html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Республиканизм и либерализм

Философ Алексей Глухов о двух школах философии, либерализме Исайи Берлина и республиканской версии государства

Когда мы говорим о либерализме и республиканизме, мы говорим о политической философии. Философия стремится изменить существующую реальность, в отличие от науки, которая описывает существующую реальность. Известны два способа изменения существующей реальности, и соответственно возникают две школы политической философии.

Первая школа — континентальная. Она настаивает на том, что изменения, которые мы должны совершить, являются революционными. Это разрыв с тем, что мы имеем сегодня, и целью изменений является становление совершенно новой реальности, которая не описывается языком существующего сообщества.

Есть и другой подход, свойственный нормативной политической теории. Он состоит в том, что реальность, которая существует, не является идеальной, но путь к нашему идеалу не предполагает никакого радикального разрыва. Мы можем попытаться двигаться к этому идеалу постепенно, шаг за шагом, потому что считаем, что другие члены сообщества являются столь же разумными, рационально мыслящими существами, как и мы, и мы можем договориться о том, как вместе двигаться в направлении этого идеала.

Это общее отличие философии от всего остального очень важно. Философия всегда говорит об изменении. В случае нормативной политической теории мы говорим о движении к идеалу. И в современной нормативной политической теории есть две наиболее важные теории, конкурирующие между собой, — либеральная и республиканская. Теоретики говорят, что это две разные теории, каждая из которых пытается предложить более удачные формулировки определения свободы.

Целая интрига была связана с появлением современной версии республиканизма. Она возникла в 1990-е, когда свои книги опубликовали Филипп Петит («Республиканизм») и Квентин Скиннер («Свобода до либерализма»). Один — философ, другой — историк. Эти независимые друг от друга теоретики попытались показать, что современная ситуация во многом сложилась в результате долгой исторической практики борьбы либеральной теории против республиканской, начиная еще с Томаса Гоббса, который, как это ни парадоксально звучит, считается одним из первых либеральных теоретиков. Есть много вопросов к этой истории, которая является бэкграундом для современной республиканской теории, но к ней нет столь большого интереса. Она скорее позволяет современным республиканским теоретикам представить еще один аргумент в пользу собственной теории, показав, что наконец-то достойная теория получила право голоса и нужно ее выслушать.

Наиболее важные представители современной либеральной теории — это Исайя Берлин и Джон Ролз. Конечно, ряд либеральных теоретиков гораздо более длинный: можно вспомнить и Томаса Гоббса, и Бенжамина Констана, и выдающегося британского теоретика XIX века Джона Стюарта Милля. Но имеет смысл ограничиться современностью и говорить в основном об Исайе Берлине даже больше, чем о Джоне Ролзе.

Оба этих выдающихся теоретика ушли от нас на рубеже веков, в 1990–2000-е годы. Фактом сегодня остается то, что, в отличие от республиканцев, которые полны сил, энергии и желания доказать преимущества своей теории, нет никакого выдающегося защитника либеральной теории или человека, который бы показал, чем либеральная теория может ответить на республиканскую теорию. И это очень интересная ситуация.

Я хотел бы остановиться на либерализме в версии Исайи Берлина по двум причинам. Во-первых, Берлин имеет отношение к тому, что происходит в России. Кроме того, он предлагает минималистическую версию либерализма. И, на мой взгляд, главное отличие либеральной теории от республиканской состоит не в том, что одна из них является более доказательной, более аргументированной, чем другая, а в том, что они предназначены для разных случаев, для разных типов политической реальности. Видение либеральной теории, которое предлагает Исайя Берлин, в отличие от того, что предлагает Джон Ролз, на мой взгляд, имеет определенные достоинства и, возможно, является более последовательным, более грамотным применением либеральной теории, чем в случае Джона Ролза. Поэтому я считаю нужным уделить ему наибольшее внимание.

Представьте, что вы находитесь в сообществе, в котором вы чувствуете себя не очень комфортно. Вы имеете основания либо не доверять другим членам этого сообщества, либо подозревать их в том, что они ущемляют ваши интересы. В этом случае вы сами за себя, в одиночестве, индивидуально, хотите защитить свое личное пространство, частное пространство от вторжений извне. В этой ситуации либеральная логика является крайне осмысленной: вам выгодно для защиты своих интересов договориться с остальными о том, что будут определенные правила игры, то есть ввести этот нормативный элемент в политическую реальность. Этот нормативный элемент будет защищать вас, ваши интересы, и вам выгодно договориться о том, чтобы была минимальная область, в которую никто другой не вторгается. Причем эта область должна быть обоснована не только ссылкой на мнение тех людей, которые вас окружают, которым вы не всегда склонны доверять, но ссылкой на что-то более универсальное, выходящее за рамки локального контекста.

Универсальным в либеральной теории является согласие живших в разных странах и в разные эпохи выдающихся теоретиков либерализма, которых Исайя Берлин перечисляет в своем эссе. Все эти мыслители пришли к выводу, что для нормальной человеческой жизни необходим минимальный набор базовых свобод. Основная идея, стоящая за минималистическим либеральным проектом Исайи Берлина, состоит в том, что мы можем взять минимальное пересечение этих списков и рассматривать его в качестве универсального набора, действующего во всех странах, во все эпохи.

Предложение Берлина — это простая схема защиты базовых прав человека, нормального образа жизни, который функционирует естественно при условии, что в обществе принята игра по правилам, то есть принято верховенство права, иначе все это не работает. Схема защиты базовых свобод в версии Исайи Берлина сводится к тому, что у нас есть минимальный список базовых свобод, а мы должны пройти по этому списку и проверить, все ли на месте. Если чего-то не хватает, то государство виновато в том, что базовые свободы попираются и человек лишен свободы.

Другая исходная позиция свойственна республиканской теории. Это совершенно иное видение реальности. Мы не чувствуем никакой враждебности, никакой подозрительности по отношению к другим людям. Мы относимся к ним как к таким же, как мы, людям, которые действуют эгоистично, но понимают, что сотрудничество приносит плоды. И мы делаем ставку на то, что можем договориться с другими людьми. Мы не хотим с ними ссориться, мы не хотим конфликтов, мы считаем их достаточно разумными, рациональными, считаем общественный договор благом и стремимся просто выработать какую-то улучшенную версию общественного договора. В этом случае нам совершенно не нужно иметь в голове образ противостояния, который всегда сопровождает либеральное видение политической реальности. Согласно ему есть государство, а есть «я и мы друг другу противостоим». Есть государство, и есть индивидуум.

В республиканской версии государство — это мы, моральное и политическое сообщество. Мы принимаем законы, которые нам нужны, они становятся не чем иным, как выражением нашей собственной свободы. Это не просто другая теория — это другое отношение к реальности.

Чем теоретически различаются либерализм и республиканизм? Прежде всего, разным видением свободы. Согласно либеральной теории свобода согласуется с принципом невмешательства: «Я свободен, если никто не вмешивается в мою жизнь». В республиканском видении свобода подчиняется принципу недоминирования: «Я свободен, если никто не вмешивается в мою жизнь произвольно» — одно слово «произвольно» совершенно меняет всю картину.

Дело в том, что либеральному видению политической реальности свойственно недоверие к законам вообще. Например, такой видный теоретик либерализма, как Иеремия Бентам, считал, что всякие законы, даже утверждающие свободу, всегда отнимают свободу у кого-то другого. То есть законодательство — это всегда игра с нулевой суммой. Берлин в его минималистическом проекте также склонялся к тому, чтобы по минимуму задействовать законодательную рамку. Она нужна нам только для того, чтобы защищать базовые права, и больше ни для чего.

Республиканцы делают ставку на законы, которые являются выражением нашей свободы. Есть смысл все формулировать в виде законов, в виде норм, в виде правил и исключать человеческий фактор, вторжение произвольного элемента.

И то и другое видение имеет теоретическое обоснование. Я хочу остановиться на проблемах, которые связаны с тем и другим видением. Для либеральной теории свойственен парадокс, который можно охарактеризовать тем, что она сознательно слепа к проблеме власти, к тем, кто правит нами. Берлин считает, что это опасный вопрос, который в конечном счете ведет нас к тоталитаризму. Удивительно, но это так. Совсем иного мнения на этот счет республиканская теория. Вопрос о власти очень важен: мы должны править, а не кто-то должен править нами.

Вторая проблема, связанная с либеральным видением, состоит в том, что оно квазиобъективно. В этом смысле мнение человека о своей свободе считается не столь важным. Парадокс. Для либеральной позиции неважно ваше мнение о том, свободны вы или нет, — важно соблюдение базовых свобод. В республиканизме чуть более нюансированная позиция: мнение индивидуума не настолько важно, если этот человек не способен убедить других в важности его мнения. В республиканизме нужно уметь договариваться, но при этом быть не просто странным человеком, а принадлежать к меньшинству. Просто странные люди, о которых говорил Джон Стюарт Милль в эссе «О свободе», не рассматриваются в республиканской теории, и это также является ее недостатком.

Напоследок хочу сказать, что мы должны рассматривать либеральную и республиканскую теории не просто как соперничающие теоретические схемы, а как действительно разные случаи политической реальности. Философское образование состоит в том, чтобы мы умели правильно применять теории — каждую к своему специфическому случаю. Если мы живем в политической реальности, где можем со всеми договориться, мы республиканцы. Если мы нуждаемся в защите своих прав, то скорее понимаем достоинства либеральной позиции. Но минимальным порогом для этого является то, что все наше общество признает игру по правилам и что у нас действует принцип верховенства права. Если в нашем обществе этого нет — добро пожаловать в мир континентальной философии.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции