html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Петер Вайбель: «Люди более брутальны, чем природа»

Директор Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ — о культурных границах Европы, созидательном разрушении и ампутации памяти

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» (Брюссель / Карлсруэ / Москва), открывшаяся в ГМИИ им. А.С. Пушкина, привлекает многочисленных посетителей актуальностью и неоднозначностью концепции. С посетившим Москву куратором экспозиции, директором Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ Петером Вайбелем встретился корреспондент «Известий».

— Когда ваша выставка проходила в Карлсруэ, она называлась «Континент, которого не знает Евросоюз». Сходная проблематика поднималась и на предыдущей московской биеннале — наш город был обозначен как «центр острова Евразия». Так где же заканчиваются культурные границы Европы?

— Культурное пространство Европы простирается от Англии и до Урала. Я думаю, что Маяковский и Грин — такие же европейские писатели, как и Шекспир; а Эйзенштейн и Сокуров — это европейские режиссеры. Одна из задач нашей выставки — продемонстрировать, что у советского и европейского искусства даже в эпоху холодной войны и дефицита информации было гораздо больше общего, чем это может показаться. В Карлсруэ мы разместили еще больше экспонатов, чем смогло принять пространство Пушкинского музея, — около 600. По сути, мы впервые проводим масштабное сопоставление искусства Запада и Востока той эпохи.

— В Москве ваша выставка приобрела подзаголовок «Лицом к будущему». Вспоминаются слова кинорежиссера и фотографа Вима Вендерса, что у человечества скоро не будет времени на память, не будет прошлого, останется только будущее. Вы с ним согласны?

— Вендерс не совсем прав, потому что он узник травмы, связанной с немецкой историей. Те, кто прошел через Вторую мировую и ее последствия, не хотят иметь память, они хотят забыть. Это своего рода ампутация памяти. Но наша выставка как раз о памяти: чтобы у нас было будущее, нужно стараться ее сохранять. К тому же на Западе память как бы неполная — она не всегда включает то, что было на Востоке.

— В ГМИИ им. А.С. Пушкина недавно завершилась выставка «Воображаемый музей Андре Мальро», также построенная на разного рода сопоставлениях. Там соседствовали, например, статуэтки эпохи палеолита из Египта и из Сибири или похожие картины разных веков. Близки ли вам идеи Мальро?

— Это очень важный концепт. Он был впервые сформулирован немецким искусствоведом Аби Варбургом и был призван демонстрировать развитие художественной истории Европы от Ренессанса до сегодняшнего дня. Он делал фотокопии произведений искусства и показывал, как оно менялось, выставляя эти копии в одном зале (как вы можете увидеть в некоторых случаях и на нашей выставке). Он называл это Bilderatlas — «атлас образов». И спасибо Андре Мальро, что в послевоенные годы он развивал эти идеи. Правда, сейчас уже есть Google. Вы можете сказать «покажите мне все произведения искусства по тематике «коллапс» или посмотреть облака у разных художников от Тернера до Магритта. Технологии теперь позволяют это делать каждому.

— Интересно, что одновременно с распространением медиатехнологий, позволяющих любому зрителю строить собственные «воображаемые музеи», возникла и фигура куратора, который может проводить профессиональный отбор.

— Изначально существовали частные коллекции: король что хотел, то и коллекционировал. Художников приглашал он сам: Гойя служил при дворе, Микеланджело работал у папы римского. В конце XIX века в России коллекционировало купечество — Щукин, Морозов. Из этих коллекций формировались музеи, а художники тем временем начали сотрудничать не с меценатами, а с галереями.

В какой-то момент появляется так много произведений искусства, что директор музея просто не знает, что с ними делать, — и он привлекает в музей специалистов по искусству конкретной эпохи, то есть кураторов. И потом кураторство становится самостоятельной профессией. Это тоже происходит после 1945 года. Сегодня искусство — это очень сложная игра с большим количеством участников: художник, куратор, критик, галерист. И каждый в этой игре борется за власть.

— Вы не раз говорили, что мы живем в эпоху переписывания — но только ли нашей эпохе это присуще? Например, термин «перестройка», который вы приводите в пример в одной статье, по-немецки означает «реформация», которой в этом году исполняется 500 лет.

— Да, это вечная тема соотношения революции и эволюции, присущая не только нашей эпохе. При революции появляются новые существа, и разные виды каждый день друг друга уничтожают. А эволюция сохраняет и прежние виды — например, динозавры исчезли, но крокодилы остались.

Люди более брутальны, чем природа. В изобретаемых людьми технологиях есть то, что можно назвать creation distraction — созидательное разрушение. Вы еще помните такое старое изобретение, как печатная машинка? Компьютер же ее уничтожил! А в природе по-другому — появились люди, но крокодилы всё равно сохранились.

— У вашей недавней персональной выставки в Вене был слоган: «Осторожно! Эта выставка может изменить Вашу жизнь». А какие выставки повлияли на вашу жизнь?

— Вряд ли это были выставки, но мои идеи сильно изменились благодаря нескольким книгам. Например, в 16 лет я прочитал очень сложную книгу о математике «Потеря мыслей» и был так воодушевлен, что решил выучить язык программирования. Тогда меня даже называли сумасшедшим, ведь в 1960-е годы во всей Австрии было только 12 человек, которые изучали компьютерное дело. А сейчас я хотел бы тоже быть таким счастливчиком и влиять на кого-то или что-то своими работами — чтобы они имели такой же эффект воздействия, как работы других людей повлияли на меня.

— Вы всегда говорили, что СМИ не должны были тиражировать визуальные образы терактов 11 сентября в погоне за прибылью. Как вы относитесь к тому, что фотографию убийства посла России в Турции Андрея Карлова признали лучшим снимком на World Press Photo?

— Это неправильно. Получается, чем больше зла, чем больше безумия, тем больше ему внимания. Проститутка в США убила семь своих клиентов, потом глянцевый журнал написал ее биографию, а в Голливуде сделали фильм про нее со звездой в главной роли и получили «Оскар». Автора знаменитой фотографии времен вьетнамской войны с приставленным к голове человека дулом пистолета потом пригласили снимать для Playboy. Он стал довольно известным, но на самом деле он мог бы в этой ситуации помочь.

Сегодня нет правил, которые как-то регулировали бы этот вопрос. Придумать их сложно, но жить с ними было бы проще. Когда вы видите, что мужчина насилует женщину, у вас есть два варианта: либо вы поможете женщине, либо вы это сфотографируете. Всегда есть выбор.

Справка «Известий»
Петер Вайбель — один из ключевых теоретиков современного медиаискусства, куратор и художник. Основатель «Института новых медиа» во Франкфурте-на-Майне, с 1999-го — директор Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ. Куратор IV Московской биеннале современного искусства (2011).​​​​​​​​​​​​​​
Наверх
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с izvestia.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • izvestia.ru
          • домен izvestia.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции