html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Понятие корпоративной социальной ответственности

Экономист Ольга Мелитонян об отношении Милтона Фридмана к социальной ответственности бизнеса, заботе корпораций о сотрудниках и бережном отношении к окружающей среде

Вопрос о том, что такое корпоративная социальная ответственность, сегодня звучит очень часто. Об этом много разных мнений, и каждый в нашем российском деловом сообществе понимает эту концепцию по-разному. Вопрос осмысления социальной ответственности можно сравнить с историей про восьмерых слепых суфийских мудрецов. Они попали в клетку к слону, и их попросили описать, что такое слон. Каждый из мудрецов пошел своей дорогой. Один уперся в ногу слона и сказал, что тот похож на столб. Другой сказал, что слон похож на лопух, потому что держал в руке слоновье ухо. Третий сказал, что слон похож на змею, потому что держал в руке его хобот.

С социальной ответственностью в современном обществе происходит примерно то же самое. Каждый сталкивается с отдельным ее проявлением и считает, что социальная ответственность — это именно то, что он под этим понимает.

Во всем мире считается, что социальная ответственность бизнеса, корпоративная социальная ответственность — это активность, идущая за пределами деловой активности бизнеса. Она направлена на решение социально значимых вопросов и задач. Если корпорация занимается производством автомобилей, то, возможно, эта активность связана с заботой о сотрудниках. Возможно, это забота об интересах своих потребителей, идущая за пределы коммерческих интересов. Возможно, это помощь местному сообществу, улучшение вопросов экологии в регионе, где работает бизнес.

Как видите, байка про суфийских мудрецов очень к месту, поскольку я перечислила четыре или пять видов социальной ответственности, однако нельзя сказать, что этим она ограничивается. Если мы возьмем один из видов, то ограничим ее и скажем, что мы на 100% социально ответственны.

Как концепция начала развиваться в Соединенных Штатах Америки примерно с 50-х годов XX века. Одним из основополагающих ее трудов была книга Говарда Боуэна о социальной ответственности бизнесмена. Как только эта концепция в США стала гласной, возникли жесточайшие споры американских корпораций на тему возможности быть социально ответственными.

Я думаю, многие слышали имя Милтона Фридмана, выдающегося американского экономиста. Он высказался о том, что социальная ответственность, о которой Боуэн пишет в своей книге, — это нечто излишнее, поскольку корпорации выплачивают достаточно большие суммы налогов. В США corporate tax, налог на прибыль компаний, составляет довольно большие суммы. Эти деньги перераспределяются государству, и его роль заключается в том, чтобы решать социально значимые задачи. То есть единственной ответственностью бизнесмена, как утверждал Фридман, является делать хороший бизнес, получать достаточную прибыль, своевременно и в полной мере выплачивать налоги. Этим социальная ответственность бизнеса ограничивается. Такой позиции сегодня до сих пор придерживаются очень многие, несмотря на то что в экономически развитых странах с момента появления концепции прошло уже более полувека.

Что можно сказать о России? Голословно было бы говорить о том, что в России не существовало социальной ответственности до 2000-х годов, когда эта концепция пришла с Запада. Эти вопросы обсуждались у нас в том или ином виде, начиная с дореволюционной эпохи. Тогда в Российской империи были меценаты и благотворители, такие как Савва Морозов, которые считали, что успешный бизнес накладывает совокупность социальных обязательств. В советское время социальная ответственность была не чужда советским предприятиям.

Мне бы хотелось рассказать об актуальности социальной ответственности. Можно говорить, что здорово, когда компания социально ответственна и делает что-то для разных участников сообщества. Но в условиях кризиса мы можем ограничить свою жизнь тем, что по завету Милтона Фридмана просто делаем хорошо наше дело, платим налоги, продаем товары и услуги, и этим наша ответственность ограничивается.

Однако развитие концепции социальной ответственности идет в тесном сопряжении с теорией заинтересованных сторон, то есть стейкхолдеров, которых я уже невольно упомянула. Речь идет о наших потребителях, сотрудниках, конкурентах, поставщиках, местном сообществе, в котором функционирует бизнес. Хотя эта точка зрения и оспаривается, но практика социальной ответственности позволяет выстроить устойчивые отношения со всеми членами сообщества и достичь долгосрочных конкурентных преимуществ, которые работают в пользу бизнеса. В кризисный период бизнесу интересно выстраивать эти конкурентные преимущества со стейкхолдерами.

Еще немного западной романтики, а именно: корпоративная социальная ответственность базируется на двух важных принципах, которые современные бизнесмены часто пытаются смешать. Первый принцип — do good — делай хорошо, то есть совершай социально значимые поступки, участвуй в жизни стейкхолдера, помогай ему и выстроишь конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе. Второй принцип — don’t do harm — не наноси вреда. Эти принципы закреплены в видении корпоративной социальной ответственности, сформулированной Организацией экономического сотрудничества. Они важны, потому что многие компании оправдывают загрязнение воздуха тем, что регулярно высаживают деревья. Но начинать надо с того, чтобы не делать вреда, а уже потом приносить пользу.

По сути, социальную ответственность в 1970 году на заседании Римского клуба очень тесно связали с устойчивым развитием. У него масса определений, но в этом контексте нас интересует развитие промышленности, предпринимательства с учетом интересов будущих поколений. Потому что ученые, которые выступали на заседании Римского клуба, посчитали, что если ресурсов и возможностей земного шара хватит всего лишь на 50 лет, если их будут потреблять с темпами периода индустриализации, то нашим будущим поколениям ничего не хватит, и речь идет не только о нефти или газе, которые мы в основном называем ресурсами. Самое страшное заключается в том, что не хватит чистого воздуха и питьевой воды. Ее запасы в мире катастрофически сокращаются, сегодня африканские страны испытывают существенные проблемы с питьевой водой.

Философия социальной ответственности для компаний лежит в том, чтобы развивать свой бизнес с учетом концепции устойчивого развития, то есть развития с оглядкой на интересы будущего поколения.

Завершить бы мне хотелось визуальным примером того, что означает развивать бизнес и вести его с учетом интересов будущих поколений. Один из выдающихся мировых ученых, которому задали вопрос на эту тему, сказал следующее: «Представьте себе, что все то, что вы используете сегодня, — вода, воздух, деревья, какие-то экологические возможности планеты Земля — вы взяли взаймы у ваших детей и внуков и вам обязательно надо будет что-то им отдать. То, что вы им отдадите, сегодня во многом зависит от вас».

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • ученые
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции