html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

"Проблема школьной программы – в отсутствии «советскости»"

Писатель и литературный критик Анна Наринская в своем манифесте на «Меле» рассуждает о школьной программе по литературе, методике ее преподавания в современных школах, и рассказывает, почему в некотором роде этой методике не хватает «советскости», а нам — правильного представления о том, как надо (и надо ли) знакомить детей с классикой.

Необходимость составить «манифест», да и вообще выразить резкую мысль по поводу гуманитарного образования в моем случае неизбежно сталкивается с общественными обстоятельствами нашей сегодняшней жизни и одно, в некотором смысле, аннигилирует другое.

Я преданный сторонник «канона» в изучении литературы. Наше восприятие не только искусства, а вообще жизни зиждется на великих текстах, которые сформировали «европейское» (нам от этого никуда не деться) сознание тех, кто живет в пространстве русского языка. Список этих текстов известен, в связи с отменой советской власти он претерпел незначительные и разумные изменения.

В утилитарном смысле «программа по литературе» подразумевает этот список (который, повторюсь, в его теперешнем школьно-егэшном виде кажется мне удовлетворительным) и способ подхода к ним. Здесь я также стою на консервативной точке зрения. Да, дети должны прочесть «все эти длинные тесты». Возражения вроде тех, что у детей сегодня совершенно другой ритм сосредотачиваемости и поэтому прочесть подряд «Войну и мир» им сложно, кажутся мне несостоятельными: детство ровно то время, когда еще можно прививать детям разнообразные схемы поведения, в том числе дисциплину чтения. И именно в детстве эта дисциплина дается лучше всего.

Мы же не спорим с тем, что изучать иностранные языки надо с детства. Почему же мы спорим с тем, что умение преодолеть строчка за строчкой длинный текст тоже должна прививаться с детства?

Еще более бессмысленными мне представляются претензии по поводу того, что детям сложно «соотнести» себя с этими текстами, так как они не коррелируют с сегодняшней реальностью. Только подумайте: с полной серьезностью обсуждается, что конфликт в «Анне Карениной» устарел и непонятен, потому что, мол, сегодня разводись-не хочу. И это при том, что теперешние дети и подростки вполне понимают и соотносят себя с ситуацией королевы, у которой сложные отношения с драконом.

Для того, чтобы превратить эти высказывания в настоящий «консервативный» манифест, мне недостает одного шага. Я уже высказалась за обязательный для всех список «программных» произведений и за обязательность их чтения во всей полноте. Осталось, вроде бы, высказаться за хоть какое то единство подхода к ним и освоения их (необходимое хотя бы для страховки от неумного учителя). И вот тут я буксую.

Когда ругают «школьную литературу» чаще всего отмечают ее «советскость». Так вот, в некотором смысле, главная проблема теперешней школьной программы — в отсутствии «советскости». Не идеологической, разумеется, а методологической.

В чем был смысл преподавания литературы в советской школе? В том, что детям объясняли, о чем все эти произведения, о чем вся эта литература вообще

Она, говорили нам, про классовую борьбу, про неотвратимость революции и предпосылки к ней. И туда сводилось все: «лишние люди — Чацкий, Онегин, Печорин», «дубина народной войны у Толстого» и так далее. А если необходимое произведение шло вразрез с такой идеологией, то оно объяснялось как пример от обратного — говорили, что богоискание Достоевского — это страшная его ошибка.

Этот пример работает в двух направлениях. С одной стороны, он показывает насколько школьной программе, да и вообще некой стройной концепции культуры (а именно ее должна являть собой школьная программа по литературе) необходима идея. Советский школьный канон и оказался таким прочным потому, что он был нанизан на стержень, скреплен им. И вот (по умолчанию) мы пользуемся им до сих пор.

Но ровно так же это демонстрирует и то, как легко именно слаженная концепция поддается манипулированию и пропагандистской идеологизации

За все годы относительной свободы в наших школах никто не удосужился сформулировать основную мысль «школьного литературного канона». Про что все это? Про поиск Бога? Про необходимость и опасность свободы? Про ценность человека? Что объединяет эти тексты в один большой культурный текст? Теперь мы дождались времени, когда нам, скорее, всего укажут, что их объединяет соборность и нелюбовь к проискам Запада и напишут по этому поводу единый учебник. То есть опять сделают великую русскую литературы предметом манипуляции и промывания мозгов. Так что, извините, манифеста у меня, наверное, не получилось.

Подпишитесь на «Мел»
Неверный формат email
Каждую пятницу мы будем отправлять вам самые важные материалы об образовании и воспитании
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с mel.fm

5

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • mel_education
          • домен mel.fm

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции