html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Почему в сочинениях школьников отсутствует собственное мнение

Нынешние одиннадцатиклассники иногда отвлекаются от подготовки к различным тестам и по старинке пишут сочинения. Ирине Кочергиной приходится проверять итоговые сочинения и всё чаще она видит в них то, что хочет видеть общество и государство. А где же бунт и свобода мысли?

Рассылка «Мела»
Неверный формат e-mail
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

В течение нескольких лет я работаю экспертом ВШЭ на проверке итогового сочинения, которое пишут 11-классники в школах в декабре. За эти годы я пришла к определённым выводам и относительно самой этой работы, и по поводу духовного облика 17-летних граждан нашего отечества. Хотела бы поделиться с вами этими соображениями.

Как правило, темы, которые даются для декабрьского сочинения, имеют ярко выраженный нравственный крен. Вот характерные примеры: «Какого человека можно назвать отзывчивым?», «Всегда ли цель оправдывает средства?», «Какие нравственные ценности укрепляют семью?», «Как связаны понятия „любовь“ и „ответственность“?».

Поскольку именно потребность общества даёт своеобразный социальный заказ школе (чему она должна учить), понятно, что явная общественная потребность нашего социума (и государства) — воспитать нравственного, социально ответственного человека.

Если бы общество было озабочено воспитанием свободной личности, нравственный пафос вопросов отсутствовал бы, а формулировки предполагали свободное рассуждение на заданную тему, например: «Почему происходят войны?», «Что такое счастье?», «Каким ты видишь своё будущее?» Однако такие темы отсутствуют.

Что же входит в понятие «нравственной, социально ответственной личности» в данном случае? Опять-таки, это видно из тем, которые даются учащимся. Прежде всего, все последние годы дети пишут о войне. Понятно, что ученик всегда пишет то, что ожидает услышать и прочитать учитель. Если тема звучала так: «Какой поступок можно назвать бесчестным?», то целые километры бумаги были исписаны рассуждениями о том, что Рыбак, герой «Сотникова», бесчестен, потому что предал родину и товарищей, а Андрей Соколов из «Судьбы человека» смел, потому что, как герой, удавил предателя.

То есть, во-первых, мы хотим увидеть будущих граждан патриотами, готовыми проливать кровь за родину. Я сейчас опускаю то обстоятельство, что писать дети могут о чём угодно — это не значит, что они действительно верят в то, что пишут. Я только о том, что воспитываем или пытаемся воспитать мы как общество.

Следующая группа тем касается таких вечных понятий, как дружба, честь, отзывчивость, любовь. Формулировки тем наталкивают детей на правильный, с нравственной точки зрения, ответ. Вот примеры: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?», «Какой поступок можно назвать бесчестным?», «Согласны ли вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: „Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — это значит вместе смотреть в одном направлении“?»

Максималисты 17-ти лет клеймят за бесчестье Швабрина и Элен Безухову и воспевают Петрушу Гринёва и князя Андрея на поле Аустерлица. Девочки пишут про идеальную любовь, воплощающую в себе верность до гроба и полное единение мыслей и чувств.

В ход идёт всё: от «Капитанской дочки» до кинороманов по Джейн Остин и Николасу Спарксу. Правда, иногда не совсем понятно, чего хотят составители тем от, в сущности, детского ещё восприятия действительности, предлагая темы, которые предполагают наличие большого жизненного опыта: «Когда измену можно простить?», «Чем отличается смелость от безрассудства?».

Но в целом, дети обличают бездушие и жестокость, одобряют отзывчивость, верность слову и желание «служить делу, а не лицам». Не факт, что жизнь не заставит их поступать иначе или что они не лицемерят, одобряя Чацкого и осуждая Молчалина, уже сейчас. Но мы же хотим предлагаемыми темами закрепить в них понятие нормы, иначе зачем бы их давать? Думаю, этого мы достигаем.

Сложнее с ценностями семейными.

Приводя в пример поступок Катерины из «Грозы» или Анны Карениной, подавляющее большинство девочек не просто сочувствует героиням, а полностью оправдывает факт измены

Абсолютное большинство авторов работ, бравших к теме «Бывает ли общественное мнение ошибочным?» в качестве иллюстрации «Грозу» или «Анну Каренину», полностью на стороне героинь: с точки зрения нашей молодёжи, ничего предосудительного в изменах этих героинь нет, поскольку они изменяют по любви. «Анну Каренину» в школе не проходят, а «Гроза» в трактовке всё ещё торжествующего в нашей школе революционно-демократического подхода как раз и оправдывает Катерину, видя в её измене протест. Дети здесь наивно экстраполируют свои представления о праве на любовь и счастье на всех героев нашей литературы, они совершенно искренни в своих рассуждениях, не понимая их историко-литературной ущербности. Этот тот случай, когда с нами напрямую говорит наша молодёжь: наша задача — это услышать и понять.

Наконец, есть группа тем, которая не предполагает однозначного и простого ответа. Эти темы выбирают реже, писать по ним сложнее: «Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?», «Согласны ли вы с утверждением Э. М. Ремарка: „Нужно уметь и проигрывать“?». Лишь процентов пять учащихся от общего количества проверенных мной работ выбирают «проблемные» темы, не наталкивающие на готовый ответ. Это опять-таки говорит о молодом поколении, но больше характеризует нас.

Учим ли мы детей свободно рассуждать или даём им готовое мнение, натаскивая по определённому алгоритму?

И какую личность мы в конечном итоге хотим получить? Управляемую, удовлетворяющуюся простыми ответами на сложные вопросы, а то и подгоняющую нужный, с этической точки зрения, ответ под тему? То есть человека, умеющего приспосабливаться и говорить то, что требуется? Или мыслящего, с самостоятельным мнением, умеющего его доказывать в споре?

Школа — это всегда социальный и государственный заказ. Дореволюционный гимназист в царской России легко писал сочинение по-латыни на тему: «Рим в консульство Цицерона». Дворянство училось на образцах героев древности понятиям чести и верности отчизне. У нас другой век и другое государство: чему учим мы?

Нашей молодёжи на данный момент прививаются государственно-патриотические ценности, при этом полностью отсутствует гражданское правосознание (тем сочинений, затрагивающих права и обязанности гражданина, нет вовсе). Молодое поколение индивидуалистично по своей сути и открыто утверждает право каждого на своё счастье (взамен господствовавшего долгие десятилетия коллективизма (если угодно, соборности). Присутствуют и общечеловеческие ценности, заменившие классовую мораль.

Наконец, мы не стремимся научить свободно мыслить — скорее, учим находить аргумент для доказательства общепринятного мнения (для того же служит и ЕГЭ). И это самое грустное: ещё два года назад были оригинальные сочинения, с живой мыслью. В этом году все как под копирку: надо вам про совесть — напишем, надо про патриотизм — напишем…

Такой вот портрет молодого поколения.

Фото: Shutterstock (ABO PHOTOGRAPHY)

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с mel.fm

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • mel_education
          • егэ
          • домен mel.fm

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции