html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Почему заплакал Matiz? Конкурс знатоков

За ответ на задачу № 121 «Масляный клин» (ЗР, 2018, № 2) Николай Галимов получает от компании Autorolla видеорегистратор с радар-детектором Playme Turbo. А теперь — новое задание. Ответы принимаются до 1 июня 2018 года.

ЗАДАЧА № 124

Скользкая жижа


Поехал Степа на важную встречу. Отмыл свой старенький Matiz, начистил ботинки до блеска. Но что-то сразу не заладилось: каблуки на коврике скользить начали. Остановился, глянул — коврик почему-то замасленный. Протер Степа коврик, дальше поехал. Приехал, запирает машину и вдруг замечает, что один ботинок в жиже какой-то. На обратном пути история повторилась: коврик скользкий, ботинок грязный. И педаль тормоза чем-то залита! Подумал Степа, что придется ему в тормозной системе копаться. Купил тормозуху на долив. Смотрит, а бачок-то полный. Совсем растерялся Степа. И только на следующий день понял, что не в тормозах дело. А вы догадались, что было неисправно?

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 июня 2018 года по адресу: 107045, Москва, Селивёрстов пер., 10 — или по e‑mail: exp@zr.ru. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.

Мы обязуемся прочитать все ваши сообщения по теме конкурса. Призом будет отмечено не просто правильное, но и наиболее полное решение конкурсной задачи с развернутым ответом.

А теперь подведем итоги «Конкурса знатоков» из февральского номера журнала «За рулем».

Задача начиналась с рассказа незадачливого автолюбителя, в двигателе которого задрало шатунную шейку коленчатого вала. Помянул он недобрым словом и засорившийся канал, и отсутствовавший по этой причине масляный клин. А один из участников разговора отметил, что есть двигатели, причем мощные, у которых масляного клина на шатунах нет по определению! Мы предложили читателям назвать такие моторы, вспомнить о масляном клине и быть при этом, как обычно, максимально внимательными к формулировкам.

Кто-то припомнил моторы с разъемным коленчатым валом и роликовыми подшипниками в нижней головке шатуна. В основном это мотоциклетные и лодочные моторы, и они относительно маломощные. Другие читатели утверждали, что подшипники, залитые баббитом, не нуждаются в смазке под давлением и не имеют масляного клина. Это неверно, ведь баббит — лишь один из материалов, который используют для формирования поверхности постели для шейки коленчатого вала. И принцип работы тот же, что и в современных конструкциях со сталеалюминиевыми вкладышами.

На этом закончим с неправильными вариантами — перейдем к ответу, который прислал победитель нашего конкурса.

Вращение коленвала в коренных и шатунных подшипниках становится возможным благодаря масляному клину, который возникает между вкладышами и шейками. Суть в том, что под вращающуюся шейку вала масло затягивается за счет вязкости. Образуется слой масла, на котором шейка всплывает. Эпюра давлений в этом слое напоминает по форме клин — отсюда и название. Шейка вала совсем не касается поверхности вкладыша. Такой режим работы называют гидродинамическим, трение и износ практически отсутствуют.

Но возможность появления масляного клина зависит от давления, под которым масло подается в подшипник, от величины зазора между шейкой и вкладышем, а также от количества подающегося масла, его вязкости и температуры. Важна и величина нагрузки на шейки в результате действия инерционных сил и сил от сгорания топлива в цилиндрах. А при отсутствии масляного клина шейки трутся о вкладыши, что вызывает сильный износ и нагрев. В такой ситуации, называемой масляным голоданием, вкладыши не могут работать долго — под воздействием высоких температур начнет плавиться антифрикционный материал вкладыша. Если масляное голодание будет продолжительным, вкладыши прихватит (они могут даже приварится к шейкам), что приведет к их проворачиванию и заклиниванию двигателя.

Чаще всего масляный клин нарушается из-за слишком большого зазора в подшипнике. Причина очевидна — износ вкладышей и шеек. При большем зазоре масло быстрее вытекает из подшипника. А ударные нагрузки, возникающие в момент сгорания в цилиндре, еще больше выдавливают масло из зазора, что приводит к непосредственному контакту шейки с вкладышем. Это возможно и при нормальном зазоре — когда масло становится чересчур жидким вследствие перегрева или смешивания с топливом или антифризом. Однако главную опасность представляет грязь — как попада­ющая в двигатель извне, так и образующаяся в процессе работы. В предложенной задаче именно засорение масляного канала и нарушение подачи масла к подшипникам привели к выходу мотора из строя.

Дальше начинается самое интересное. Ведь у шатуна две головки — нижняя и верхняя. Нижняя вращается относительно шеек коленчатого вала, а верхняя только отклоняется на небольшой угол относительно поршневого пальца. Нет вращения — нет масляного клина! Более того, на некоторых двигателях (например, у Жигулей) палец вовсе запрессован в шатун. Какой уж там масляный клин!

Но существуют двигатели, у которых и в нижних головках не образуется масляный клин. Подобные конструкции были распространены в авиации. Возьмем, например, звездообразные поршневые моторы. Девять цилиндров расположены звездой, и присоединить девять шатунов к одной шейке коленчатого вала невозможно. Поэтому создали такую схему: один главный шатун сидит на шейке коленчатого вала, а восемь остальных прицепляются к нему. Их так и называют — прицепные шатуны. В соединении главного шатуна и шейки коленвала масляный клин возникает, а вот прицепные обходятся без него. Ведь у прицепных шатунов как в верхней головке, так и в нижней отсутствует вращение — возможны только отклонения на небольшие углы.

Теперь о том, на каких машинах использовалась такая схема. Дизельный двигатель В‑2 знаменитого танка Т‑34 имел двенадцать цилиндров, расположенных V‑образно, и шесть шатунов в нем были прицепными. Потомки этого мотора работали на многих тяжелых автомобилях и тягачах, включая БелАЗ‑540.


Всем участникам конкурса спасибо. Николая Галимова поздравляем с победой! Он получает от компании Autorolla видеорегистратор с радар-детектором Playme Turbo.

Фото: ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Петр Ковалев

Автоновости на нашем канале в Яндекс.Дзен

Автоновости на нашем канале в  Яндекс Дзен

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с zr.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • zr.ru
          • топливо
          • жигули
          • звезда
          • домен zr.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции