html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Почему дети болеют

GettyImages-122225072.jpg

Редакционный материал

Их довольно много. Максимум, по моим наблюдениям, приходится на самый деятельный, интересующийся, познающий возраст — 11–15 лет. Девочки чаще мальчиков. Но у мальчиков более тяжелые, в том числе и в прогностическом смысле, случаи. И практически никогда формирование этого явления не обходится без деятельного участия родителей. Вы можете не допустить. Предупрежден — значит вооружен.

Как это обычно выглядит?

Например, так:

— Вы знаете, вот что поразительно: сын родился здоровым. Понятно, когда ребенок с самого начала слабенький, много болеет. А у нас не так. У него даже сопли редко бывали, в четыре года один раз болело ухо, и все. В детский сад ходил постоянно с трех лет, многие дети там плакали, за мам цеплялись, а он сразу пошел с удовольствием. Одна наша родственница — учительница начальных классов, она с ним занималась, к школе он уже умел читать, писать, считать, даже таблицу умножения почти наизусть знал. Понятно, что в первом, да и во втором классе ему было скучновато. Учительница предлагала перевести его в третий, но решили оставить: уже и к учительнице привык, и друзья у него там появились. Опять же — таскал в школу всякие машинки, какие-то гонки они там на переменах и после уроков устраивали. В гости ходил, какие-то его приятели к нам после школы приходили, бабушка их всех бутербродами кормила, потому что суп они есть не хотели.

Учительница сказала: наша школа так себе уровнем, ваш мальчик идет по учебе хорошо, смышленый, общительный, попробуйте после начальных классов в гимназию. Чем выше уровень образования, тем лучше перспективы. Логично? Мы решили, что логично. Попробовали, он поступил легко.

И вот в гимназии-то, к концу пятого класса, началось. Он на самом деле сразу жаловался, причем не на программу вначале, а на детей. Мама, мне дружить не с кем. Я спрашиваю: тебя обижает кто-то? Он говорит: нет, что ты! Просто они все вообще не играют, только учатся, в телефонах сидят и на кружки ходят. Я не знаю, как мне с ними. Мы видим — ему и вправду скучновато после уроков. Тогда мы его тоже в кружки записали и в бассейн. Тут он и начал болеть. Мы сначала решили, что это из-за бассейна: простужается. Перестали туда ходить. Потом — что из-за дороги в общественном транспорте: в гимназию надо было три остановки на маршрутке ехать. Стали его на машине возить.

А он все болеет и болеет. Сначала простудные были, потом бронхиты пошли. В седьмом классе — воспаление легких. Сидел дома почти два месяца, никто из одноклассников даже не позвонил. Ходил к нему мальчик со двора из старой школы, они вместе в компьютер играли. По учебе отстал, конечно. Мы наняли репетитора, тот говорит: я могу помочь только тому, кто сам хочет, а ваш моих заданий не делает и вообще думать не желает. В гимназии сказали: «Вы уверены, что вам нужна наша программа? Болезнь болезнью, но мы не видим не только никакого рвения, но даже и простой лояльности. Ваш сын договаривается с педагогом о дополнительном занятии и сам же на него не приходит». Мы с ним, естественно, как следует поговорили. Через два дня он ночью стал задыхаться. Приехала скорая, врач сказал: ну что ж вы хотели — пять бронхитов почти подряд, пожалуйте в астму. Он еще месяц дома просидел, потом вернулся в гимназию и говорит: мам, я там уже совсем ничего не понимаю, и мне все учителя в открытую говорят, что лучше перейти в другую школу.

Ушли мы из гимназии, в старую школу он не захотел, нашли еще одну, обычную, рядом. Там сначала все вроде было хорошо, и ребята его хорошо приняли, и программа полегче, он даже несколько пятерок принес. А потом: мама, что-то мне дышать трудно. Можно я сегодня в школу не пойду? Мы с отцом на работу, а он — к компьютеру, какая-то у него там сетевая игра, в которую, как он говорит, 14 миллионов человек играют. 14 миллионов разом. Это ж даже подумать страшно.

Через некоторое время мы сообразили, что что-то не то происходит, стали его заставлять в школу ходить — тогда он и вправду стал болеть: кашель, температура, дышит со свистом, один раз даже в больницу его увезли, гормоны кололи, чтобы приступ снять. Или уходит как бы в школу и идет все к тому же старому дружку — у него дома днем никого нет, они вместе школу прогуливают и все в ту же игру играют. Нам говорят: нужен спорт, лечебная физкультура — да какое там! Он с дивана только в туалет и встает. А поесть ему бабушка на диван приносит — как же, мальчик болеет! И вот уже девятый класс начался, и мы не понимаем, что нам дальше-то делать?

И так:

— Она у нас всегда была такая чувствительная. В детстве чуть голос на нее повысишь — сразу плачет. И родилась с желтухой, а потом еще стрептококк. Очень стеснялась всех взрослых, пряталась за меня, с рук не слезала. С детьми играла, но только чтоб тихие были. Подвижных, громких детей боялась и не любила никогда.

По уму у нее всегда было все нормально, стеснительность вот только… В детском саду дети, сами знаете, шумные, наглые, все вперед лезут: я, я, я! Наша так не могла, она воспитательнице всегда на ушко отвечала. И та говорила: она у вас все знает, просто при других стесняется. У нее уже тогда со здоровьем были проблемы, но какие-то неопределенные: то скажет, животик болит, то ушко болит, то вот тут колет. Мы обследовались, но не до конца, потому что оно проходило, и все. Теперь-то я понимаю, что все это вот астения, сниженный иммунитет, мне в диагностическом центре объяснили. И еще она не могла, когда на нее ругаются. Если я ей что-то строго скажу, самое простое, например: «Что ты здесь все разбросала?! Убери!» или «Мы опаздываем! Положи куклу и одевайся!» — она тут же начинала плакать или, того хуже, говорила: да, я плохая, убейте меня! Представляете, как я пугалась? В садике было то же самое. Одна воспитательница ее не любила, называла плаксой и манипуляторшей (я даже к директору ходила на это жаловаться), а вторая, добрая, нам сказала: ищите учительницу, которая не орет на детей. Мы нашли такую. И первые четыре года у нас в школе никаких проблем не было. У доски она отвечать отказывалась, но учительница входила в положение и либо ее с места спрашивала, либо после уроков. И письменные работы она вполне неплохо делала, особенно дома, где никто не торопит. Но болела все равно: если она плохо себя чувствует, я ей разрешала в школу не идти, но уроки мы делали, она никогда не отказывалась, если здоровье позволяло.

В пятом классе их классная руководительница сказала: если пропускаете, должны быть медицинские справки. И к доске стали вызывать. И успеваемость. И с подружками как-то уже не складывалось — говорит, они матерные слова употребляют, а у нас не такая семья.

Тут у нее стала голова по утрам болеть. Причем не думайте, что это она притворялась. Она прямо бледнела вся, руки холодные и мокрые. Мы стали как следует обследоваться и много чего нашли. Мне сразу стало все понятно. Иммунитет это. И вегетососудистая дистония.

И вот с тех пор мы неделю ходим в школу, две недели — дома. Я уж хотела на домашнее обучение ее перевести, но сказали, что с нашими диагнозами это не показано. Бюрократия везде, вы ж понимаете.

Она в частную школу хочет, видела где-то в сети рекламу, но это мне по деньгам не потянуть, я ее одна воспитываю, мама только приходит, мне помогает — покормить ее, как она из школы придет, или прибраться, или там лекарства ей дать. Но меня вот что тревожит: дальше-то что будет?

Или так:

— У нас с мужем у обоих взрывной темперамент. Можем вспылить, сцепляемся из-за любого пустяка, а уж из-за чего-то серьезного — бородинское сражение в полный рост. Потом миримся, но осадок… сами понимаете. Целые уже осадочные отложения накопились. Вообще такие люди, как мы, редко вместе уживаются, обычно все для семейной жизни ищут что-то взаимодополнительное. Но мы уже 12 лет женаты. Может, и не поженились бы вовсе, разругались окончательно еще на этапе подготовки к свадьбе, но я забеременела. Ребенка по возрасту уже оба хотели, и не просто чтоб был, а чтобы любить и воспитывать. Он хотел непременно мальчика, наследника и продолжателя, а я — девочку. Родился мальчик.

Все бы хорошо, но он все время болеет.

Практически с самого начала. Ни одной ночи спокойной. Я с ног валилась, будила мужа, говорила: сейчас упаду! — муж вставал, его у меня перехватывал и носил на руках часами. Нормально спать мы стали только годам к трем.

Потом всякие инфекции. Ни одной, наверное, не пропустили. Потом травматизм. Вроде нормальный мальчишка, спортивный комплекс у нас с годика висел, и спортом он, по настоянию мужа, то одним, то другим занимается, и за город мы ездим, и в бассейн, и на лыжах, но все равно: два раза он ломал ключицу, один раз руку, один раз кости стопы, плюс компрессионный перелом позвоночника — упал в секции скалолазания. Руководитель  волосы на себе рвал (в прямом смысле — я первый раз такое видела): не мог он упасть, все там было в порядке! Однако — упал. И лежал пластом почти полгода, мы с мужем опять же по очереди с ним сидели. Вывихи и прочие ушибы и растяжения я уже не считаю. В последнее время жалуется на боли в суставах. Обследуемся, врачи как посмотрят анамнез, как выдвинут какое-нибудь очередное предположение, так я потом ночью заснуть не могу. А муж еще и в интернете читает, а после пачку сигарет зараз на балконе выкуривает. Потом мы вместе на кухне кофе пьем и друг друга успокаиваем: ерунда, это он просто растет…

Вот очередной врач-ревматолог велел к психологу сходить. Пришли. Вы можете нам что-нибудь сказать?

В болезнь дети (и взрослые, впрочем, тоже) бегут для решения какой-то проблемы. Удовлетворительного решения, конечно, не получается, потому что это не выход из ситуации.

Что здесь совсем плохо — постепенно способ «решения» становится привычным и воспроизводится даже при изменении изначальных обстоятельств. Плюс сам организм перестраивается: лекарственная нагрузка и отсутствие нагрузки физической, способ жизни, изменившийся за годы «приспособительных» болезней метаболизм. Что и произошло с героем из первого примера. Его в конце концов выгнали из совершенно не подходящей ему гимназии — уровень «выше среднего» был обеспечен не его собственными способностями, а усилиями родственницы. Но он уже подросток, в старую школу после поражения возвращаться неприятно. В новой все и всё незнакомое, и после гимназии она ничем его не привлекла и не заинтересовала (у него всегда была высокая социальность и выраженная игровая доминанта). И вот обстоятельства изменились, но все и дальше потекло по старому руслу: он сидит дома, болеет и играет в компьютерные игры.

Что здесь можно сделать? Найти интересную ему социальную группу, которая будет заниматься интересным ему делом в реальном мире. Возможно ли это при условии конкуренции с игрой, в которой 14 миллионов соратников-геймеров? Думаю, да, ведь мы все-таки живые люди. Главное в данном случае, чтобы в конкурирующей деятельности была интересная компания и игровой и соревновательный момент (не просто туристская секция — идем с рюкзаками из точки А в точку Б, а, допустим, клуб спортивного ориентирования или «охота на лис»).

Вторая девочка — честолюбивая и, может быть, даже амбициозная, но не особенно интеллектуальная, с детства и до окончания начальной школы решала проблему, «как отличиться» за счет своей «стеснительности». При полном попустительстве матери, воспитательницы детского сада, а потом и учительницы начальных классов. После окончания начальной школы способ больше не работал. Другого у нее не было. Никто даже не попытался понять, что происходит с ребенком, и научить ее новым способам поведения. И она сбежала в болезнь. Вполне может быть, что обучение в частной школе решило бы часть ее проблем, но, к сожалению, это невозможно по финансовым обстоятельствам. Что тут можно сделать? Матери — постараться понять, что именно происходит, проанализировать это вместе с девочкой, и уже с этим осознанием, поддерживая друг друга, маленькими шажками двигаться вперед, к нормальной школьной жизни. Плюс одновременно — искать ресурс, то, в чем девочка сможет позитивно удовлетворить свое желание быть успешной, особенной.

Третья ситуация — самая очевидная, но и самая тяжелая, и непонятная в плане дальнейших действий. Мальчик изначально является скрепляющим составом в фундаменте этой боевой семьи. Только у одра его болезни родители забывают о своих раздорах и темпераменте. Обеспечивать это с каждым годом все сложнее. Опасность очень велика — в конце концов у ребенка вполне может развиться какая-то хроническая, инвалидизирующая болезнь, которая как бы «решит проблему навсегда»: у нас тяжело больной ребенок, и ради него мы должны…

Что же делать? Мы с родителями рассматривали три варианта:

  • развестись. Бояться больше будет нечего, все уже случилось (опасная мысль: «А вдруг, если я заболею еще тяжелее, они снова сойдутся?»);
  • родить еще одного ребенка и тем самым «разгрузить» предыдущего (сомнительно с нравственной точки зрения);
  • родителям пойти на длительную семейную терапию (сомнительно с точки зрения результативности — тут нужна перестройка не столько отношений, сколько личностей, а это, если вообще возможно, займет годы).

Я предлагала четвертый вариант и была за то, чтобы включить ребенка. Он еще невелик, но, на мой взгляд, его это касается так непосредственно, что стоило бы обсудить с ним происходящее и сообщить ему, что родители искренне не хотят держать свою семью на его здоровье (точнее, нездоровье). Родители отказались. Это их право. Какой вариант они в конце концов выбрали, я, к сожалению, не знаю.

Все три случая очень показательны. Аналогичных каждому из них я видела в своей практике десятки, если не сотни. Причем профилактировать все это намного проще, чем потом справляться с последствиями. Повторюсь, родителям на заметку: предупрежден — значит вооружен.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с snob.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • snob.ru
          • школа
          • болезнь
          • учителя
          • лето
          • семья
          • мужчины
          • бабушки
          • домен snob.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции