html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Резо и Лео Габриадзе о фильме «Знаешь, мама, где я был?», Ленине и Феллини

ИнтервьюРежиссер Лео Габриадзе и его отец, легендарный советский сценарист Резо Габриадзе — о совместной работе над лентой «Знаешь, мама, где я был?», уроках Хичкока и вымышленных письмах Федерико Феллини. 1 мая 2018
Резо и Лео Габриадзе о фильме «Знаешь, мама, где я был?», Ленине и Феллини

26 апреля в российский прокат вышел полнометражный анимационный фильм Лео Габриадзе «Знаешь, мама, где я был?», снятый по устным рассказам его отца — грузинского художника, писателя, режиссера и сценариста Резо Габриадзе («Мимино», «Кин-дза-дза!»), который в последние десятилетия известен как руководитель тбилисского Театра марионеток. В этой удивительной истории о жизни в послевоенном Кутаиси реальные факты перемешиваются с фантазиями и снами десятилетнего Резо, где он летает на истребителе, получает выволочку от Сталина и Ленина за опоздания в школу и пишет признания в любви самой красивой женщине города. КиноПоиск поговорил с Резо и Лео Габриадзе об их фильме.

— Почему сюжет ленты охватывает преимущественно послевоенные годы?

Резо: Первые послевоенные годы совпали с моим детством. Я вспоминаю детство.

Лео: Когда мы начали монтировать монолог Резо, то поняли, что большое число его рассказов касается именно той эпохи. Вторая причина — мне очень нравятся в кино и литературе истории взросления, начиная с «Приключений Тома Сойера». Они бывают интересны и детям, которые ставят себя на место героев, и взрослым — те начинают вспоминать свое детство. Эти истории Резо рассказывал мне в моем детстве — надо же чем-то отвлечь ребенка, иначе он что-нибудь разобьет. Я до сих пор помню эмоции, которые испытывал, слушая эти смешные и грустные рассказы. А грусть Резо бывает не простая, а светлая.
Резо Габриадзе / «Знаешь, мама, где я был?»

Резо Габриадзе / «Знаешь, мама, где я был?»

Этот фильм — наша попытка донести их до зрителей, максимально адекватно, без вмешательства в сами рассказы. Ориентиром для нас послужили рукотворные спектакли Резо, поставленные в тбилисском Театре марионеток. У его кукол и анимационной техники перекладки есть что-то общее — в обоих случаях герои условные. У кукол и анимации нет никакого лишнего «багажа» (в отличие от актеров, чья публичная сторона жизни которых может отвлекать зрителей от их персонажей), они в чистом виде передают те образы, которые содержится в рассказах Резо.

— Лео, вы сначала записали монолог Резо, а потом стали думать, как его экранизировать, или наоборот?

Лео: У нас не было готового сценария, только устные рассказы — основа, с которой мы работали. Вместе с монтажером Машей Лихачевой мы сложили из них одну историю, потом попросили отца нарисовать каждого героя, реквизит, декорации, натуру, а затем все раскрасили и анимировали.

— Лео, трудно было уговорить Резо поделиться этими историями?

Лео: Резо не шоумен, он стеснительный человек, но умеет увлекательно что-то рассказывать своим друзьям. Мы постарались воссоздать это ощущение на площадке, позвали его друзей, художников. В фильме часто слышен закадровый смех — это как раз группа поддержки смеялась. Мы не смогли вычистить его из звуковой дорожки, а потом как-то сами привыкли к этому хихиканью и оставили в фильме.

— Резо, что вы можете сказать о стиле работы вашего режиссера — Лео?

Резо: Работать с ним очень трудно. Он, как режиссер, снял два фильма в Америке. Он очень требовательный. Он режиссер нового поколения. Работать с ним было сложно, но увлекательно.
«Знаешь, мама, где я был?»

«Знаешь, мама, где я был?»

— Как долго шла работа над картиной?

Лео: От идеи до воплощения прошло больше двадцати лет, в течение которых, конечно, были длительные перерывы. В начале 90-х я записал все эти истории на видеокамеру, чтобы ничего не забыть, а Резо тогда даже нарисовал каких-то героев. Это была первая попытка.

Где-то 6-7 лет назад в студии «Базелевс» (это мастерская Тимура Бекмамбетова, где он пробует все, что его интересует в разных жанрах в кино, я работаю там уже около 20 лет) мы с отцом обсуждали постановку спектакля «Рамона». В этот момент в комнату вошел Тимур, послушал нас, сказал, что это очень интересно и что сейчас он пришлет операторов. А если мой отец слышит слово «оператор» — все, сразу паника. Мы хотели сделать фильм, как Резо делает спектакль, отсняли много интересного материала, но все равно разговора по душам не получилось. Резо любит все делать втихаря, у него свой метод, нефотогеничный.

И вот тогда я вспомнил те рассказы. Мы снова сняли Резо на камеру. В итоге эти записи лежали у меня в шкафу в кабинете еще три года, потому что в это время я начал делать «Убрать из друзей», ленту в формате screenlife. Я на несколько лет погрузился в абсолютно новую историю. Тема картины всегда очень важна: если вы занимаетесь хоррором, то приходится смотреть фильмы ужасов, постоянно бояться, искать что-то страшное. Когда из солнечного Лос-Анджелеса, из этих страхов, мы вернулись в Москву, к работе над «Знаешь, мама, где я был», я почувствовал себя так, как будто дома оказался. Это был самый счастливый производственный процесс, самый приятный в моей жизни. К тому же фильм анимационный, не надо было бегать с матюгальником по морозу. Все оказалось родным и близким, похожим на производство кукольного театра.

— Лео, вы первый раз работали с таким личным материалом?

Лео: Да, все-таки легче, когда сам придумываешь героев и что-то про них рассказываешь. А тут я снимал отца, который рассказывает про бабушек-дедушек, про себя. Причем он не всегда рисует себя в таком победоносном стиле — его много били, обижали, но это как раз и воспитало характер. Если ребенка в детстве как следует испугать как следует, у него фантазия потом развивается — это еще Хичкок доказал. Не бойтесь пугать детей, проигрывайте им все роли в сказках, особенно волков и медведей, драматизируйте ситуации.
«Знаешь, мама, где я был?»

«Знаешь, мама, где я был?»

— Резо, почему ваш герой, как замечают Сталин и Ленин, «ни разу не пришел вовремя в школу»?

Резо: Бывало, что в школу я приходил вовремя. Чаще, чем опаздывал. Они были ко мне несправедливы. Что же касается опоздания, меня много чего задерживало в дороге, например, два муравья, бегущих по трубе, а третий — наоборот. Или воробей, смотрящий на пустую банку.

— Кстати, что это за персонаж — маленький Ленин, который вылезает из груди большого Ленина?

Лео: У Ленина на груди висит орден Ленина, и этот маленький — тот самый, который бывает изображен на нем. Он с характером. С большим еще можно договориться, а с маленьким — нет, он резкий очень, он знает, как воспитать мальчика. Он чуть-чуть более озлобленный, но, наверное, и у него есть своя правда.

— Как вы думаете, почему Сталин в последние годы все чаще возвращается на экран («Смерть Сталина», «Диван Сталина» и т.д.)?

Резо: Я совсем не о Сталине писал, как о главном герое. Он эпизодический герой вместе с тем маленьким Ленином, который живет в ордене Ленина. Перечисленные вами фильмы я не видел и ничего Вам не могу сказать.
«Знаешь, мама, где я был?»

«Знаешь, мама, где я был?»

— Тот приквартированный немец, который провел канализацию в дом вашего деда и бабушки, — реальный человек или собирательный образ?

Резо: Немецких пленных я встречал очень много в моей молодости. Они заполнили весь город и мне трудно сейчас разобраться в них.

— Почему в снах маленького Резо главный враг это Гитлер?

Резо: Это, наверное, влияние книг, брошюр, карикатур, кинофильмов тех лет, которые влияли на нас, детей.

— Прижилась ли после смерти вашего деда традиция грозить гигантским фаллосом небесам во время дождя?

Резо: Дедушка вскоре умер, а фаллос ушел на дрова. Он это действие привез откуда-то с Востока, из плена, в котором он находился 2-3 года.

— Один из драматичных моментов фильма — кража самоката у маленького Резо. Вам удалось потом выяснить, кто это сделал?

Резо: Это могли быть хулиганы Татуия, Куку, Фезуия (от школы ФЗО) или беспризорный Бондо. Если кто-то из них жив, дай Бог, им спокойной старости. Я встречал их в взрослом возрасте, замечательные мужики-работяги.

— Как сложилась судьба библиотечной крысы Ипполита? Эта линия в фильме, к сожалению, в какой-то момент обрывается.

Резо: Я не знаю. Надеюсь, она скончалась своей смертью. Встречи наши были эпизодическими и у меня в дальнейшем не было времени проследить ее сложную подпольную жизнь.

— Остались еще какие-то истории, которые не попали в фильм?

Лео: Была история, как Резо в первый раз в возрасте 21 года ощутил теплоту и нежность первого объятия с девушкой. Случилось это на Красной площади. Он был тогда студентом, без денег, поэтому решил пригласить девушку посмотреть на Ленина — пойти в Мавзолей. Там внутри стоял офицер, который предупреждал всех входящих, — «Осторожно, лестница!». В темноте его не было видно, поэтому это всегда звучало неожиданно. И в тот момент, когда наша героиня вдруг услышала из мрака Мавзолея «Осторожно, лестница!», она испугалась и обняла Резо. Этот момент ему запомнился на всю жизнь.
Леван Габриадзе на премьере фильма «Знаешь, мама, где я был?»  / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Леван Габриадзе на премьере фильма «Знаешь, мама, где я был?» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

— Резо, почему в какой-то момент вы ушли из кино и создали Театр марионеток? Ваш рассказ в фильме, к сожалению, не дает ответов на этот вопрос.

Резо: Моя жизнь в кино закончилась, потому что я по профессии художник. Я учился у трех художников: скульптора Мизандари, живописцев и театральных художников Такаишвили и Мирзашвили. После кино я вернулся к себе, стал снова художником. Во время работы в театре марионеток у меня появилась возможность работать с таким великолепным режиссером как Георгий Данелия, с которым меня связывали не только фильмы, но и долгая и теплая дружба. Поэтому «Кин-дза-дза» и «Паспорт» написаны не в ущерб театру или живописи. Они, наоборот, обогатили меня.

Лео: Если вы помните мультфильм Федора Хитрука, то знаете, что сценарист не самая благодарная профессия. Сценарист всегда зависит от решений других людей. У отца был период, когда он жил в гостинице в Москве и писал воображаемые письма от имени Федерико Феллини к его жене Джульетте Мазине. Там были такие истории, что во Второй мировой войне наши войска освободили Италию, так что теперь она тоже наша республика. И вот Феллини приезжает в Москву сдавать фильмы в Госкино и пишет Мазине письма, где Резо озвучивал свои переживания тех лет: мол, надо в Риме двухкомнатную квартиру продать, потому что тут, в Москве, можно взять другую в новом микрорайоне, а потом и маму сюда перевезем. Эти письма брали за душу, ими и закончилась кинокарьера Резо.

— Лео, вы бывали в тех местах, где происходит действие фильма?

Лео: Да, я бывал — это в Цхалтубо. Дом бабушки и дедушки не сохранился, так как был собран из одолженных досок, но земля есть, маленький кусочек у нас остался. Мы как раз собираемся в мае поехать туда после грузинской премьера фильма. Она состоится в Кутаиси, на том самом Белом мосту, с которого отец любил плеваться. Он специально сделал для этого литературный перевод фильма на грузинский, который мы записали для новой версии.
«Знаешь, мама, где я был?»

«Знаешь, мама, где я был?»

— Будет ли продолжение фильма?

Резо: Вряд ли. Мне 82 года. Кино — это дело молодое, в котором нужна энергия и страсть создать фильм. Я стар для кино.

Лео: Материалы есть, но рисунков, правда, нет. Посмотрим, как получится.

Автор Станислав Дединский
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kinopoisk.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • kinopoisk.ru
          • домен kinopoisk.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции