html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Путеводитель по неизвестному авангарду • Журнал

Искусство, История

Дом-«улитка», баня-«трактор», завод посреди моря, школа с водонапорной башней: как на самом деле выглядит архитектура авангарда и где ее искать

 Александра Селиванова, Дмитрий Гончарук

При беглом знакомстве архитектура авангарда кажется простой и прямо­линейной: как будто из набора в несколько приемов архитекторы лепили коммуны, фабрики-кухни, дома советов, клубы. Ленточное окно, плоская кровля, столбы, призма и цилиндр, «корабельные» ограждения балконов, ступенчатый силуэт, асимметричное свободное расположение объемов в пространстве. Но такая простота — иллюзия. Штампы и тиражирование приемов — это всего лишь верхний слой, вторичное и часто неумелое подражание «модному стилю». Настоящий авангард заключался в свободе, в эксперименте, в разрушении общепринятых норм и законов, переизобрете­нии их заново. Так проектировали Леонидов и Мельников, Ладовский и Крутиков, Кузьмин и Хидекель и еще сотни независимо мыслящих архитекторов по всей стране, от Минска до Магадана.

Мы выбрали 10 зданий, которые доказывают, что архитектура авангарда совсем не такая, как мы обычно себе представляем. А еще — что география ее гораздо шире Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Иваново. Многие другие примеры можно обнаружить на карте, создаваемой командой волонтеров из разных городов на платформе The Consctructivist Project

1. Жилкомбинат ГРЭС № 1

Новомосковск, ул. Вокзальная, 56

1 / 3
© Александра Селиванова
2 / 3
© Александра Селиванова
3 / 3
© Александра Селиванова

Среди свалок и зарослей выселенного из-за плохой экологии Заводского райо­на, около полузаброшенной железнодорожной станции «Новомосковск-2» стоит дом-призрак — огромный жилкомбинат для инженеров и сотрудников крупнейшей в регионе гидроэлектростанции. Грандиозные планы 1920–30-х редко удавалось воплотить в жизнь целиком: циклопические постройки и руи­ны затеряны в лесах, на окраинах и вдоль так и не проложенных магистралей.

План этого дома, напоминающего самолет, близок экспериментальным разработкам домов-комбинатов рубежа 1920–30-х годов, которые должны были обучать людей новому «обобществленному быту», где приготовление пищи и питание, стирка и воспитание детей делегируются специализирован­ным отделам дома. В доме ГРЭС, построенном по проекту архитектора Дмит­рия Соболева, жилые корпуса «А» и «Б» соединяются переходами с цент­раль­­ной частью — трехэтажным детским сектором — детсадом, расположен­ным в полукруглом объеме с террасой на крыше (теперь в нем ведомственная гостиница). Сбоку размещались большая столовая, аптека и магазин, в под­вале — прачечная.

Все здание на уровне первого этажа огибает черный цоколь. Это решение помогает собирать разнообразные объемы и выступы дома в единую связанную структуру. Черно-белая полосатая фактурная поверхность, с одной стороны, интерпретирует мотивы традиционного руста  Руст — (с лат. «простой», «грубый») рельеф­ная кладка или облицовка стен различных видов камнями с грубо отесанной или выпук­лой лицевой поверхностью., а с другой — кажется созвуч­ной западному «обтекаемому стилю» (streamlined style), популярному в США в 1930-е годы. Включенные в состав черного раствора осколки стекла и уголь­ная крошка (возможно, использование такой отделки имело не только декора­тивное, но и символическое значение и подчеркивало роль Подмосков­ного угольного бассейна) сверкают на солнце, и это создает неожиданный эффект «драгоценности» цокольной части здания, обычно наиболее грубой. Необходи­мым элементом стиля являются и сильно закругленные углы здания, усили­вающие ощущение движения, текучести объемов. Это и углы корпусов, обра­щенные внутрь двора с детским садом, и углы ризалитов  Ризалит — часть фасада, во всю высоту выступающая за его основную линию.; поверхность дома как будто засасывается внутрь, насквозь, в проезды под пере­ходами в глубине, и вновь выплескивается крупной волной — объемом дет­ского сада.

Жилкомбинат — немногое оставшееся от былой роскоши одного из самых репрезентативных районов Сталиногорска, который в 1930-е претендовал на роль химической столицы Европы.

2. Дом-«улитка»
Екатеринбург, ул. Малышева, 2е

1 / 2
© Ирина Котюкова
2 / 2
© Ирина Котюкова

Необычный по форме детский сад, напоминающий даже не улитку, а эмбрион, был спроектирован для детей обитателей «Городка юстиции». Этот особенный район, с дореволюционных времен связанный с исправительными учрежде­ниями, в самом начале 1930-х приобрел законченную архитектурную форму. К старой тюрьме, названной «Исправительный дом № 1», прибавилось эффект­ное конструктивистское здание суда (Дом юстиции) и здание Управления исправи­тельных работ, жилой дом для сотрудников (граничащий с тюрьмой забором) и —в глубине двора, на зеленом участке — детсад-«улитка», спроек­тированный архитектором-художником Сергеем Захаровым (ему же принад­лежит и Дом юстиции).

Здание изгибается подковой и заворачивает во двор полукруглым объемом, с полукруглым же выступом лестницы. На крыше «головы» эмбриона была устроена огражденная площадка для игр на свежем воздухе, а снаружи подковы — не сохра­нив­шаяся изогнутая терраса на столбах. Несмотря на вычурность формы, все помещения были организованы максимально рационально. В зальные комнаты, спальни и игровые, расходившиеся секторами от коридора на юг и юго-восток, попадало много света. Часть служебных помещений, в том числе кухня и моечная, были опущены в цокольный этаж, чтобы не отнимать пространство у детских комнат.

Какое-то время после детсада в «улитке» располагался детский дом, затем медицинское учреждение, аптека, а сейчас гостиница. В декабре 2017 года дом-«улитка» получил статус памятника архитектуры регионального значения.

3. «Круглый дом»
Таганрог, ул. Александровская, 107

1 / 5
© Екатерина Пономарева
2 / 5
© Екатерина Пономарева
3 / 5
© Екатерина Пономарева
4 / 5
© Екатерина Пономарева
5 / 5
© Екатерина Пономарева

Строившийся с 1929 года по 1932-й жилой дом для рабочих завода «Красный котельщик» стал памятником архитектуры регионального значения совсем недавно — в конце 2016-го. Трехэтажное здание на 36 квартир известно как «круглый дом» — первый в СССР. Правда, кольцо разрывается в северной части, из которой можно попасть во двор. Таганрожцы посвятили дому одну из городских легенд: это первая буква «С» в слове «СССР», а три остальные просто не успели достроить. Правда, если посмотреть на карту, становится очевидно, что оставшиеся три «буквы» просто некуда вместить.

С автором проекта здания вышла путаница. До недавнего времени им считали то некоего Боголю­бова, то видного ростовского архитектора Михаила Кондра­ть­ева. Но оказался им Иван Таранов. 23-летний выпускник архитектурного отделения Харьковского политеха в 1929-м трудился в Южном машинострои­тель­­ном тресте, в который входил «Красный котельщик». План «круглого дома» с пояснением Таранова обнаружился в восьмом номере журнала «Строи­тельная промышленность» за 1929 год. В книге Романа Хигера «Проектиро­ва­ние жилищ» этот же проект сопровождает текст, из которого понятно, почему подобных зданий в стране больше почти не строили: «Не имея экономических преимуществ перед прямоугольным планом, как показали подсчеты, кольцевой план в гигиеническом смысле хуже прямо­угольного, так как внутренний двор, на который ориентированы служебные помещения квартир, замкнут и лишен необходимого проветривания». Добавим, что с гигиеной обитатели дома с самого начала испытывали некоторые проблемы: туалеты в квартирах предусмотрены не были, а ванные комнаты были общими.

Когда строительство уже заканчивалось, молодой архитектор перебрался в Москву, где устроился в Метропроект (затем — институт «Метрогипро­транс»). В столице в соавторстве с женой Надеждой Быковой Таранов спроектировал станции метро «Сокольники», «Новокузнецкая», «Белорусская» (кольцевая) и еще несколько станций; павильон «Механизация» (затем «Космос») на ВСХВ (ВДНХ).

4. Лаборатория экспериментальной генетики высшей нервной деятельности
Колтуши (Ленинградская область), ул. Быкова, 36

Из коллекции Мемориального музея-квартиры академика И. П. Павлова / Российская академия наук

В начале 1920-х годов в Колтушах Ленинградской области нобелевский лауреат Иван Павлов основал питомник для экспериментальных животных. А уже через три года открыл здесь биостанцию, которая впоследствии стала научным центром исследования физиологии и генетики. Для проектирования лабора­тор­ного здания, а затем и своего коттеджа Павлов пригласил ленинградского архитектора (а также скульптора и художника) Иннокентия Безпалова, много строившего еще до революции. Несмотря на «старую школу» и любовь к исто­ризму и модерну, Безпалов осваивал и модный конструкти­визм. Здание лабо­ра­тории Института физиологии было построено на небыва­лые деньги: в 1929 го­ду 80-летний Павлов получил правительственную премию — 100 ты­сяч золотых рублей. С одной стороны, следуя заветам конструктивизма, здание асимметрично и состоит из простых геометрических объемов, а с другой — выдает автора, хорошо знакомого с северным модерном и архитектурой сецес­сиона. Монументальная башня на углу отмечает вход в лабораторию, в которую ведет расширяющаяся и совсем не конструктивист­ская, а, скорее, усадебная лестница. Наверху башни Павлов устроил что-то вроде обсерватории — там был установлен телескоп.

Иван Павлов играет в городки на фоне лаборатории

Гладкий аттик наверху башни оставили для надписи: для авангарда характерна крупная инфографика (рисованная или рельефная) с надписями «палочным» шрифтом — «дом-коммуна», «аптека», «клуб», «фабрика-кухня». Малограмот­ный человек, недавно перебравшийся в город (а именно такие люди составляли половину городских жителей в 1920-е), должен был легко ориентироваться на улице, с первого взгляда определяя назначение здания по надписи на фаса­де. Безпалов превратил это новшество в трюк, поместив на «лоб» башни по прось­бе Павлова его девиз — «Наблюдатель­ность и наблюдательность». Так многозначительность и поэтичность эпохи символизма и ар-нуво соединились с прагматическим языком авангарда. На соседнем аттике появилась надпись «Эксперимен­тальная генетика высшей нервной деятельности».

Строительство закончилось в 1932 году. Именно здесь проводились всемирно известные опыты по изучению условных рефлексов. Для этого были оборудо­ваны «камеры молчания», звуконепроницаемые комнаты для исследования условных рефлексов на собаках. А в большой металличес­кой клетке, пристро­ен­ной с переднего фасада здания, Павлов исследовал высшую нервную деятель­ность и поведение человекообразных обезьян — шимпанзе. В середине 1930-х специалисты во всем мире стали называть Колтуши «столицей условных рефлексов».

Павлов не дожил до момента разгрома генетики и начавшихся репрессий в научной среде, но успел освободить Безпалова из тюрьмы, куда тот попал в 1931 году. Выпущенный в 1935-м условно-досрочно, архитектор поселился в Колтушах, продолжал проектиро­вать и строить здания биостанции: Новую лабораторию, антропоидник, недавно сгоревший дом Павлова, коттеджи для научных сотрудников, виварий.

5. Дом-башня имени Парижской коммуны
Смоленск, ул. Коненкова, 9а

1 / 4
© Ирина Котюкова
2 / 4
© Ирина Котюкова
3 / 4
© Ирина Котюкова
4 / 4
Путеводитель по Старому Смоленску / old-smolensk.ru

Первая жилая высотка Смоленска появилась в 1930–1933 го­дах на Воскресен­ской горе на месте монастырского кладбища и хорошо просматривается со стороны Днепра. Профессор Московского архитектурного института Олег Вутке спроектировал семиэтажное здание по заказу жилищно-строительного кооперативного товарищества «Труд». Архитектор убедил пайщиков, что башенный тип лучше здания с коридорной системой, ведь холлы на каждом этаже, в которые выходят двери шести ячеек, — это дополнительные места для совместного отдыха.

Квадратную в плане, со сторонами не более 15 метров башню из силикатного и красного кирпича смоляне прозвали «чайником» из-за надстройки-«носика» на крыше, сдвинутой к северной стене. На север выходит и вертикальная полоса лестничного окна, а большую часть поверхности южной стены занимает эффектный зигзагообразный орнамент. Примечательны и скругленные углы здания. Окна жилых комнат — по пять на каждом этаже — смотрят на восток и запад.

В жилые ячейки провели водопровод и канализацию, отопление было паровым, но почти сразу вышло из строя. Двери разделенных тонкими перегородками комнат не запирались, а общая для всех жильцов кухня-столовая и детская комната находились на первом этаже. Смоленская башня могла стать прото­ти­пом вертикальных домов-коммун, которые разрабатывал Вутке. Сохранился эс­киз с четырьмя такими небоскребами, объединенными общим стилобатом  Стилобат в архитектуре ХХ века — общий цокольный этаж, объединяющий несколько зданий., в котором должны были располагаться учреждения. Осуществить свои идеи архитектор не смог: в 1938-м московского немца (настоящее имя и отчество Олега Алексеевича — Отто Густавович) обвинили в шпионаже в пользу Германии и расстреляли на Бутовском полигоне.

Во время Великой Отечественной войны дом пострадал от снаряда, но был восстановлен в 1949-м. В изданном тогда же «Архитектурном очерке Смолен­ска» его автор Игорь Белогорцев клеймит конструктивизм как «антинародное архитектурное направление, отрицавшее какую-либо художественную эсте­тику, за исключением циничного оголения конструктивной схемы и навязчи­вого показа фактуры новых строительных материалов»:

«Наиболее ярким примером в этом отношении может служить пестро раскрашенная семиэтаж­ная башня-коммуна, уродливо поднимающаяся над Воскресенской горою. Автор этого формалистического сооружения московский архитектор Вутке был далек от задач подлинного социалис­тического искусства. Башня-коммуна не удовлетворяет и бытовых потребностей советского человека. Вот почему справедлив приговор генерального плана, предусматриваю­щего снос одного из худших произведений конструктивизма».

Однако дом не только не стали сносить, но и присвоили ему статус объекта истори­ческого и культурного наследия (1974). Правда, это не спасло башню от небре­же­ния: после расселения в конце 1980-х она стоит полностью выпотрошенная уже многие годы.

6. Кинотеатр «Победа» («Октябрь»)
Брянск, ул. Майской Стачки, 5

1 / 4
© Александр Теребенин
2 / 4
© Александр Теребенин
3 / 4
© Юрий Ноздрачев / CC BY-SA 3.0
4 / 4
© победа32.рф

Самый необычный из советских авангардных кинотеатров ленинградский художник, дизайнер и архитектор Борис Смирнов построил в Бежице под Брянском в 1932 году. Два зала «Октября» развернуты крыльями по отношению к главному входу и соединены заглубленным центральным двухэтажным объемом с фойе и буфетами. На фасаде по диагонали проходят остекленные пандусы, которые связывают второй этаж центрального корпуса с кинозалами. Поверхности стен залов неожиданно «колючие»: они покрыты поясами положенных поребриком (углом к стене) красных и белых кирпичей, создаю­щих полосатую фактуру.

По оси на аллею (кинотеатр стоит между двумя парками) был вынесен не сохранив­шийся отдельный павильон касс в виде монументальной остеклен­ной рамы. В целом этот проект и по своей планировке, и по отделке стоит особняком в ряду произведений советской архитектуры 1920–30-х годов, приближаясь скорее к экспериментам начала 1960-х. Другие проекты кинотеатров, создан­ные Борисом Смирновым в соавторстве с двумя другими Борисами — Крейцером и Пятуниным — в ленинградской секции Госкино­проекта для Ленинграда, столь же оригинальны и не похожи на то, что проектиро­валось в 1930-е годы (что-то среднее между экспериментами Вхутемаса и рекреационной архитектурой европейского ар-деко). Однако ни один из них, кроме «Октября» в Бежице, так и не был реализован, а сами проекты стали причиной жесткой травли авторов, после 1937 года навсегда отказавшихся от архитектурной деятель­ности.

7. Жилой дом правительства Крымской АССР
Симферополь, ул. Жуковского, 5

1 / 4
© Николай Васильев
2 / 4
© Николай Васильев
3 / 4
© Николай Васильев
4 / 4
© Николай Васильев

Главный архитектор Симферополя Борис Белозерский спроектировал ведомственное жилье для членов правительства Крымской АССР и их семей как огромный особняк. Из элементов рационализма, модерна и ар-деко получилась забавная смесь стилей, рассмотреть которую сейчас довольно непросто: вплотную к дому теперь растут деревья. Здание, известное как дом-«корабль», состоит из двух объемов: к трехэтажному кубу с высоким цоколем с юга примыкает вытянутый по оси север — юг двух­этажный корпус. На плос­кой кровле находится ротонда-бельве­дер  Бельведер — видовая беседка, чаще всего цилиндрической формы, которую располага­ли на возвышенности или крыше здания., а лестницу Белозерский вынес в башню с узкими окнами-бойница­ми. Здание выглядит необычно и за счет полукруглых застекленных открытых террас, арок, прямоуголь­ных балкон­чиков и балконов — одних только типов оконных проемов тут примерно два десятка. Юго-восточный угол дополнительно украшают стилизованная капитель и диагональная композиция в форме веера. Зато дворовый фасад с вынесенной на улицу черной лестницей более чем утилитарен.

Изначально на каждом этаже достроенного в 1933 году дома размещалось по две квартиры, то есть всего восемь, но после Великой Отечественной войны апартаменты для чиновников поделили на коммуналки. Их расселили в сере­дине 1980-х, и получивший статус памятника регионального значения дом заняла детская музыкальная школа.

8. Баня-«трактор»
Королев, ул. Ленина, 12

1 / 3
© Мария Лавренченко
2 / 3
© Мария Лавренченко
3 / 3
© Мария Лавренченко

С задачей спроектировать банно-прачечный комбинат для бурно растущего подмосковного рабочего поселка Подлипки (сейчас это часть Королева) архитектор Павел Клишев справился, прямолинейно повторяя формы трактора. Можно даже определить конкретную модель: это «Сталинец» производства Челябинского тракторного завода.

Характерный для архитектуры авангарда прием, когда для плана или фасада здания брался один из символов преобразований в стране, например инду­стриа­лизации, в этом случае доведен до абсолюта  Так, в основу архитектурной формы Ростов­ского театра драмы взят первый советский трактор «Коммунар». А здание фабрики-кухни в Самаре представляет собой серп и молот.. В облике комбината легко выделить «гусеницы», «моторную часть», «кабину тракториста», «отвал» и «прицеп». В одной из «гусениц» сейчас расположено фойе бани, в котором сохранился старый деревянный диван, в другой находится кафе.

Несколько лет назад бани одели в керамогранит и сайдинг, но значительных перестроек оно не претерпело, а самое главное — до сих пор выполняет изна­чаль­­ную функцию.

9. Дом-«колбаса» и школа с водонапорной башней
Кемерово, ул. Абызова, 4 и 12

1 / 2
© Кемеровский историко-архитектурный музей-заповедник «Красная Горка»
2 / 2
© Кемеровский историко-архитектурный музей-заповедник «Красная Горка»

В 1922 году в Кемерово (тогда — Щеглов) приехал голландский инженер Себальд Рутгерс, увлеченный левыми идеями. Здесь он основал Автономную индустриальную колонию «Кузбасс» (Кузнецкий угольный бассейн). За пять лет существования она выросла в мощную промышленную компанию с пред­ста­вительствами в Москве, Нью-Йорке и Берлине. Колонией руководили голландцы — 25 человек, а всего здесь работало 5 тысяч русских и 750 ино­странных рабочих и инженеров. В 1926 году по приглаше­нию Рутгерса в колонию приехал голландский архитектор Йоханнес Ван Лохем, увлеченный концепцией рабочего «города-сада» и социализмом.

Он должен был спроектировать жилье и инфраструктуру для шахтеров и специалистов, живших в основном в землянках. По проекту Ван Лохема предполагался поселок на 5 тысяч домов, школа, театр, кооператив, рабочий клуб. Приемы голландской архитектуры пришлось приспосабливать к сибир­скому климату, а также изобретать новые строительные материалы и техноло­гии и даже налаживать выпуск собственного кирпича марки «АИК». Не все грандиозные замыслы удалось осуществить. Тем не менее Ван Лохем спроекти­ровал множество домов разных типов, в том числе блокированные, по прин­ципу голландских таунхаусов. Такие дома было проще отапливать; кроме того, у каждой квартиры был отдельный вход и палисадник. Однако рабочие не при­няли эту форму жилья и прозвали дома «колбасами». Как писал сам архитектор в письме родным, они «вызвали большое сопротивление у рабочих, привыкших жить в отдельно стоящих лачугах и считающих цепь сомкнутых домов отвра­ти­тельной». В сентябре 1927 года Ван Лохем, разочарованный советским бюрократизмом, вернулся в Голландию. А по его проектам, раскритикован­ным и обруганным жителями, в Кемерово продолжали строиться сотни домов, потому что они оказались наиболее экономичными и удобными.

Сейчас эти дома расселены и представляют собой руины, хотя и считаются памятниками архитектуры регионального значения.

Чуть лучше сохранилась школа, спроектирован­ная Ван Лохемом: в ней он соединил приемы голландской архитектуры и традиционные русские, сибир­ские мотивы «острога». Нижний этаж школы — кирпичный, верх — сруб с водонапорной башней в угловой части. В высокой башне на спрятанном внутри сруба железобетонном каркасе стоял бак на 150 тонн воды, снабжавший весь поселок и пожарное депо неподалеку. Школа в форме буквы «г» следовала традиции голландских школ, когда все классы с большими окнами ориентиро­ваны только на солнце — на юго-запад и юго-восток, а коридоры проходят с северной стороны. Сейчас школа, как и дома-«колбасы», заброшена, хотя также охраняется государством.

10. Восьмой цех завода «Дагдизель»
Каспийск, Каспийское море

© Алиса Ганиева

Самое невероятное здание советского авангарда расположено в Каспийском море, в 2,7 кило­метра от берега. В 1930-е под руководством наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе возле Каспийска начали стройку секретного машиностроительного завода № 182, который должен был выпускать подводное оружие и дизельные двигатели для судов и техники. Один из гигантских пристрелочных (испытательных) цехов для торпед, в официальной переписке любовно называемый «павильоном», предложено было впервые в отечественной истории расположить прямо в море.

Руководить проектированием всего комплекса «Двигательстроя», включая и восьмой морской цех, поручили инженеру Александру Дезорцеву, получив­шему образование в Европе и уже успевшему к тому времени построить в СССР крупнейшие гидротехнические сооружения, плотины и электростанции.

Техническое решение здания не имело аналогов. На берегу, в вырытом котловане на брусчатом настиле в опалубке, был залит массив цеха, «понтон», который затем был выведен в море и установлен на заранее подготовленное основание — искусственный остров, который был дополнительно углублен на дне моря (высота подводной «постели» цеха — 19 метров) и разравнивался водолазами несколько месяцев.

Стройка шла с невероятными сложностями и запаздыванием — начиная с того, что гигантский котлован начинали рыть всего 35 человек с двумя лошадьми и трактором «Коммунар», и заканчивая тем, что работать вслепую в мутной воде было невозможно. Тем не менее в 1939 году цех-гигант площадью 5185 метров был достроен. Помимо собственно промышленных помещений, он вмещал кабинеты, гостиницу, кафе, библиотеку (все с паркетными полами), спортивный зал в подвале и 42-мет­ровую башню с лифтом и четырьмя смотро­выми площадками. Несмотря на сугубо утилитарное назначение здания, авторы надводной части — начальник проекта Григорий Ахенштейн, которому на момент строительства было 25 лет, инженеры-проектировщики Матево­сян и Парфенов — уделили архитектурным качествам проекта особое внима­ние. Эффектный силуэт цеха с высокой башней и мощным выступом смотро­вой площадки стал символом города и даже помещен на герб Каспийска. Детально продуманные фасады с закругленными выступами, «капитанскими мостиками», вертикальными ленточными окнами и другими приемами позволяют говорить о том, что авторы были хорошо знакомы с европейским ар-деко и его любовью к корабельным мотивам в архитектуре. С 1966 года цех перестал отвечать требованиям к испытаниям торпед новых поколений и был заброшен; уже 52 года он служит памятником советской тщеты и гиганто­мании наряду с Беломорско-Балтийским каналом или БАМом.

24 апреля
25 апреля
26 апреля
27 апреля
30 апреля
1 мая
2 мая
3 мая
4 мая
7 мая
8 мая
9 мая
10 мая
11 мая
14 мая
15 мая
16 мая
17 мая
18 мая
21 мая
22 мая
23 мая
Литература
История муми-троллей

Как финская художница придумала удивительный новый мир

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с arzamas.academy

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • arzamas
          • ссср
          • домен arzamas.academy

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции