html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Радость в смелом крике птицы

На конкурсе народного именования новейшего российского оружия победили названия «Посейдон», «Пересвет» и «Буревестник». «Буревестник», мы уверены, птица литературная, родом из «Песни о Буревестнике» Максима Горького. Энергией общественной памяти он возвращен в актуальный контекст и стал частью новой русской триады. Евгения Пищикова — о приключениях народного нейминга.

К середине 1968 года Волжский автозавод объявил всенародный конкурс — выбор имени для массового автомобиля. К выпуску готовилась будущая «копейка» — фиатоподобная, наполовину итальянская, долгожданная. А имени «Жигули» еще и не было — его как раз должны были изобрести. В «Советской России» и журнале «За рулем» были напечатаны конкурсные условия; пришло по общему счету восемьдесят пять тысяч писем.

Хлынула добродетельная, конформистская волна предложений. Многие названия апеллировали к грядущему светлому празднику — столетию со дня рождения В. И. Ленина. «Столетка», «Ленинавт», «Ленинская звездочка», «ТАЗВИЛ» (Тольяттинский автозавод Владимир Ильич Ленин). При этом — что обыкновенно для официального советского масскульта — перед нами продукт предельной невинности. Ни тени ухмылки в этих названиях.

Следом шла заграничная, романтическая линия — «Россита», «Дружба», «Софи», «Итарос», «Совиталь», «Десина» (Детище советского и итальянского народов), «Чиполлино», «Гарибальди».

Дальше — космическая, гражданственно-романтическая тема: «Валентина», «Спутник», «Лунник», «Комета». И в конце поспешали «добрые» названия — «Жаворонок», «Ласточка», «Мечта», «Друг», «Песня», «Фиалка», «Гвоздика».

Да, были и божественные предложения — «Аврора» и «Венера». Если только Аврора — это о заре.

Пятерка финалистов оказалась такова — «Волжанка», «Дружба», «Мечта», «Жигули» и «Лада». Вполне себе ладная словесная компания, нестройное, но бодрое сообщение о мечте и способах ее обрести. Впереди блистала хорошая, чистая выдуманная жизнь. Полдень двадцать первого века. В невыдуманной — предстояло стоять в очереди за «Жигулями», страстно желать товара, ждать перемен.

Прошло ровно пятьдесят лет. И россиян призвали еще к одному общему делу — придумать названия для трех дивных видов нового вооружения: крылатой ракеты неограниченной дальности с ядерным двигателем, боевого лазерного комплекса и беспилотного подводного аппарата.

Можно ли сравнивать эти два конкурса? Автомобиль, казалось бы, воплощенная приватность, образ частного благополучия, личного мира. Свое — отдельное и отделяющее.

А наши три оружейных комплекса — совместное символическое владение, работающее на производство коллективного страха в промышленных масштабах и разных видах (устрашение для врага, утешение для «своих»).

Но общее есть: советский народный автомобиль рос, безусловно, как общинное достижение. Он был «намечтан» страной. То был типичный Ситроен «Богиня» Ролана Барта: «На мой взгляд, автомобиль в наши дни является весьма точным эквивалентом великих готических соборов: это грандиозное эпохальное творение, созданное вдохновенными и неизвестными художниками и потребляемое (в воображении, пусть и не на практике) всем народом; в нем видят предмет сугубо магический».

Собственно, главный автомобиль отечества в индустриальном обществе (давно ли оно кончилось?) и был как раз частью символического капитала страны. Важной деталью в построении национального каркаса гордости. Своего рода эмблемой самой государственности.

Что там потом случилось с «Жигулями», какой символикой они обросли и как представляли собой государственный движитель — это дело следующее. Сначала они были магическим предметом.

И вот новые магические предметы нашего времени — свежее оружие. Как тут идет работа именования? Как изменилась народная личность? Есть ли совпадения в предложенных названиях?

Совпадения, как ни странно, есть. Две штуки. Беспилотный подводный автомат предлагали назвать «Авророй». Сдается мне, что и в случае с «Жигулями», и в случае с морской ракетой, в памяти всплыла не розовоперстая Эос, а крейсер «Аврора», совершивший известный свой выстрел.

А второе совпадение потребовало маленького расследования и принесло симпатичные результаты. «Жигули» могли назвать «Пальмиро», это именование почти вошло в финальную пятерку.

Газета «За коммунизм» от 30 августа 1964 года

Фото: chronograph.livejournal.com

И «Пальмирой» — в честь погибших в Сирии воинов — предложил назвать крылатую ракету г-н Кадыров. Этот вариант долгое время лидировал, и, когда итоговое название все же оказалось другим, разразился даже небольшой скандал. Не сбросили ли на сайте Минобороны (где и проходил конкурс) голоса?

Но в шестьдесят восьмом году какая Пальмира? Какая сирийская грусть? Пальмиро Никола Микеле — так звали Тольятти, генерального секретаря итальянской компартии, который в августе 1964 года умер в Крыму, где лечился, и в честь которого и назван город — жигулиная колыбель. Пальмира — город пальм, а имя Пальмиро означает «несущий пальмовую ветвь» и традиционно дается мальчикам, родившимся в вербное воскресенье. Я поглядела день рождения Тольятти — 26 марта. Родился в Генуе, в праздник, в солнечный день, когда итальянские храмы похожи на оранжереи, на приморские променады.

В этой мелкой, никому уж не важной детали и чувствуется жизнь, которая полнее, светлее, причудливее, путанней, осмысленней всего того, о чем мы с вами говорим. Трех наших ракет. Которая — движение, усмешка и повторение, а не остановка и страх.
Кстати, об усмешке. Вот главная разница в «народной личности» конкурсантов 1968-го и 2018-го.

В 1968-ом она, личность, гордится, умиляется, романтически волнуется. Что свидетельствует, разумеется, не о полном отсутствии протестных желаний или чувства смешного у среднего шестидесятника, а о строгом отборе предложений и строго определенной (и крепко воспитанной) норме публичного высказывания. Тон высказываний — светлое ханжество.

Но и по ханжеству можно соскучиться, поскольку она часть порядка. Нынче конкурсант ни в чем себе не отказывает. Можно предположить, что народ, называющий ракеты, удивительно смешлив. Названия предлагаются такие — «Чебурашка», «Осиновый кол», «Солнечный зайчик», «Умиротворение», «Офтальмолог», «Нежданчик», «Гиперболоид», «Мухобойка», «Учитель», «Ватник», «Скунс», «Любовь» («из России с любовью»), «Гарант» («как гарантия мира на земле»), «Вовочка», «Санкция», «Пупсик», «За пацанов», «Вишенка», «Капитошка», «Наташа», «Американская мечта» и «Песец».

Глумление над врагом — древняя забава. Но нынешний конкурсант, как кажется, представляет себе войну как род рэп-баттла. Выстроены войска, и на чистое пространство между противоборствующими выходят не поединщики, а юнцы с выставленными вперед дланями, и принимаются за дело осмеяния вражины. У кого питчи лучше, тот и победит.

Я даже не могу сообразить, что за традиция стоит за этим новым героем. Не Левша («наша сметка на вашу нет-ка»), не щедринский мужик, не Теркин, относящийся к войне с усмешливым стойким смирением. В комментариях постоянно оговаривается особенный русский характер, имеющий ценность подлинности в насквозь формализованном, фальшивом мире. Русский не признает чужих правил. Не принимает устоявшихся иерархий. Он смеется над страшным.

В этой характеристике слишком много детского, чтобы считать этот характер реальным. Это описание чрезмерно молодого героя, не верящего на самом деле в существование беды и гибели, но мы живем в немолодой и усталой стране.

«Только мы способны называть оружие цветочными именами!»; «Только у русских может быть огнеметная система „Буратино”»!» — так говорят конкурсанты о традициях причудливых названий для оружия, которые, действительно, имеются. Оружие в России называют с огоньком. Артиллерийские комплексы и вправду сплошь «Акации» и «Тюльпаны». Воистину страшные — при этом — только названия спецсредств, которые находятся в распоряжении внутренних войск. Наручники вправду имеют товарное наименование «Нежность». Шокер — «Ласка». Вот это реальный шутник называл. Настоящий. Взрослый. А что до «Буратино», с чего мы взяли, что это истинно русская особенность — управлять страхом или опасностью с помощью «сниженного» названия?

Первые американские бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, звались «Толстяк» и «Малыш». Это общечеловеческая история — смеяться над тем, что пугает, это попытка приручить зло, создать иллюзию управления стихией, которая больше, сложнее и темнее осознаваемого.

А знаете ли вы, как назывались три самые первые советские бомбы? О, самая первая долго звалась «изделием 501»: интересно, что секретность в деле нейминга совпала с санитарной стыдливостью — если вспомнить известные «изделия номер два».
Но затем бомбы получили имена. Их звали «Мария», «Татьяна» и «Наташа».

В грубом приближении случайно получилась значимая триада: сакральное, культурное и народное. Потому как Татьяна всегда Ларина, а вот Наташа не Ростова; Наташа —  она общинная, массовая, народная.

Точно таков и итог нынешнего конкурса. Контролировали ли на сайте Министерства обороны ситуацию, чтобы победили наиболее серьезные, «взрослые» варианты, или само так сложилось — это не важно.

Но получилось вполне явное послание. Имена ракет как рассказ о том, кто мы такие. Что мы несем. Как письмо инопланетянам, запущенное на орбиту.

Собственно, начать уже можно с того, что три вида оружия, предложенные для названия, сами по себе являют ядерную триаду. Это подводный снаряд, крылатая ракета и наземная пушка. Земля, вода, воздух. Второй и третий дни творения.

Названы они «Посейдон», «Пересвет» и «Буревестник». Бог, герой и символ. Античность, Средние века. Новое время.

Посейдон — колебатель суши, верховный бог моря в древнегреческой мифологии: «О черновласый держатель земли Посейдон, внемли мне, 
Конник, держащий в руках трезубец, из меди отлитый,
 Ты, обитатель глубин сокровенных широкого моря, 
Понтовладыка, что тяжкими мощно грохочет валами! 
О колебатель земли, что, вздымая могучие волны,
 Гонишь четверку коней в колеснице, о ты, дивноокий,
 С плеском взрываешь соленую гладь в бесчисленных брызгах».

Пересвет — воин-инок, сошедшийся перед Куликовской битвой с сильнейшим поединщиком Челубеем и победивший его ценой собственной жизни.

Буревестник — символ революции и революционных потрясений, которые принимаются как радость и восторг. «Песня о Буревестнике» была написана Максимом Горьким в 1901 году в ответ на разгон студенческой демонстрации у Казанского собора в Петербурге. Имела чрезвычайную популярность, разошлась тысячами списков. Декламировалась на сходках и журфиксах передовой молодежи. Девушки плакали, читая.

Но для нас и, думаю, для тех конкурсантов, что предлагали это именование, Буревестник не столько часть революционной романтики и мифологии, сколько образ советского. Актовый зал, напряжены плечи учительницы музыки, следует мощное крещендо; на сцене школьник-декламатор, державший паузу, приготавливается вскричать: «Буря! Скоро грянет буря!..». В зале — жеребячий подростковый смех. Но текст-то незабываемый. Думаю, если б был объявлен конкурс на прозвище для американских ПРО, они бы тотчас получили название «Робкий пИнгвин».

Комбинация складывается так: преемственность мировой культуре, героизация Святой Руси, советскость. Мир. Русь. СССР.
Вот из этого мы сложены — и прекрасно. Кто бы протестовал. Послание не хуже других. Одна мелочь мешает порадоваться разумной триаде: она на ракетах написана.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с gorky.media

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • gorky.media
          • домен gorky.media

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции