html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Родовитый космополит // Анна Толстова о Паоло Трубецком

Анна Толстова о Паоло Трубецком

В Третьяковской галерее открыта выставка Павла Петровича (Паоло) Трубецкого (1866–1938). Впервые выставляется множество неизвестных в России произведений скульптора, сделанных и до недавнего времени находившихся за границей, что приближает нас к более трезвому взгляду на творчество Трубецкого

Не сказать, что Трубецкой был обижен выставками на неродной, исторической родине: 1966 году в Русском музее праздновали его столетие, в 1991-м в Третьяковской галерее — 125-летие, в 2016-м в Русском — 150-летие. Численное превосходство за Русским музеем объяснялось тем, что он хранил самую крупную отечественную коллекцию произведений Трубецкого из государственных. В том числе — и его главное достижение в области монументальной скульптуры, памятник Александру III, в 1937-м свергнутый со своего законного места на площади Восстания (бывшей Знаменской), переданный на хранение в ГРМ, лишившийся оригинального постамента, долгое время томившийся в застенках внутренних дворов Михайловского дворца и лишь в середине 1990-х установленный перед Мраморным дворцом. Нынешняя выставка — вторая по счету в Москве и первая в России, на которой показано так много (порядка тридцати) заграничных работ Трубецкого, все — из коллекции Давида Якобашвили. И вот сенсация: заграничные ничем не отличаются от российских. Ни манерой, относительно мало менявшейся на протяжении всей творческой жизни Трубецкого. Ни сюжетами. Русские аристократы похожи на итальянских, а те — на вандербильтов и ротшильдов. Русские артисты и спортсмены — одной крови с европейскими и американскими. Даже русские извозчики — и те походят на индейцев и бедуинов, такие же экзотические типы.

Предыдущие выставки праздновали юбилеи русского скульптора. Хотя русским он, незаконнорожденный русского князя, состоявшего на дипломатической службе в Италии, и американской пианистки и певицы, приехавшей в Италию совершенствоваться в исполнительском искусстве, получивший отцовскую фамилию и титул лишь после того, как родителю удалось оформить развод с первой женой в России, и не то чтобы горячо принятый в своем знаменитом роду, не был. Ни по школе — академического курса Трубецкой не прошел, но учился у ряда видных миланских мастеров, прежде всего — у Джузеппе Гранди, привившего ему вкус к беглому скульптурному наброску, bozzetto. Ни по культуре — характерен известный анекдот про работу Трубецкого над портретами Льва Толстого, книг которого он, и так-то читавший мало из опасения впасть в литературность, в руки не брал, а на вопрос писателя, чем же ему удалось вызвать такой интерес скульптора к своей скромной персоне, честно отвечал, что замечательной с точки зрения пластики формой головы. Ни даже по языку — русским Трубецкой, судя по всему, владел чуть хуже, чем остальными для себя иностранными. И уж точно — ни по месту рождения и жительства. Лучше всего ему жилось и работалось в Италии, на его родине, в Америке, на родине матери, и во Франции, на родине нового искусства.

А вернее всего, подлинной родиной Трубецкого был некий космополитический мир искусства. Та интернационально-богемная атмосфера, окружавшая его и старшего брата, живописца, с самого детства благодаря родителям и их салону, дружбе отца-коллекционера с художниками и матери — с музыкантами. Тот край, где между Габриэле Д’Аннунцио, Бернардом Шоу, Львом Толстым, Анатолем Франсом, Энрико Карузо, Федором Шаляпиным, Анной Павловой, Джакомо Пуччини, Артуро Тосканини, Огюстом Роденом, Андерсом Цорном и Исааком Левитаном, его моделями, быстро превращавшимися в друзей, и друзьями, непременно становившимися моделями, не существовало никаких государственных границ и языковых барьеров. И где он — несмотря на все мировые катаклизмы, войны, революции, перевороты — благополучно дожил до конца своих дней. Неслучайно именно Сергей Дягилев, еще один обитатель этого края, идеального, желаемого, воображаемого для многих, но для Трубецкого — вполне реального, сделался его самым горячим защитником в России, привлек к созданию и работе «Мира искусства» и обеспечил самым благожелательным русским критиком в лице Александра Бенуа.

Все, что для Дягилева и Бенуа было достоинствами, стало красной тряпкой для радетеля национальной школы Владимира Стасова. Трубецкой, более или менее постоянно проживший в России менее семи лет, приехал в Москву из Италии в 1898 году по приглашению князя Львова, либерального директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества,— обновлять российскую скульптурную школу. Приехал молодой европейской знаменитостью, каковую репутацию вскоре подкрепил гран-при Всемирной выставки в Париже 1900 года по скульптуре (другой скульптурный гран-при получил Роден). Воодушевил студентов и преподавателей из числа своих ровесников, вызвал бурный поток проклятий Стасова, пророчествовавшего о тлетворном влиянии на неокрепшие умы, к преподаванию быстро охладел, школы не создал, но наплодил некоторое количество подражателей. Вскоре отбыл в Петербург — работать над памятником Александру III, открытым в 1909-м, на каковое торжество скульптора, давно обосновавшегося в Париже, вовремя не пригласили — свое творение он увидал чуть позднее, получив очередную порцию злой критики, равно как и порцию восторгов, в несколько остывшем виде.

На выставке в Третьяковке можно видеть все то, что так пленяло эстета Бенуа и раздражало националиста Стасова. Художника совершенно нездешнего, занимающего в европейском скульптурном импрессионизме положение где-то между Медардо Россо, чьи прозрачные восковые видения готовы раствориться и исчезнуть в окружающем их воздухе, и Огюстом Роденом, у которого текучесть формы приходит в драматический конфликт с микеланджеловским пониманием массы. Художника, пусть и не равного этим своим великим современникам, в целом чуждого символизма и не решавшего грандиозных художественных задач, путь к которым тогда лежал через символизм, но все же быстро выработавшего свою неповторимую манеру и нашедшего свой жанр. Мгновенно узнаваемого по почти живописному, подвижному, взъерошенному мазку, словно бы оставленному на поверхности материала стекой и пальцами скульптора, что так чарует зрителя, особенно — в полных изящества портретных статуэтках кабинетного размера. Жанровая ограниченность (хотя он много работал в надгробной и монументальной пластике), отказ от больших (и неизбежно литературных в его времена) тем, почти неизменная, раз и навсегда найденная стилистика (разве что в статуэтках танцовщиц можно различить оттенки ар-нуво и предвкушение ар-деко) — на выставке мы вспомним все претензии критики. И в который раз поразимся тому, что именно Трубецкой стал автором самого выдающегося монумента Серебряного века, последней конной статуи старого Петербурга.

У многострадального памятника Александру III, чуть было не отправленного царственным заказчиком в иркутскую ссылку, вызвавшего неприязнь монархистов и насмешливое ликование либералов, воспринятого на ура творческой интеллигенцией самых разных эстетических позиций, ставшего поводом для эпиграмм и частушек про комод, бегемота и обормота, сложилась репутация единственной в своем роде монументальной карикатуры. Возможно, это спасло его от гибели в первые годы революции, когда снимались «памятники царям и их слугам»: на постаменте выбили строки Демьяна Бедного про «пугало чугунное», на праздновании 10-летия Октября фигуру императора заключили в клетку, но все же памятник простоял на площади до самого начала Большого террора. Из приписывающегося Трубецкому замечания об «одном животном на другом» делались выводы о критической позиции художника, и эта политическая мифология пересилила и все неубедительные рассуждения о сказочном образе русского богатыря, и все соображения об элементарной творческой неудаче.

Вообще-то Трубецкой работал над памятниками многим политическим деятелям недавнего прошлого, как то Джузеппе Гарибальди и Карло Кадорна, и портретировал многих политических деятелей настоящего — Жоржа Клемансо, Бенито Муссолини и даже Франклина Делано Рузвельта, будущего президента США, а тогда только начинавшего карьеру молодого политика. Этот список ничего не сообщает о его политических пристрастиях — напротив, сам Трубецкой многократно заявлял о своей полнейшей аполитичности. В интервью, данном одному дотошному американскому критику в 1916 году, он говорил, что если уж и искать у него какие «взгляды», то он строжайший вегетарианец и категорический противник убийства животных, не ест даже рыбы, что это не от буддизма и не от толстовства, при всем уважении к писателю, чьим читателем он никогда не был, а из любви ко всему живому, прекрасному в каждом своем проявлении. Еще он добавляет, что у него как у художника нет никакого идеала красоты и что его красота рождается сама собою из любования природой. Тут очень хочется, приняв на веру легенду об «одном животном на другом», сказать, что взглядом доброжелательного заграничного наблюдателя-анималиста, вдохновенного певца дам с детьми и собачками, между которыми нет принципиальной разницы, он увидел в своем неродном отечестве финал того порыва жизненных и животных сил, какой поднял на дыбы лошадь под Фальконетовым «Всадником» и Россию вместе с нею.

Сегодня эта монументальная эпопея получила вполне анекдотическое продолжение. Российское военно-историческое общество совместно с Российским историческим обществом решило установить еще один памятник Александру III работы Паоло Трубецкого во дворе Арсенального каре Большого Гатчинского дворца, где отродясь никаких памятников не стояло: объявлен международный конкурс на реализацию первоначального варианта монумента — в 1900 году скульптор сделал сразу же отвергнутый эскиз, где император изображался сидящим на троне (бронзовая модель тоже хранится в Русском музее). Любовь РВИО и РИО к Александру III как воплощению консервативно-патриархального идеала имперской государственности и к международным скульптурным конкурсам по-человечески понятна. Но даже если оставить в стороне вопросы охраны памятников, историческим обществам обычно не чуждые, будь то целостность архитектурного ансамбля императорской резиденции или авторское право скончавшегося 80 лет назад скульптора, трепетно относившегося к каждой отливке. Конечно, Паоло Трубецкой, богема, хипстер, веган, зоозащитник и global Russian,— фигура очень актуальная. Однако ведь совсем не в том смысле, о каком пекутся в РВИО и РИО.

«Скульптор Паоло Трубецкой». Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус, до 26 августа

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ruweekend
          • музей
          • писатель
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции