html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Планета Япония: как строить бизнес на опушке «леса самоубийц»


Фото Yuya Shino / Reuters

Когда после инвестиций в Эмираты, Саудовскую Аравию, Индию, Бразилию и другие страны наша команда стала смотреть на другие рынки для входа, и на первом месте оказалась Япония. Вы не поверите, но одним из преимуществ страны, выглядящей супер-современной и насквозь цифровизированной, оказалось то, что там очень много ниш с устаревшими технологиями: в логистике, дистрибуции и других — за исключением разве что, сферы услуг. В Японии мало стартапов, и с точки зрения интернет-бизнеса у них много чего не хватает. Например, хотя домашних животных очень много, там нет сервиса по выгулу собак, вроде московского бизнеса «Собака-Гуляка». Стартапы, которые есть — это очень нишевые фирмочки, которые не конкурируют с гигантами.

Конечно, мы ориентировались не только на отсталость рынков. У нас есть десять параметров успешности бизнеса, — и мы поняли, что Япония по ряду параметров с большим отрывом опережает и Европу, и Китай.

Правила вежливого отказа

Почему же, несмотря на то, что при первом же анализе в Японии находятся привлекательные ниши, туда не стремятся иностранные стартапы и компании, ищущие новые рынки? Люди воспринимают Японию как другую планету. Если мыслить на уровне стереотипов, то мало кто видит Японию очевидным шагом для расширения. Однако, как удалось убедиться, наша бизнес-модель сработала там очень хорошо.

В Китае, например, для иностранца действует особое налогообложение. И это сразу создает серьезный барьер. В Японии такого нет. Зато хватает других трудностей, с которыми непременно столкнется бизнесмен из другой страны.

Я сразу начал искать в Токио местных юристов, обращался в несколько компаний, но все они отказались. Это было странно. В России, если ты приходишь с деньгами, тебе вряд ли откажут в обслуживании. В Японии есть базовые правила, и одно из них — никто не будет работать с компанией, которой меньше трех лет. Или у которой нет положительных рекомендаций. Японцы отказываются работать с теми, кого не знают, и кому, соответственно, не могут доверять. Но в итоге я нашел юриста, которому меня рекомендовали бывшие выпускники моего немецкого университета, работавшие раньше в Японии.

Думаете, стало намного проще? Вовсе нет. Нужно было открывать банковские счета, нанимать менеджмент, искать офис. Я верю, что высокий уровень активности приносит результат, и за первую неделю в Токио я написал в разные организации около 400 писем. Знаете, сколько пришло ответов? Ноль! В любой другой стране есть хоть какая-то конверсия, но там это не работало. Если в Лос-Анджелесе я быстро нашел помощь через Young Presidents Organization, — глобальную сеть молодых генеральных директоров, — то в таком же японском клубе мне вежливо сообщили, что в нем не могут состоять иностранцы.

А самым большим барьером стала японская антипредпринимательская культура. Делать быстро, ошибаться, рисковать, работать в условиях неопределенности — все это полностью противоречит их ценностям. Был момент, когда нам в офис нужны были десять телефонов, но телефонная компания отказалась высылать товар даже по предоплате. Почему? Мы выглядели слишком маленькой компанией, и они решили, что не доверяют фирме моложе трёх лет. И таких трений на бытовом уровне было очень много.

Требуется имя

Чтобы зарегистрировать компанию, нужно было найти генерального директора. И я обратился к немецкому другу, который раньше жил в Японии. Требовался человек с очень хорошей репутацией. Опять же потому, что, по традиции, японская культура не приветствует новизны. Нужно соблюдать традиции и работать только с проверенными людьми.

К счастью, у моего друга нашлось время приехать в Токио, и через несколько дней у нас был очень заслуженный гендиректор-японец, который согласился поработать временно. Ему даже не нужно было что-то делать. Работало его имя. Он зарегистрировал компанию, а мы её у него купили.

После этого мне потребовался офис. Чтобы получить в аренду помещение, необходимо поручительство двух местных менеджеров, а контракт требуется оформить на семь лет без возможности расторжения. Поначалу нам удалось обойти эти требования: у японского знакомого моего немецкого друга было что-то вроде бизнес-инкубатора, в котором он позволил нам работать. А имея такой офис, легче было найти постоянный. Всего-то и надо было показать, что у нас на счету есть $1 млн. Делать было нечего: мы положили деньги на счет и вскоре въехали в гаражное помещение размером около 300 кв. м. Можно было набирать команду и открывать банковские счета.

Так как я не планировал оставаться в Японии, я рассчитывал найти партнёров-предпринимателей, которым мог бы доверить управление. Нужны были люди занимающиеся IT-разработкой, маркетингом... И — только японцы, потому что иностранцев привлекать не принято. Это оказалось еще одной проблемой. Мы в России не слишком ценим возможность уволиться из одной компании и быстро наняться в другую. В Японии трудовой мобильности почти нет.

Рекрутинг на опушке

Когда я понял, что невозможно переманить людей с хорошей занятостью, я стал искать, образно говоря, близких к «лесу самоубийств» (неподалеку от Токио есть такое место, куда отправляются люди, готовые свести счеты с жизнью, и среди них немало неудавшихся предпринимателей, ведь это считается потерей лица и страшным позором). Другими словами я искал тех, чей бизнес не сработал или находится в кризисе. По собственному опыту я знаю, что неудачный бизнес — не показатель профнепригодности людей. И я нашел человека, который раньше работал генеральным директором крупного банка, ушел в собственный бизнес и прогорел.

У нас оказался общий знакомый, и мы встретились. В итоге его помощь оказалась огромной, а позже он посоветовал своих знакомых, которые были в похожем положении — их бизнес тоже умирал. Их было четверо, и каждому я дал долю по 5% в компании. Один из них взял на себя продажи, второй — IT, и так далее. Так я собрал команду. Фактически они стали сооснователями нашего стартапа, каждый в своей нише.

Не легче было нанять и специалистов. В Японии никто не хочет присоединяться к стартапу. У них нет такой культуры. Для них это большой риск, потому что постоянная работа — это социальный капитал. Чтобы нанять обычного механика, мои партнеры встречались с его родителями, давали обещание, что несут за него ответственность.

Моей цели — сделать первую продажу через девяносто дней — мы достигли, а вскоре вышли на продажи 100 машин в месяц. После этого к нам стали относиться очень уважительно, знакомить с новыми людьми, помогать.

Тем не менее, я понимал, что быть в Японии маленьким стартапом слишком сложно. И решил, что нам нужен большой японский партнер. Мы начали переговоры с Mitsui & Co., которая увидела наш прогресс и в итоге купила 25% нашей компании. Мы стали частью Mitsui Group, и это сразу же облегчило наши b2b-отношения. Появилось больше маркетинг-партнеров, покупателей.

Чему нас научила Япония? Быть терпеливыми. Первый спринт мы «пробежали», но дальше нужно двигаться чуть медленнее. Подсознательно японцы с трудом двигаются «без подушки безопасности», и с этим нужно считаться.

Еще японцы очень трудолюбивы и лояльны. Если начальник находится на рабочем месте, то никто даже не подумает уйти домой. А недавно я узнал, что дома у нашего генерального директора нет электричества. Его дом — просто место для сна. Японцы к труду подходят как настоящие самураи — работают до последнего вздоха. Это очень яркая особенность нации. И европейцу выдержать такой ритм очень сложно.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с forbes.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • Forbes.ru
          • бизнес
          • стартап
          • маркетинг
          • домен forbes.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции