНХ не конфликтует ни с одним направлением современного искусства. Это удачный опыт диалога, в результате которого рождается новое пространство.

Роман Должанский: Современное искусство дает возможность сделать такой шаг, который переворачивает все вокруг. Для этого нужны специфические условия. И мне кажется, что ВДНХ — как раз такое место, где интервенции современного искусства в свободное пространство дают очень многое и искусству, и самому пространству. При этом ВДНХ — старое место. Я знаю, что я приеду — а там, как и раньше, будет арка и ракета. И вдруг переворот, ты выходишь из зоны комфорта.

Это очень распространенный ход. Недавно я был во Франции на выставке современного искусства про женскую красоту — и вдруг висит настоящий Боттичелли. Это изменило мое восприятие и Боттичелли, и всей экспозиции.

Екатерина Проничева: Меня невероятно потрясла выставка Бэкона в Эрмитаже. Там скульптура мальчика, созданная Микеланджело, была расположена таким образом, что отражалась в стекле, которое ограничивало картину. Это давало невероятный эффект.

Роман Должанский: Вот мне и кажется, что пространство ВДНХ очень приглашающее для современного искусства, оно уже готово, дверь открыта.

Екатерина Проничева: Как по-вашему, насколько успешной окажется уличная часть фестиваля?

Роман Должанский: Мы все очень консервативны. Но если что-то сделано качественно, если это круто, мы забудем все наши клише, объединимся и получим удовольствие. Этого не так просто достичь — я говорю о долговременной работе фестиваля. Это долгий путь, и уж если есть желание на него вступить, надо понимать, что это работа не на один-два года.

Вы лично выбираете ежегодную концепцию фестиваля?

Екатерина Проничева: Я разделяю мысль, что самое хорошее качество руководителя — не мешать людям работать, и больше потворствую амбициям своих друзей и коллег. Есть желания и творческие идеи, которые мы обсуждаем, но реализуют все это специалисты и эксперты.

В современном мире театр и современное искусство — не более чем средство доставки. Мы хотим, чтобы все, кто придет на фестиваль, почувствовали, что ВДНХ — это место, где можно столкнуться с чудесным. Несмотря на очень богатую театральную жизнь Москвы, не у всех есть возможность прийти в театр, а уж тем более поехать в Европу на театральный фестиваль, увидеть уличные театры.

Вообще, мне нравится, как расширяется театральная география нашей страны, люди начинают мигрировать между Дягилевским и Платоновским фестивалями. Это такое удивительное явление нашего времени — децентрализация.

Роман Должанский: Такой опыт децентрализации есть в разных странах: например, во Франции это было сделано сверху, но как это оказалось плодотворно для культуры страны. Сейчас в Париже ни для кого не проблема сесть в метро или в электричку и за 45 минут доехать к черту на кулички на спектакль Остермайера. Никто не возмущается. Это у нас сразу: «Ой, Кузьминки? Это же далеко, сделайте в Моссовета». Это неправильно. Нужно приучить людей к тому, что событийные вещи случаются не только в привычных местах в пределах Садового кольца. В этом смысле ВДНХ — это очень правильный шаг.

Что бы еще вы хотели привезти в Россию, кроме Rimini Protokoll?

Роман Должанский: Я никогда ничего специально не выбираю, просто иногда понимаю, что пришло время показать что-то новое для нашего зрителя и посмотреть на реакцию. Вот один режиссер посмотрел вчера Rimini Protokoll — сегодня уже бегает, куда-то звонит, хочет сделать что-то в таком же духе. Я вижу, что пошла цепная реакция, дело сделано.

Очень многое хочется показать, разнообразить нашу театральную жизнь. И не только из привычных театральных держав — Германии, Франции, Польши. В Румынии вот очень интересный, разнообразный театр. А еще латиноамериканские страны. И азиатские — Япония, Китай, Корея. Работы — непочатый край.

0
0
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с snob.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • snob.ru
          • домен snob.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции