html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Полностью отечественных гражданских самолетов давно никто не делает» // Глава ОАК Юрий Слюсарь — в интервью «Ъ FM»

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Глава ОАК Юрий Слюсарь — в интервью «Ъ FM»

Чем может гордиться современное российское авиастроение, какова судьба проектов Су-27 и МС-21 и когда будет реализован проект отечественного сверхзвукового бизнес-джета, обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе спросил у президента Объединенной авиастроительной корпорации Юрия Слюсаря.

— Расскажите, как продвигаются крупные проекты корпорации? Например, на какой стадии новый самолет Су-57? И по МС-21 тоже хотелось бы узнать. Давайте начнем с бомбардировщика, как здесь дела?

— Истребитель пятого поколения. Два знаковых события. Первое — это боевое крещение, которое самолет получил в феврале в Сирии. Два самолета принимали участие, непосредственно выполняя задачу. И, собственно, реализацией мы довольны. Я без особых каких-то подробностей могу сказать, что самолет обладает принципиально другими возможностями по сравнению с истребителем текущего поколения. Он вполне конкурентоспособен, если сравнивать его с аналогами и американскими, и разрабатываемыми китайскими. И та дискуссия, которая в последнее время идет на тему, какой лучше, она, безусловно, плодотворна для нас, поскольку позволяет в достаточно широком формате обсудить плюсы и минусы каждого проекта. Но наш самолет, конечно, мы считаем, лучший.

Ну и второе — это, конечно, событие не менее знаковое, оно, может быть, в культурном смысле значит больше, это участие в параде. Первые самолеты принимали участие в параде. И, конечно, то, что они пролетели над Красной площадью, их увидели, для нас такой этап, может быть, с точки зрения непосредственно опытно-конструкторской работы и запуска в серийное производство, не самый важный, но еще раз говорю, в культурном смысле для нас, конечно, такой серьезный итог нашей работы.

— Когда он пойдет в серию?

— Июнь-июль мы отводим на подписание контракта по так называемой установочной партии, это первая серийная партия. В 2019 году мы сдаем первую серийную машину.

— В войска пойдет?

— Пойдет в войска, пойдет уже в эксплуатацию, да. МС-21 второй самолет летный мы подняли 12 мая 2018 года, он подключился к испытаниям. Всего самолеты сделали уже более 100 испытательных полетов, достигнуты достаточно серьезные режимы по подтверждению устойчивости и управляемости летно-техническими характеристиками, взлетно-посадочными характеристиками, самолет достиг эшелона 12 км со скоростью 966 км/ч, он уже на серьезный угол атаки выходит. Ну и, конечно, по итогам этих испытаний уже получен большой массив данных. Строится еще два, всего у нас четыре самолета будут принимать участие в программе летных испытаний для получения сертификата типа, и один статический самолет, который уже начал испытания в ЦАГИ, в городе Жуковском.

— Самолет будет полностью отечественный, или все-таки нет?

— Полностью отечественных гражданских самолетов уже давно никто не делает, в том числе и мы. Это иллюзия и, когда мы говорим об импортозамещении, я неоднократно подчеркивал, речь идет, конечно, о военной технике, где мы должны быть 100% импортонезависимы. То, что касается гражданского продукта, мы должны выбирать лучшее. Конечно, у нас есть некий гэп, некая лояльность, скажем так, к отечественным производителям, которые предлагают конкурентоспособные условия. Нам нужен конкурентоспособный самолет.

— А кто основной партнер?

— Основной партнер — это госкорпорация «Ростех», куда входят очень сильные компании.

— А из зарубежных?

— Из зарубежных — там большая палитра. Сертификат типа мы первые получаем с американским двигателем Pratt & Whitney. Это самый современный двигатель.

— Санкции сразу приходят на ум, это санкционная история.

— Это гражданская история. Мы очень благодарны нашим партнерам. Никакое в этом смысле изменение позиций мы не почувствовали. Все контракты исполняются в срок. Все компоненты двигателя, материалы поставляются в соответствии с контрактом. И я очень надеюсь, что такая ситуация сохранится и дальше. Поскольку все-таки это в чистом виде гражданский проект и гражданский продукт, гражданский самолет.

— С американским двигателем.

— С американским двигателем, да. Но у нас есть наш российский аналог, он идет с небольшим временным лагом в два года. И в 2020-2021 гг. завершатся испытания этого двигателя на самолете МС-21, мы будем опционально предлагать для покупателя как российские, так и иностранные двигатели. Очень надеемся, что российский двигатель будет показывать те же самые характеристики, которые сейчас показывает Pratt & Whitney, там минус 10-15% по расходу топлива — это, конечно, серьезная величина. Наш обещает быть не хуже. Ну и, понятно, что при принятии решения государственные заказчики будут, конечно, покупать самолеты МС-21 с отечественным двигателем, если мы будем продавать…

— Не страшно с точки зрения безопасности полетов? Просто новая машина с отечественным двигателем…

— Вот вы часто летаете самолетом?

— Да, приходится.

— Всю жизнь летали?

— Да, всю жизнь летал.

— А сколько вам лет, если не секрет?

— 50 почти.

— Ну, я так понимаю, что примерно из них 25 вы, наверное, летали на отечественных самолетах, на отечественных двигателях…

— Да-да.

— И были в них уверены?

— Я почему спрашиваю: это новая история, а что касается старых самолетов, очень много аварий было, вы же знаете, в последнее время, и Ту-154 падают, и Ту-134 пришлось снимать.

— Я бы в причины этих аварий не стал бы сейчас уходить, но, поверьте, технический фактор, фактор надежности самолетов, в том числе и старых советских, и новых российских, он не на первых местах в причинах последних крупных катастроф, которые были, как в стране, так и за рубежом.

— Можно не бояться? Успокоили.

— Я вас уверяю. Я сам летаю на отечественных самолетах.

— Ну, их нельзя назвать отечественными полностью, получается. Очередной мегапроект у нас назревает — гражданский самолет реактивный, новый Ту-144. Сколько миллиардов бюджетных рублей на это придется потратить?

— Не совсем в нише Ту-144, это все-таки был коммерческий самолет, который был предназначен для массового рынка, ну, скажем, для рынка перевозки пассажиров. Те проекты, которые ведем мы, и не только мы, но и все крупнейшие авиастроительные корпорации, причем как самостоятельно, так и в неких консорциумах, они связаны, конечно, с разработкой сверхзвукового «делового» самолета так называемого. Как правило, все эти разработки примерно в два с лишним раза быстрее, чем современные самолеты этого класса, и численность пассажиров от 8 до 12.

— То есть это бизнес-джеты?

— Это для тех, кто ценит скорость передвижения и готов за это платить, потому что, конечно, этот проект будет недешевым как с точки зрения разработки, так и в серии, самолет все равно будет стоить значимых денег, не драматически больше, чем сейчас, но тем не менее.

— Но конкуренция же сильная, сразу приходит на ум, что есть и другие компании, иностранные. Может быть, наши богатые люди предпочтут все-таки их. Как вы будете доказывать, что наш самолет лучше?

— А вы знаете, нам здесь есть, чем гордиться. У нас эта компетенция еще с середины 90-х годов очень интенсивно развивалась. Мой предшественник на посту президента Авиастроительной корпорации, а ныне ректор МАИ Михаил Асланович Погосян, является одним из крупнейших специалистов в мире по сверхзвуковым самолетам, и руководитель Центрального аэрогидродинамического института в городе Жуковском Сергей Чернышев, это темы его научных работ. Эти люди принимают участие во всех международных программах, которые идут, там роль России — и это не слова, это на самом деле так — как никогда высока. Нам есть здесь, что показать, у нас есть наработки, которые завтра могут оказаться уже непосредственно реализованы в самолете. Президент прав, это может быть одной из технологий срезания углов, когда мы не повторяем, немножко улучшив конкурентоспособность, а напрямую идем в те ниши, где наша конкурентоспособность заметно выше, поэтому проект, на самом деле, интересный. Мы, конечно, находимся в самом начале пути, там очень много вызовов. Первый главный вызов — отсутствуют нормы, просто нельзя летать сейчас над населенными пунктами…

— Это государственная программа, или все-таки частная будет компания?

— Это будет в любом случае с участием частного капитала и международного капитала. Мы изначально позиционируем ее как международную программу. Мы уже начали переговоры с рядом наших традиционных международных партнеров, с которыми мы реализуем проекты в области авиации. Интерес большой, хотя программа, конечно, рассчитана на десятилетия, только демонстраторы там можно будет получить в разрезе 10-12 лет, не раньше, я думаю, но тем не менее интерес большой, например, на Ближнем Востоке.

— Шейхи будут покупать?

— Вынашивают планы, да, развития авиационной промышленности, они очень этим заинтересовались. В общем, надеемся на партнерство.

— И сколько будет стоить такой самолет?

— Целевая цена $100-120 млн за самолет, пока, конечно, говорить о цене серийного производства в таком горизонте планирования предметно рановато, но в тех экономических обоснованиях, которые мы делали, предполагалось производить самолеты примерно за $100-120 млн.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • kommersantfm
          • самолет
          • рубль
          • бизнес
          • лето
          • истребитель
          • безопасность
          • катастрофы
          • санкции
          • интервью
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции