html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Приятель Кафки

Россия исчезает с радаров, советы родителям, библейские истории на современный лад и сюжет на миллион в ужасном воплощении — все это в очередном выпуске рубрики «„Горький” в „Лабиринте”». Книги, о которых идет речь в обзоре, громко не прозвучали, но это не значит, что их не стоит читать. Приобрести их можно в интернет-магазине «Лабиринт».

Марина Аромштам. Читать! М.: Дискурс, 2018

В фейсбуке часто вспыхивают затяжные дискуссии о детском чтении: о школьной программе по литературе, о возмутительных книгах с неправильными картинками, о детях, которые целый день чатятся в телефоне вместо того, чтобы книжку в руки взять. Дискуссии эти быстро переходят в заочные драки с обидными комментариями, поэтому скажем сразу: автор рецензируемой книги считает, что рассказы про какашки — это нормально, а жаловаться на отсутствие интереса к книгам могут только те, кто читает сам (не в детстве, а сейчас).

Автор, десятки лет потратившая на педагогическую деятельность, а теперь редактирующая портал о детских книгах «Папмамбук», сама написала и перевела немало книжек для детей разного возраста. И данный сборник — квинтэссенция практических знаний на тему детского чтения в самом широком смысле. Если недавно обозреваемый нами «Путеводитель по детским книгам...» Ольги Бухиной написан скорее от лица критика и влюбленного исследователя, то «Читать!» — это, наверное, разговор родителя с детским психологом. Но ничего страшного: разговор ведется не об отклонениях, а о нормальном планомерном подходе к обучению чтению и выбору книг для ребенка.

Значительная часть книги посвящена детям дошкольного возраста, которым нужно читать вслух, покупать книжки без текстов, а затем учить, собственно, читать. На каждом из этих этапов автор останавливается с трогающей, но не надоедливой дотошностью и объясняет, что первую речь ребенку надо слышать именно от родителей (потому что все остальное он просто не воспринимает); какая польза в обычных книжках с картинками и почему не надо пугаться, если там нарисованы компьютеры, а не только зверята; и как вообще учить читать, если вы не хотите оставлять это на учителя начальных классов.

С повышением возраста рассматриваемые вопросы перемещаются от личности читателя к самим книгам и их разнообразию. Тут как раз и говорится про книги, вызывающие трепет у многих взрослых: неудобные рассказы про любовь, пугающие — про смерть, неприятные — про что-нибудь физиологическое. Автор перечисляет большое количество писателей (Морис Сендак, Амели Фрид, Татьяна Руссита, Тиль Швайгер, Стив Смолман), книжки которых не то что лучшие, а, по крайней мере, показательные в своих жанрах. Но Аромштам не советует их, а разъясняет, что в них есть примечательного, чтобы можно было найти что-то подобное по аналогии.

Жаль, правда, что здесь нет ничего про электронные книги или, в случае детских книг с картинками, — про приложения, в которых текст интерактивно раскладывается вместе с иллюстрациями (ведь все равно дети уже с ранних лет привыкают к гаджетам). Но когда бумажных книг так много — а их на самом деле довольно много, — успеть бы и про них нормально поговорить.
Купить на Лабиринт.ру

Исаак Башевис Зингер. Кукареку. М.: Текст, 2018

Исаак Башевис Зингер, нобелевский лауреат, более всего известный благодаря роману «Шоша» — трагической истории маленькой девочки на фоне большой катастрофы. И хотя все опубликованные в «Кукареку» рассказы впервые переведены на русский (причем с идиша, а не с английского, как часто бывало с другими книгами Зингера), те, кто читали «Шошу», легко бы узнали автора по нескольким абзацам. Его тексты тяжело читать, они кажутся избыточными, вечно уводят нас в сторону, притворяются то легендой, то сказом, то байкой, в них мало говорится по существу, но много передается эмоциями и колоритом.

В «Кукареку» всё это спрессовано: здесь каждый рассказ — притча, написанная игривым, лукавым языком, в котором все нужно делить как минимум надвое, а еще подсматривать в специализированном словаре непонятные термины. Причем если некоторые из рассказов — это переложенные на современный лад истории из иудейской мифологии или вовсе библейские сюжеты, то в других рассказывается о наших современниках, но так, будто они жили пару веков назад. Автор не может отделаться от убаюкивающей сказовой формы повествования, которая превращает историю даже знакомого соседа в часть большой истории еврейского народа. Если же вы Зингера не читали, начать, как правильно замечает переводчик, лучше с рассказа «Приятель Кафки», и вообще со всего раздела «Сатиры», расположенного в конце, — и оттуда уже следовать к началу.

Но если «Шоша» стала мировым бестселлером благодаря теме и контексту, которые понятны всем, то «Кукареку» достаточно специфический сборник, похожий на хрестоматию-приложение к какой-нибудь священной книге, где на забавных примерах показаны архетипические герои и положения еврейской культуры. Это сложно назвать увлекательным чтением — зато какой бездонный сундук с находками для исследователя еврейской литературы, хоть диссертацию пиши.
Купить на Лабиринт.ру

Елена Долгопят. Русское. М.: Флюид, 2018

«Русское» довольно провокационное название. И когда уже во втором рассказе встречаешь фразу: «Сейчас вот сижу одна в доме, и все вроде бы как всегда, и денег до зарплаты не хватит, а мальчишки повыросли из пальтишек, все заботы на месте, все пригибают к земле…», — то невольно думаешь, что перед тобой очередной сборник текстов, в которых русские необъяснимо, но заслуженно страдают на родных просторах.

А дальше начинаются совсем другие сюжеты: сумасшедшие гуляют по городу, Россия исчезает со всех радаров, через час наступает конец света — что как бы тоже совершенно не отменяет контекст «русской» жизни, в смысле той, в которой «все возможно». На самом деле это, конечно, преувеличение: автор не заигрывает с названием. Ее лишь интересует реальное развитие событий в не совсем реальных условиях. Ну то есть вот если бы кто-то взаправду обнаружил, что он может останавливать или поворачивать время вспять, — что тогда? Как это фантастическое допущение работало бы в абсолютно реалистических обстоятельствах? Сразу в двух рассказах есть игры со временем (а может, и больше — тут везде надо быть настороже), и в обоих случаях невероятная способность, к сожалению, ничем не помогает своим обладателям. В том числе, потому что все равно «одному тошно».

Автора тянет к себе необычный для русской прозы псевдодокументальный жанр (то, что в кино называется мокьюментари), и это по всей форме, с псевдодокументами и интервью, воплощается в рассказе о Лаборатории сна, созданной по распоряжению Сталина, который по ночам смотрел не только фильмы, но и чьи-нибудь сны. Это довольно своеобразный жанр, где мы должны поверить в происходящее не потому, что просто соблюдаем правила игры, а потому, что выдуманное должно быть достаточно органично вписано в существующую реальность. Долгопят это удается.

В книге нет «прорывных» вещей, идеально попадающих в десятку, зато нет и ни одного проходного рассказа. Они завораживают, тебе хочется узнать, что случится с героями потом, после финальной точки. Например, рассказ «Свойство времени» интересен не только тем, что герой не так прост, как кажется, но еще и тем, как хорошо прописано взаимодействие героев в тесной комнате. Что с ними будет дальше? Или что случится с художником и путешественником Ваней, который отстал от поезда и случайно попал в странную, пугающе благополучную семью.

Как в любом хорошем сборнике, здесь все маленькие тексты — часть одного большого. Если внимательно вчитываться, начинает казаться, что одни и те же герои подмигивают тебе в разных рассказах (если это только кажется — тоже хорошо); про пересечение тем можно и не говорить. В мире, где можно передвигаться во времени, множество потерянных людей — заблудившихся, убежавших, обедневших в новом времени или просто призраков. Звучит угрюмо, но на деле иногда даже забавно.
Купить на Лабиринт.ру

Саша Филипенко. Красный Крест. М.: Время, 2018

Героиня, работающая с документами и перепиской в НКИД (предшественник МИДа), становится первой, кто прочитывает телеграммы и письма, приходящие в Москву от Международного Красного Креста во время Второй мировой. В этих телеграммах, памятуя о Конвенции 1929 года, организация предлагает Советскому Союзу помощь в обмене информацией о военнопленных с противниками, а уже с осени 1941-го регулярно высылает поименные списки солдат и офицеров, которых могли бы путем обмена возвратить на родину. В одном из них героиня видит фамилию пропавшего на войне мужа — и судорожно начинает придумывать, что с этим документом делать: пленных в СССР не жаловали, равно как и их родственников.

Уже четвертая книга Филипенко похожа на предыдущие тем, что в них затрагиваются важные темы, которые совсем не хочется упускать, но исполнительское мастерство автора каждый раз не дает не то что раскрыть эту тему — не происходит даже внятного ее переживания. Текст старательно скомпонован так, чтобы в нем были все признаки художественного романа, расставленные строго по своим местам, однако не факт, что он от этого становится лучше. Превращаясь из интересной находки в художественное произведение, история лишь размывается, теряя ту силу высказывания, которую автор явно закладывает. Две основные линии, идущие параллельно (судьбы той самой героини Татьяны Алексеевны и ее молодого нынешнего слушателя Саши), не дают друг другу заиграть в полную меру, при этом не образуют и слаженного дуэта.

Другими словами, предполагается выстрел из пушки — а получается стрельба дробью. Почему? Имеется довольно абсурдная и трагичная, мало кому известная история про переписку Красного Креста с советскими властями. А точнее, про то, как эта переписка не получилась: Москва так и не ответила ни на одно письмо с предложением обменяться информацией о военнопленных. Все телеграммы, приведенные в тексте, подлинные: автор собирал их в швейцарском архиве международной организации. Характерно, что нынешний МИД и сегодня не считает возможным обнародовать хоть какие-то документы, относящиеся к делу. Сюжет на миллион — и спасибо за него автору. Да и за историю Татьяны Алексеевны тоже спасибо: звучит она как настоящая, хотя целиком придумана. Но думается, что вот на ней и надо было остановиться, — в конце концов, такая непростая основа вряд ли достойна быть лишь деталью большого романа с множеством героев. Есть ощущение, что автор хотела как можно быстрее поделиться найденной информацией, а такая форма позволяла легче это сделать.
Купить на Лабиринт.ру

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с gorky.media

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • gorky.media
          • литература
          • писатель
          • домен gorky.media

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции