html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Реальность повтора и копипаста: почему плагиат сегодня — это не зазорно, а полезно, модно и прибыльно

Тотальный плагиат чьего-то текста или присвоение чужого изобретения с целью тупой наживы — это, разумеется, свинство, грех и глупость. Тем более что в информационном обществе с доступом к гуглу с любой автобусной остановки попытаться скрыть источники — все равно что спрятать их под листом подорожника и прыгать вокруг, защищая его от ветра. Жаль, что в этот волнующий момент, когда человечество достигает точки беспрецедентной доступности информации, выясняется, что авторство, ссылки на оригинал и дифирамбы создателям зачастую вообще не имеют смысла.

Глобально плагиат получил индульгенцию довольно давно, и самая захватывающая игра ведется на поле искусства, причем по специфическим правилам. Попробуем разобраться и насладиться.

Писатель Джонатан Летем свое эссе «Экстаз влияния. Плагиат», грациозно доказывающее нормальность и важность плагиата в сфере искусства, начинает историей: рафинированный интеллектуал среднего возраста ностальгирует о сумасшедшей любви, вспыхнувшей во время его путешествия за границу. Мир переворачивается, когда он снимает комнату в качестве жильца. Стоит ему увидеть дочку хозяйки дома — герой пропал.

Нимфетка мгновенно порабощает его. Плюнув на возраст, он сближается с ней. В конце девушка умирает, а рассказчик с навеки выжженным сердцем остается в одиночестве. Автор истории: Хайнц фон Лихберг. Рассказ «Лолита» из сборника «Проклятая Джоконда». Год написания: 1916.

Современной культуре плевать, сознательно ли Набоков увел идею фон Лихберга или просто угодил в литературную криптомнезию — писатель стократно превзошел и видоизменил оригинал. Плагиат «Лолиты» вломился в историю классики, как фильмы категории «Б» в сетку ночного телеэфира, то есть навеки.

Набокова, железобетонного классика сразу двух национальных литератур, сегодня никто не винит, как не винят Достоевского с его воровством сюжетов из чернушных новостных заметок, Шекспира, уводившего целые абзацы у других авторов и слизавшего у Плутарха описание Клеопатры, или, скажем, Боба Дилана, в текстах которого отыскивают сотни чужих строчек, затем вручают ему Нобелевскую премию, а после снова подозревают в плагиате — на этот раз нобелевской речи.

Судя по всему, культура подчиняется закону, удачно сформулированному писателем Томасом Кенилли: «Произведение определяется ценностью качественного прироста, который даст сырой материал в руках писателя».

Доподлинно неизвестно, включал ли автор «Списка Шиндлера» в число «сырых материалов» краденые, но история, как видно, не исключает. Наградите автора, если тот потребует, и позвольте идеям свободно течь, мутировать и развиваться, как советовал Томас Джефферсон, ибо для культуры переработка чужих идей — процесс плодоносный, ценный и нужный.

Джефферсон и Летем смотрят на копипаст зрачком Вергилия, Горация, Цицерона и прочих яростных плагиатчиков эллинской эпохи, прославивших установку «культура как целостный организм».

В античные времена сакральность авторства, как и ссылки на первоисточники, мало кого заботили: умение грамотно кого-нибудь imitatio входило в число если не добродетелей, то в список полезных профессиональных навыков уж точно. Это притом, что у античности не было проблем с порождением новых идей.

Да и как можно, если ты живешь в эпоху, где логика, математика, театр, философия и прочее только-только изобретаются. Единственный критерий, по которому отмерялась дозволенность, — качество конечного материала. Не пойман — не вор, если перефразировать еще одного даровитого плагиатчика, Пикассо, вошедшего в историю с цитатой-мемом: «Хорошие художники копируют, великие художники воруют».

Другое дело, что для первоначального определения, великий ты или нет, не достаточно тебя, подписчиков в фейсбуке и субъективного мнения твоей мамы, а время в обратную сторону, увы, не выгнуть. Так стоит ли рисковать?

Стоит, потому что другого выбора нет.

В отличие от юной античности мы оказались на более суровых землях — в Аиде пост-постмодернизма, по ту сторону смерти автора, на загробных угодьях культуры реминисценции (которая — не что иное, как игровая модель плагиата).

Благо по закону компенсации нам досталась большая вариативность художественных кайфов: помимо чисто эстетического удовольствия от контакта с искусством (хотя и тут бабушка надвое сказала), в довесок мы получаем более изощренное удовольствие от узнавания. Творцы вроде Вуди Аллена делают на этом карьеру: попробуй похохотать над его рассказами, не говоря уже о фильмах, если не понимаешь, над чем иронизирует автор.

Искусство и культура усложняются со скоростью вышмата, превращаясь в смысловой слоеный торт, где даже в подводке к посту в соцсетях не обойтись без отсылок средней прозрачности.

Конечный продукт — текст ли, реклама, новость, арт — только приобретает в объеме, а блестящий намек на чужую мысль приносит нам то же, если не большее наслаждение, чем сама мысль. Потому что, пусть и на крохотную заговорщическую долю, мы становимся со-творцами смысла, меняя конечный результат чьей-то работы собственным в нем присутствием.

Не уходя в дебри постмодернистских практик, наглядно показавших, что создание принципиально нового текста комично даже на уровне предположения, вытащим самое для нас полезное: изменение отношений создателя и реципиента. Растягивать, сжимать, интерпретировать без оглядки на изначальный посыл автора, творить и прилагать к тексту любые здравые и нездравые трактовки — законное право современного читателя.

Писатель и литературный критик из лагеря деконструтивистов Раймон Федерман в экспериментальном эссе «Воображение как плагиат» обозначает это как отсутствие предзаданного смысла. Жаль, что деконструктивистов не предъявишь учительнице русского и литературы, а на «что хотел сказать автор?» постфактум не ответишь: это не имеет значения. Читать, по Федерману, значит учиться придавать тексту смысл, а сам текст в этой системе-перевертыше — лишь претекст, потенциальная возможность, которую реализует или не реализует читатель.

Находясь в окружении нарративов, как в пчелином рое, мы постоянно конструируем те или иные смыслы по принципу монтажа — так работает воображение (в смысле взаимодействия с разными дискурсами).

Коллажную структуру нашего мышления признает и современная нейробиология. Плагиат как копирование, имитирование, дубляж и сочленение различных нарративов без оглядки на их «корректные» смыслы — и есть его магистральный прием.

Федерман манифестирует: «Текст, который я прямо сейчас пишу и который вы прямо сейчас читаете, действительно попадает в категорию чистейшего плагиата. Я не знаю, где мысли, порожденные мной, а где они сливаются с чужими, где начинается мой язык и где он скрещивается с другими через диалог, который все мы постоянно ведем сами с собой и друг с другом. Поэтому я не собираюсь раскрывать свои источники — все они потерялись в моем собственном дискурсе, и нет никаких священных источников для мышления».

Можно взглянуть и с соседнего угла — от представления философа Жана Бодрийяра о мире как скопище симулякров. Наглядно и провокативно эту идею выражают современные американские художники, которым приходится творить после Энди Уорхола и поп-арта на территории монструозного общества потребления.

Ричард Принс, заработавший погоны самого дорогого и наглого современного художника, открыто заявляет о том, что в основе его работ — преднамеренное мошенничество и открытый плагиат.

Принс доводит жест художественного присвоения до апогея: он ставит свою подпись под чужими инстаграм-фото и делает дубляж снимков девчонок на мотоциклах и прочих расхожих образов американской культуры.

Его плагиат рекламной съемки «Мальборо» — классический пример: за 1 248 000 долларов одинокий Ковбой как символ свободы, за которым притаилась алчная корпорация-манипулятор, превращается в постмодернистское издевательство, где маски сдираются, а истинные лица высмеиваются. Вторым по наглости на поле копипаста оказывается самый высокооплачиваемый художник Америки Джефф Кунс, чей главный козырь — игра с китчем.

В такой системе координат материал, откуда бы он ни взялся, уходит на второй план, в то время как работа с ним выходит на первый.

Наиболее ярко это смещение еще в 1917 году визуализировал интеллектуал, шахматист, легендарный художник и не менее легендарный арт-провокатор Марсель Дюшан, притащивший на «самую демократичную выставку Америки» обыкновенный писсуар с подписью художника. Он был единственным, чью работу выставка отвергла как откровенное издевательство и чье произведение стало классикой современного искусства. «Фонтан», положивший начало череде бесчисленных реди-мейдов в истории совриска, перевернул с ног на голову (помимо прочего) фигуру художника, продемонстрировав: любой акт творения — это первоначально акт выбора. Именно им определяется как создатель, так и его соавтор — зритель или читатель.

Об этом, подстрекая на плагиаторство, говорит Джармуш: «В мире нет ничего оригинального. Воруйте отовсюду, где ваше воображение может получить подпитку. <…>

Воруйте только то, что вызывает живой отклик в вашей душе. В таком случае ваша работа (то есть подделка) будет аутентичной. Аутентичность бесценна, оригинальности же не существует вовсе.

Не пытайтесь скрыть воровство: получайте удовольствие, если вам оно по душе».

Джармушевское «неоригинальный, но аутентичный» занятно преобразовывает поэт и литературный провокатор Кеннет Голдсмит, который в своих лекциях выводит формулу «неаутентичный, но искренний». В Университете Пенсильвании Голдсмит ведет курс под названием «Некреативное письмо», где студентов наказывают за оригинальность и поощряют за плагиат. Эксцентричный преподаватель вдохновляется словами концептуального художника Дугласа Хьюблера, в 60-х годах заявившего: «Мир полон объектов, более или менее интересных, я не хочу больше добавлять».

В конце семестра баллы начисляются за защиту ворованного курсового проекта, то есть за действие, которое в обыкновенном вузе привело бы к распятию на академической доске позора.

Цель курса — научить студентов искать способы самовыражения в мире, где «будущее писательства — в совладании с пустотой». Студент-отличник на курсе «Некреативного письма» — это в перспективе «неоригинальный гений». Так литературный критик Марджори Перлофф обозначает новый образ творца в информационном гипертехнологическом пространстве, где вместо накопления и производства информации ценится умение ее использовать — акт толчка языка и сопутствующее ему эмоциональное перемещение выходят в приоритет.

Идеальный пример неоригинального гения — Берроуз с его методом нарезок, писатель, назвать которого подражательным язык не повернется ни в страшном сне, ни в наркотическом приходе. Как и упоминаемого выше Джонатана Летема, в чьем эссе на десять с лишним страниц нет ни одной строчки, написанной им самим.

Для тех, кто предпочитает визуальное текстуальному, — другой, более свежий пример. Режиссер Жан-Люк Годар, патриарх французской новой волны и истовый революционер от кинематографа заполучил спецприз и самую высокую оценку критиков на Каннском фестивале 2018 года за фильм «Образ и речь». Фильм, целиком составленный из бесчисленных видеообрывков, где кадры из Сокурова и Аристакисяна соседствуют со съемками казней боевиков запрещенной в России ИГИЛ, а картины Леонардо в Лувре — с «Безумным Пьеро» самого Годара. «Поздний Джойс», как назвал режиссера кинокритик Антон Долин, — это еще одна формула «неоригинальной гениальности», пусть и значительно усложненная.

Уже по этим именам можно сказать, что для современной культуры плагиат — это не просто допустимая техника работы, на которую иногда можно закрыть глаза, но легализованный и полезный способ рефлексии.

Ибо, как проповедует Голдсмит, «культуре, где большинство поп-песен построено из сэмплов, а одежда быстро выходит из моды», приходится признать, что копия может быть лучше оригинала или как минимум настолько же хороша.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с knife.media

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • knifemedia
          • бабушки
          • законы
          • студенты
          • боевики
          • домен knife.media

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции