html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Религиозные войны наших дней: очищение идентичности кровью

Чарльз Тейлор об искушающей многозначности слова «религия»


Мы употребляем слово «религия» в сочетаниях «религия — это то-то» или «религия ведет к тому-то». Простого анализа сочетаемости слов недостаточно, чтобы предотвратить незрелые выводы, вроде «религия — это заблуждение» или «религия ведет к терроризму». Поэтому мы должны для начала узнать, как исторически появилась многозначность этого слова, и затем понять, какие противопоставления помогают понять действительную политическую функцию религии. 

Мы до сих пор находимся под гипнозом Просвещения, создавшего карикатуру на религию, сведя ее к «убеждению» в действительности или истинности различных сюжетов — например, о всемогуществе или помощи Божества. Для Просвещения верующий — тот, кто моделирует свои решения, руководствуясь не здравым смыслом, а небольшим набором сюжетов, которые и приводят к неразумным решениям. Ответом на Просвещение стал сентиментализм, сводящий религию к чувственности. До сих пор, когда мы говорим о «пессимизме» буддизма или «ярости» ислама, или что вера дает всегда готовые решения, мы недалеко уходим от просветителей и даже не заходим в современную науку о религии. 

Чтобы понять и природу религии, и ее политическое измерение, нам понадобится рассмотреть три аспекта религиозности в современном мире: 

— сходство современных религий,

— их различия,

— их роль в формировании идентичностей.

1. Религии «осевого времени» (К. Ясперс) требуют не просто иметь в виду общее благо, достигаемое примирением с духовной сферой, но трансцендентность этого блага, невозможность свести его даже ко всей сумме земных благ. Вместо прежнего «согласования» поведения с благами, подаваемыми свыше, здесь требуется видеть, как сами стратегии поведения, образующие общество, исходят от этого высшего начала. Таким образом, в религиях осевого времени, от конфуцианства до римского имперского язычества, религиозность оказывается политической в очень простом смысле — никакое строительство политической реальности невозможно без священной санкции, и изменение политической реальности регулируется изменением обрядов, ритуалов и правил взаимодействия со сферой священного. 

2. На этом сходство между религиями заканчивается и начинаются различия. Различия проходят по трем осям: отношение к магии, отношение к духовной жизни и отношение к секулярному поведению. Все развитые религии критикуют народную магию, радикальнее всего — как «идолослужение» или «суеверие». Но при этом иногда происходит и обратное проникновение магии в религию — тем больше, чем дальше она обособляется от других верований. Например, христианство раннего Нового времени допускало и определенные магические практики Ренессанса, и охоту на ведьм, и народные поверья, при том, что даже к исламу оно относилось как к форме язычества, и даже протестанты обвиняли католиков в почитании икон как идолопоклонстве. Такой новый магизм — не явление сознания, но явление политики: религия, стремясь стать массовой и при этом исключительной, поневоле расширяет область допустимых практик. Кажется, что идолослужение уже невозможно, оно за границей общепринятой религии, но магическое сознание не признает этих границ. Таким образом, религиозные конфликты оказываются и конфликтами практик и обычаев, и всегда приобретают политическое измерение через педалирование этих обычаев, даже если изначально были другие поводы для конфликта. Фундаментализм — это и есть политизация практик, не принадлежащих к ядру веры. 

Отношение между политически признанной религией и духовной жизнью всегда были напряженными: мистики вызывали законное подозрение. Но политическая жизнь Нового времени как раз сблизила религию с мистикой. Религия стала определяться именно духовными практиками: участием в богослужениях, молитвенными правилами, постом, а вовсе не индивидуальным исповеданием или индивидуальными событиями внутренней жизни. 

С точки зрения секулярного законодательства «практикующий верующий» — это тот, кто участвует в обрядах в специально предназначенном для обрядов здании. Тем самым секуляризация одновременно потребовала мистической идентификации каждого верующего. Что ни говори, идентичность современного верующего включает в себя ценностный компонент, но этим она обязана секуляризации. 

Наконец, сама секуляризация и противостояние ей всегда было задачей религий, и борьбу с примитивными верованиями можно понять как борьбу с секуляризацией — с «сообразованием веку сему». Но проблема в том, что политическое понимание секулярного означает отсутствие в нем и низовых культов. Для того, чтобы определить секулярное, определить хоть сколько-нибудь нейтральное пространство, понадобится изучать и акцентировать различия между религиями, показывая, какие практики может породить какая религия — предсказывать, где именно барьер секуляризации может быть прорван. Поэтому радикализация религий, появление радикального ислама и других видов радикализма — закономерный ответ на утверждение секуляризма как политической нормы: одна религия благодаря секуляризму настолько обособила себя от других, что по существу ставит вопрос, за что начинать войну. 

3. Здесь мы наконец переходим к нашему главному вопросу: политической роли религии в мире сложных идентичностей. Религия стала в современном мире не только маркером традиций, но и маркером цивилизации. Религиозными были как фундаменталистские движения, так и движения освобождения в третьем мире. Несколько примеров. Когда Турция претендовала на вступление в ЕС, она подчеркивала свою высокую секулярность, но эти черты секулярности были тождественны готовности принять христианские, а не секулярные нормы Европы, такие как осмысление своей истории или поддержка не только угнетенных индивидов, но и угнетенных групп. Турция не смогла вступить в ЕС, отказавшись от осмысления трагических страниц своей истории. Конфликт Индии и Пакистана — это не просто конфликт стран с разными доминирующими религиями, но конфликт стран, в которых идентичность формировалась в религиозной борьбе: направлений ислама внутри Пакистана, индуизма и ислама внутри Индии. Память об этих конфликтах определяет остроту нынешнего противостояния. Такая же сложная интрига может возникнуть и внутри одной страны: например, ислам Индонезии становится националистическим, но не фундаменталистским, именно потому, что он с самого начала относится к христианству как к религии местного меньшинства, а не как к некоторой цивилизационной норме. Аналогичным образом конфликт в Ольстере — это не просто противостояние традиционных католиков и имперских протестантов, а сопротивление ирландцев британскому началу — адаптации католичества к англиканству. 

По существу нынешние религиозные конфликты — не просто столкновение идентичностей и никак не столкновение цивилизаций. Это попытки выстроить свою идентичность, ведя войну против секуляризма, призрак которого мелькает за каждым новым «религиозным» противником. И только более глубокое понимание собственно трансформаций «религиозного» и «секулярного» поможет избежать новых конфликтов. 

Чарльз Тейлор — канадский философ, автор работ по политической и социальной философии, истории философии. Лауреат Премии Киото и Темплтоновской премии. Профессор Университета Макгилла (Канада).

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с gefter.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • gefter.ru
          • христианство
          • терроризм
          • пакистан
          • ислам
          • война
          • религия
          • домен gefter.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции