Дебютируя в кинорежиссуре, Сергей Пускепалис взял пьесу Алексея Слаповского, которую уже ставил в театре. Видимо, тема «Клинча» оказалась для него настолько актуальной, что не испугали даже сравнения с фильмом «Географ глобус пропил» — недавним триумфом Александра Велединского. Главный герой обеих картин — сильно пьющий учитель, переживающий кризис уже не среднего, а старшего возраста. Обе ленты — о непростой мужской судьбе в школьных стенах.
Учитель словесности Виталий Федоров (Алексей Серебряков) по-нафталинному старомоден. Сутулится, зажимает плечи дешевой курткой, норовит проскользнуть незаметно. Ему хочется бежать подальше от вечных драк учеников младших классов, буйного эротизма старшеклассников, родительских собраний и замучившей отчетами директрисы.
Однако бежать учителю некуда. Его не манят ни давно разлюбленная жена Татьяна (Агриппина Стеклова), ни явно потерявший уважение к отцу-неудачнику 18-летний сын Славик (Вячеслав Евлантьев), ни стоящая в ожидании ремонта ободранная до голых бетонных стен квартира.
У сына день рождения, а папа, дважды лучший учитель Москвы, покупает бутылку водки и делает несколько жадных глотков, сидя на автобусной остановке. Тут-то и заканчивается типовой социально-критический сюжет про беспросветную серость жизни «маленького человека» и начинается тот самый клинч — обоюдный захват, жесткое объятие, в котором герой сцепится с молодой незнакомкой в черном парике (Ася Домская).
Надо сказать, что пьеса Слаповского насыщена разговорами и рассчитана на малую сцену, где можно обойтись одной-двумя выгородками. Пускепалис рискнул и попытался разными способами переформатировать ее в кинозрелище. Натура в «Клинче» небогатая — спальный микрорайон новостроек с огромными домами-кораблями, чистенький, безликий, но вполне благоустроенный. Но есть здесь рядом песчаный карьер, где и происходит знакомство нетрезвого учителя с преследующей его вульгарной девицей, которая называет себя Витой.
Она вырывает у него ценный портфель с домашними заданиями, борется с ним в песке и рассказывает какую-то слишком романтичную, чтобы быть правдой, историю. Мол, они с одноклассницей были в него влюблены, подружка покончила с собой от неразделенных чувств, а Вита пришла за нее мстить — ее любовник-бандит прикончит и учителя, и его семью.
С той минуты, как Федоров вместе с взятой в заложницы Витой вваливаются к нему домой, начинается трагифарс. Успевшая накрасить только один вытаращенный глаз жена и удивленный сын с любопытством выслушивают нежданную гостью, развязывают ее и сажают за стол.
Одна небывальщина сменяется другой. Розыгрыш следует за розыгрышем. Свадебная тема легко переходит в гиньоль. Гиньоль начинает чем-то напоминать гениальную короткометражку Жоры Крыжовникова «Нечаянно», но тут же скатывается в следующий розыгрыш. Солируют актрисы — острохарактерная Стеклова и пластичная дебютантка Домская. Но зритель неизбежно устает от этого карнавала, утрамбованного в скромный метраж панельной двушки и салон автомобиля. Устает и герой, потому что не видит для себя никакого выхода.
Под финал жанр опять переключается и переходит в регистр бандитской драмы. И именно здесь сильнее всего ощущается то, что пьеса «Клинч» написана 15 лет назад. На сегодняшний день бандит с двумя шкафами-подручными выглядит анахронизмом. А финальный старт учителя и ученицы к звездам в ракете с детской площадки напоминает «Небо в алмазах» Василия Пичула, где в стратосферу отправлялся фонтан «Дружба народов» на ВДНХ.
Пожалуй, этим стоило и закончить. Но режиссер, пытаясь докричаться до самых недогадливых, добавил эпилог — коротенький эпизод, который моментально лишает картину загадки и нивелирует весь эффект от искусной игры режиссера в жанры.
«Клинч» / Россия, 2015 г., 98 мин. Режиссер: Сергей Пускепалис. В ролях: Алексей Серебряков, Ася Домская, Агриппина Стеклова, Вячеслав Евлантьев, Максим Лагашкин, Анна Уколова. В прокате с 22 октября (Cinema Prestige)
Тебе это не нравится?
You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.