html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Проектирование человеко-машинных интерфейсов

Специалист по Computer Science Алексей Незнанов о том, как меняются пользовательские интерфейсы, что происходит с виртуальной средой и в каком мире мы будем жить к 2025 году

ПостНаука рассказывает о современных технологиях в проекте «Банк знаний», созданном совместно с Корпоративным университетом Сбербанка.

Проектирование человеко-машинного взаимодействия — одна из самых интересных областей как компьютерных наук, так и смежных сфер. Эта область характеризуется сейчас двумя основными свойствами. Первое: она связана с человеком и поэтому волей-неволей находится на стыке искусства и технологии или инженерии, потому что человек все-таки существо достаточно субъективное. Второе: у нас идет активное развитие компьютерной техники, а также очень много других интересных следствий научно-технической революции. Отсюда то, что раньше называлось, например, как говорил Дональд Норман, дизайном привычных вещей (это название его книги, которую сейчас можно прочитать и на русском языке), является основой жизни человека, которая во многом связана сейчас с искусственной средой обитания.

Если раньше мы в основном говорили о безопасности этой среды и у нас была наука эргономика, то сейчас больше говорят о том, что обозначается красивым словом, которое является калькой с английского и обычно произносится как «юзабилити» (usability). При этом специалистов в области проектирования интерфейсов с пользователем почти не волнует то, что есть множество смежных дисциплин, таких как промышленный дизайн, художественный дизайн и так далее. Отмечу, что эргономика до сих пор лежит в основе этой области. Почему? Потому что безопасность должна соблюдаться всегда. Отсюда, когда мы сейчас смотрим на развитие интерфейсов, мы должны понимать, что это постоянно компромисс и поиски его в новых областях. Например, если касаться интерфейсов дополненной реальности, виртуальной реальности и теперь уже смешанной реальности, то там безопасность становится главным вопросом. И когда будут решены уже проблемы безопасности, развитие идет в других областях. При этом, что особенно интересно, это развитие поддерживают как программно-аппаратные средства, так и всевозможные методологии.

Программно-аппаратные средства в основном делятся, с точки зрения юзабилистов, на два больших класса. Первое — то, что мы называем устройствами ввода-вывода. Это исторически сложившееся название, которое говорит о том, что мы раньше рассматривали компьютер именно как вычислительную машину; сейчас же, когда он входит и в большинство социальных процессов, устройства ввода-вывода стали неотъемлемой частью социальной среды. Как только мы говорим про социальную среду, то юзабилисты — это те люди, которые сейчас всегда участвуют в ее построении. Невозможно себе представить, например, сейчас кого-то, у кого нет в кармане сотового телефона. Это часть нашей жизни. Более того, еще раз вспомнив книгу «Дизайн привычных вещей», мы можем сказать, что именно тогда, когда эти вещи становятся привычными, они становятся по-настоящему интересны юзабилисту, для того чтобы глубоко проработать то, что называется сейчас уже не просто интерфейсом, а опытом взаимодействия.

По-английски это более интересно: мы различаем UX (user experience) и UI (user interface). При этом мне, например, не нравится перевод «пользовательский интерфейс». Почему? Потому что слово «интерфейс» имеет изначально два определения. Это внешняя часть системы, с помощью которой система взаимодействует с другой. И тогда можно говорить об интерфейсе человека, интерфейсе компьютера, интерфейсе телефона, интерфейсе какого-то объекта или системы. И второе значение — это интерфейс взаимодействия двух систем. И правильнее говорить в данном случае, как и заявлено в теме, о человеко-машинном интерфейсе или, более узко, о человеко-компьютерном.

Как только мы понимаем, что у нас есть интерфейс одной системы и интерфейс взаимодействия двух систем, то дальше мы всегда вынуждены прибегать к еще одному слову ― протокол. Здесь классический пример — современный вариант управления телевизором, когда у нас возникает интересная цепочка и юзабилист должен это отслеживать: человек взаимодействует с пультом дистанционного управления, а уже пульт дистанционного управления взаимодействует с телевизором. Таким образом, в этой цепочке есть интерфейсы с пользователем и интерфейсы между техническими системами. При этом человеку интересна вся цепочка сразу.

И получается, что сейчас развитие интерфейсов — это развитие в первую очередь новых интерфейсов «машина — машина», а потом включение туда человека. Отсюда классическое разделение на автоматизированные и автоматические системы. Напомню, что автоматические — это те, которые работают без участия человека, а автоматизированные предполагают участие человека в своей работе. Естественно поэтому, что мы говорим об интерфейсах автоматизированных систем, интерфейсах взаимодействия между человеком и техническими компонентами автоматизированных систем.

Что еще более интересно, сейчас автоматизированные системы становятся все более и более приближенными к органам чувств человека. Отсюда очки дополненной реальности, виртуальной реальности и так далее. И конечно, новые поколения интерфейсов, которые вовсю задействуют искусственный интеллект. В первую очередь это голосовые интерфейсы. Сейчас ими могут пользоваться все пользователи мобильных телефонов, все к этому уже привыкли: Siri, Cortana, OK Google и так далее. Но сейчас особо интересная тема — это, конечно, переход к интерфейсам, которые к голосу добавляют и полноценную визуализацию.

Когда мы визуализируем и одновременно учитываем голос, мы работаем с понятием multimedia (мультимедиа, как его обычно произносят). И получается, что мы должны учитывать сразу несколько органов чувств. Отсюда стандартные проблемы синхронизации, согласования и возможности человека оценить, насколько это ему удобно. Какая сейчас основная проблема повсеместного внедрения, например, виртуальной реальности? Мы практически не можем учесть какие-то дополнительные каналы, особенно тактильные, которыми человек пытается воспользоваться, а их нет в опыте взаимодействия.

Сейчас виртуальный опыт взаимодействия — это визуальный канал, аудиоканал, затем как раз обычно канал, использующий пальцы рук, и все. Все остальное — это большая проблема, которая порождает огромное количество исследований, как эти каналы либо отключить у человека, либо задействовать. Понятно, что простых решений здесь в принципе не бывает. Отсюда очень серьезные наработки, которые пытаются приблизить интерфейс все ближе и ближе к головному мозгу. Прорывы здесь в основном связаны с так называемой neuroscience, или нейронауками. При этом нейронауки — это продолжение когнитивных исследований, и сейчас когнитивисты иногда ругаются с нейросетевиками, иногда совместно работают, но очень серьезно подходят к тому, чтобы человек в себя начал встраивать какие-то человеко-машинные интерфейсы. Некоторые говорят, что это очень плохо, некоторые — что хорошо. Но это данность. Отсюда интересные слова типа киборгизации и так далее.

Если же отвлечься от этого тренда, то мы видим, что классические компьютерные интерфейсы, которые используют визуальный канал (мониторы) и тактильный канал (клавиатуру, мышь и так далее), достигли в некотором смысле совершенства при работе в стандартных условиях. Отсюда появился термин «офисное окружение», или small office/home office (SOHO), появились всевозможные промышленные окружения, и они развиваются параллельно.

При этом эти миры практически не пересекаются. И обычный человек почти никогда не знает о существовании большинства этих миров. И когда ему начинаешь рассказывать про какие-то интерфейсы, которые используются в горячем цеху, например, он говорит: «Ух ты!» Почему? Потому что он никак не может перенести опыт взаимодействия в офисе на опыт взаимодействия в этом горячем цеху. Особенно это касается интерфейсов специализированных устройств, например медицинских. Что там главное? Что эргономика намного интереснее, безопасность играет большую роль. Но если вспомнить о современных, например, автоматизированных центрах по проведению операций, в том числе тех, которые работают удаленно (а таких уже достаточно много, и есть несколько очень известных, уже сотни тысяч операций проведены), то там опыт взаимодействия уникален. Отсюда как раз разделение на миры с последующим утверждением стандартов, в первую очередь на эргономику, то есть безопасность, а потом уже развитие всяческой функциональности.

При этом сейчас два главных слова — это конвергенция и интеграция. Конвергенция обозначает, что мы различные формы взаимодействия (например, голосовое или визуальное) и различные сценарии использования (например, переносные или неподвижные устройства) совмещаем в едином опыте взаимодействия. Отсюда у нас давно говорят о среде. И все старые методологии разработки интерфейсов, которые обычно были либо целеориентированными, либо пользователеориентированными, становятся уже ориентированными на создание этой среды. И в этой среде у нас огромное разнообразие — как задач, так и поддерживающих технологических цепочек.

Еще одно деление на миры происходит из-за того, что есть интерфейсы, как говорят, однократного применения. Например, когда вы подходите раз в год оплатить что-то к киоску. Вы можете забыть за год, как вы в предыдущий раз к нему подходили, и можно считать, что каждый раз это новый для вас интерфейс. А другое дело, когда вы работаете каждый день, например, с Microsoft Excel или Word, и тогда у вас интерфейс всячески эксплуатирует ваши привычки. Отсюда еще несколько миров.

Понятно, что самым интересным является тот мир, который задействует большинство пользователей, активно использует их опыт и формирует то, что называется сейчас, во-первых, рабочей средой, а во-вторых, средой развлечений. Отсюда еще разная социализация в этих мирах. Более того, современный тренд — развитие коллаборативных технологий как деятельности, так и отдыха. Отсюда онлайн-игры, отсюда как раз всевозможные Agile-методы в организациях и рабочие группы. И современные интерфейсы обязаны это учитывать, что они и делают. Последние лет десять активно развиваются облачные технологии и поддерживающие их новые интерфейсы с пользователем. Тот, кто видел, например, Microsoft Word 2000, 2003, 2007, 2013, не очень подготовлен к свежим версиям Office 365, где основной акцент сделан на то, что человек может одновременно работать в разных рабочих группах, которые содержат несколько человек, а все эти люди одновременно что-то делают. Это качественно по-новому повышает производительность. Это дает новые возможности. И это именно новое взаимодействие.

Аналогично виртуальные среды сейчас тоже становятся коллаборативными. Более того, что интересно, появились, например, камеры, которые могут снимать то, что видят люди в виртуальной среде. Это позволяет интегрировать теперь виртуальные интерфейсы, интерфейсы дополненной реальности и привычные интерфейсы, которые транслируют нам какие-то медиаобъекты. Конвергенция и интеграция — это такой глобальный тренд.

Как только мы говорим о современных средствах разработки интерфейсов с пользователем, мы сразу говорим в первую очередь о жизненном цикле программного обеспечения. Часть, которую занимает разработка интерфейса, стала очень крупной в жизненном цикле программного обеспечения. При этом инженерия программного обеспечения сейчас очень большое внимание обращает на интерфейсы. И после опыта Apple, которая на этом построила бизнес-модель, это очевидно всем. Поэтому у нас есть огромное количество программного инструментария, поддерживающего разработку. Есть отображение технологических цепочек и среды, в которой человек работает, как социальной среды на эти инструменты. Моделирование, в том числе математическое, и использование искусственного интеллекта в поддержке интерфейсов с пользователем. Это позволяет по-новому подойти к персонализации.

Что имеется в виду? Мы можем теперь не просто индивидуализировать интерфейс и персонализировать его автоматически. То есть интерфейс не скажет: «Настрой меня, вот тебе средство кастомизации». Он скажет: «Я сам под тебя настроюсь и буду для тебя персональным, от тебя это не потребует ничего». Тот, кто уже работал с голосовыми помощниками, прекрасно представляет себе это. За полгода Siri или Cortana очень интересно подстраиваются под вас и могут как бы предугадывать ваши мысли, хотя в этом нет никакой магии. Но любая достаточно развитая технология неотличима от магии. И в этом смысле интерфейсы с пользователями как раз и создают для пользователя эту реальную магию, а все остальное от пользователя скрыто.

Каковы сейчас главные вызовы, стоящие перед этой областью, которые подскажут нам, что мы увидим в ближайшем будущем? Это достаточно очевидно. Во-первых, это создание цифровых аватаров. Это уже достаточно распространенный термин, который говорит о том, что мы должны свое изображение и уровни перцепции переносить в виртуальную среду. Второе — это, конечно, поддержка коллаборативных пространств с учетом цифровых аватаров и, возможно, различных ролей. Дальше нужно избавиться от проблем, присущих современным методам обратной связи, и эта обратная связь должна стать намного более качественной с точки зрения обмана мозга человека. Сейчас именно это мешает внедрению даже интерфейсов дополненной реальности. Как только мы победим основные проблемы обратной связи, мы сможем создавать то, о чем сейчас активно пишут очень много фантастических книг. В фантастике уже даже появился новый жанр — ЛитРПГ. Человек не то чтобы перестает различать игру и реальность или работу и реальность ― он может не перестать их различать, но отдает предпочтение по эффективности деятельности виртуальной среде и не хочет больше работать в реальной.

Драйвером может стать развитие киберфизических систем, которые позволят в смешанной реальности использовать тот факт, что почти все устройства и все окружение человека станут такими, которые компьютеру, либо встроенному в нас, либо являющемуся очками, будут говорить, что они могут и как мы с ними можем взаимодействовать. Отсюда отсутствие необходимости создавать специализированные интерфейсы. Достаточно того интерфейса «человек и средство дополненной реальности», который будет использовать все возможности киберфизических систем. Планируется, что к 2025 году все это станет реальностью и составит основу того, что называется умным городом и умным домом.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • университет
          • исследования
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции