html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Блог: Песни в пустоту: музыкальные журналисты о русском андеграунде 90-х годов

Песни в пустоту: *музыкальные журналисты о русском андеграунде 90-х годов*

«Соломенные еноты», 1995

11 августа в универмаге «Цветной» прошла презентация книги «Песни в пустоту», вышедшей в издательстве Corpus и посвященной малоизвестной рок-музыке 90-х годов. Илья Зинин, Александр Горбачев и Максим Динкевич со слов участников и очевидцев записали летопись постсоветского музыкального подполья: героями их книги стали хардкор-авангардисты «Химера», московские панк-интеллектуалы «Соломенные еноты», бард Веня Дркин и другие мощные, но малоизвестные таланты. Андеграунд как образ жизни, поиск новых выразительных форм и судьба музыки в эпоху интернета — публикуем избранные цитаты и полную аудиозапись презентации и обсуждения книги.

Илья Зинин

промоутер, журналист и музыкант

У нас не было цели представить срез всего андеграунда 90-х годов, акцент был сделан на определенных, важных для нас явлениях. Каждый из героев книги олицетворяет определенную культуру: группа «Химера» и клуб Tamtam; «Собаки табака» и русское индустриальное подполье; Андрей Машнин, начинавший с Виктором Цоем и Александром Башлачевым и вдруг начавший играть хардкор. Книга, безусловно, про музыку, но также и про судьбы, явления, субкультуры — но она не претендует на всеохватность.

Герои русского рока никуда не делись — помимо тех, кто погиб. Все большие группы всегда оставались на виду: их крутили по телевизору, а от песни ДДТ «Что такое осень» и поныне не скрыться. В 90-е же появилось очень много новой музыки, и многие группы воспринимали русский рок как новый официоз. Они играли другую музыку в пику русскому року: в клубе Tamtam, открытом бывшим виолончелистом «Аквариума» Всеволодом Гаккелем, словосочетание «русский рок» было ругательным. Рождались новые музыкальные культуры, от индастриала до хардкора, и многим срывало голову: люди погружались в новое, это становилось для них образом жизни. Девяностые — время разлома, когда разрушалось старое и на выжженном поле появлялось новое, для которого еще не существовало никакой инфраструктуры. Об этом, собственно, и книга.

Чем для меня ценен этот период, так это тем, что в 90-х музыка была про место и время. При этом тогда это была очень прогрессивная музыка, которую толком никто не знал и которая только появилась. Если русский рок был таким запретным плодом в 80-е и обладал полурелигиозным статусом, то у всей независимой музыки 90-х был такой же статус, но в гораздо более узком кругу. Она была важна для людей, становилась для них образом жизни.

На мой взгляд, сейчас воздух не так наэлектризован: для большинства музыка идет через запятую с другими увлечениями. Музыка стала очень доступной, и за вечер можно получить представление о любом жанре. Раньше же требовалась вовлеченность, у людей горели глаза, что, в свою очередь, подпитывало и музыкантов. Сейчас есть талантливые молодые группы, но я часто не вижу отдачи со стороны зрителей — такой, какой бы хотелось. Раньше андеграунд был по объективным причинам питательной средой, в которой были и зрители, и группы, и они за счет друг друга выживали. Как среды его больше нет, потому что у людей стало больше возможностей. И поскольку их стало больше, люди выбирают всего понемногу. Если раньше люди становились адептами и ходили на все концерты, то сейчас многие воспринимают их как поход в музей современного искусства: сегодня мы идем в «Гараж» на модную выставку, а завтра мы идем на концерт модной группы, которую посоветовали послушать.

Александр Горбачев

журналист, бывший главный редактор журнала «Афиша»

Очевидно, что 90-е годы были у всех разные. Сейчас совершенно небезосновательно создается миф про лихие 90-е — разгул и беспредел того времени. И эта книга, строго говоря, добавляет к этому мифу: там представлена лихая эпоха, которая, наверное, была такой не для всех. Но все же, мне кажется, группа «Соломенные еноты» и их первые несколько альбомов невероятно точно передают ощущение этой лихости, наполненности времени и его острого переживания, некой потери, которую непонятно как заместить. В общем, это можно сказать про всех героев книги. Наша книга не только про музыкантов, но и про миф об эпохе. Мне кажется, что этот миф передан довольно полно. Через каждую группу мы пытались рассказать еще о какой-то части культуры 90-х: нам было важно, чтобы каждый ансамбль был дверью в какое-то сообщество.

Хотя я и не утверждаю, что все группы советского рока были идеологическими, но все-таки культурное поле было структурировано таким образом, что они боролись с общим врагом. Это была культура, которая противопоставляла себя официальной культуре. И как только официальная культура закончилась, наступил момент неопределенности. Это очень заметно по русской рок-музыке начала 90-х годов: Гребенщиков уехал в Америку, а потом вернулся и записал свои самые почвеннические и русофильские альбомы, Летов распустил «ГрОб» и записал альбом группы «Егор и Опизденевшие» с психоделическими песнями, которые очень отличались от всего, что он делал до этого. Все начали искать новые стратегии, которые бы уже не так зависели от структуры официального и неофициального.

Мне кажется, андеграунд — это очень простое слово, оно просто переводится и означает «под землей». В случае культуры вопрос стоит, где проходит эта линия горизонта. Каждая институция или человек может определить ее сам для себя: где вы проводите эту линию, там и начинается подполье. Сейчас, чтобы быть в андеграунде в полном смысле этого слова, нужно очень постараться. В 90-х это было более естественным состоянием: Веня Дркин совершенно не хотел быть в андеграунде, и, если бы ему повезло встретить хорошего продюсера и хорошего врача вовремя, то, я думаю, он был бы популярным артистом. Сейчас, чтобы быть в андеграунде, нужно принять это как некую позу и специальную стратегию.

Максим Динкевич

главный редактор вебзина Sadwave, вокалист групп «Мразь» и «Да, смерть!»

Мне кажется, у героев «Песен в пустоту» ощущение 90-х годов выражалось в эскапизме. У того же Вени Дркина социальных песен раз-два и обчелся, и их можно отнести к любой эпохе. Наверное, можно связать сказочность его песен и кошмарную реальность, в которой он существовал. Те же ижевские электронные группы — например, «Стук бамбука в XI часов» или группа «Мотогонки», которая появилась в рамках еще пока не описанной и мало изученной сибирско-курганской сцены начала 90-х, — они тоже совершенно эскапичные. Мне кажется, что этот эскапизм и нарочитый отказ от социалки — тоже выражение духа 90-х.

Само понятие андеграунда перестало существовать — существуют разные ниши для разной аудитории. Если вы хотите пойти на подпольный фестиваль «Структурность», который проходит в самых неожиданных местах, то в этом нет ничего сложного: это не так уж и скрыто, все можно найти в интернете. Это уже не андеграунд, а разделение по интересам: никто ни от кого не прячется, каждый все может найти самостоятельно. Нет идеологизированного андеграунда, и из-за этого все становится менее интересным: нет духа отчаяния и авантюризма, тяги к приключениям, желания свернуть все и навязать свои правила и рамки, послать весь мир и все общество к чертям.

Полная аудиозапись презентации и обсуждения:

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с theoryandpractice.ru

22
    +4 surfers

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • tandp
          • стратегии
          • фестиваль
          • концерт
          • искусство
          • музей
          • выставка
          • америка
          • домен theoryandpractice.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции