html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Перемены женской участи // Что стало с сексом, городом и всем остальным за 20 лет

спецпроект

Что стало с сексом, городом и всем остальным за 20 лет

Фото: Hulton Archive / Getty Images

Начавшийся в 1998 году сериал Sex and The City сделал то, чем окажутся сильны и важны сериалы нулевых и десятых,— зафиксировал перемены в привычном устройстве жизни и предложил новый, соответствующий этим переменам язык для их обсуждения. S&C сформировал кодекс поколения 30-летних женщин, которым это поколение моментально воспользовалось. Weekend рассмотрел основные пункты этого кодекса — какими они нам были предъявлены в S&C и какими их представляют сегодняшние программные женские сериалы

Четыре привлекательные, самостоятельно зарабатывающие себе на жизнь женщины за тридцать непрерывно перемещаются по Манхэттену. Они ищут сексуальных приключений, покупают туфли, занимаются йогой, вступают в отношения, разочаровываются в отношениях, колют ботокс, снова разочаровываются (и в ботоксе, и в очередных отношениях), а в основном сидят в кафе в интерьерах Philippe Starck с низкокалорийными десертами и говорят о мужских членах и мужском идиотизме.

Собственно, так можно пересказать любую серию S&C, и даже 20 лет назад те, кто считали себя феминистками и интеллектуалками, относились к сериалу достаточно критично. В S&C нет ни глубины, ни сложности, ни диалектичности. Героини никогда не говорят ни о книгах, ни о фильмах, их не занимают международное положение и права женщин, благотворительность для них только повод для благотворительного ужина. Их профессиональная жизнь — за исключением Кэри, чьи колонки в New York Star и есть синопсис эпизодов,— дана совершенно пунктирно.

Но при всей поверхностности, а подчас карикатурности того, как они живут и о чем говорят, комбинация коллизий и тем, а главное, способ разговора о них оказались ошеломляюще непривычны и актуальны: конец 90-х, женские сериалы проходят в категории «для домохозяек», а героини S&C от домохозяек еще дальше, чем от интеллектуалок. Они остроумные, работящие, отвязные, независимые, смелые.

Да, картинка была в целом глянцево-гламурной, но это был новый тип глянца и гламура, и фактически S&C этой своей картинкой время гламура продлил.

То, как стилист сериала Патрисия Филд одевала героинь в первом сезоне, во многом определило революцию стилистов, которая окончательно произошла в фэшн-индустрии, когда сериал уже закончился. Это была яркая и доступная манифестация нового принципа, где был важен не сногсшибательный дизайн, не прогрессивный дизайн и даже не новый дизайн, а способ соединения вещей в одном аутфите, то, как вещи носятся вместе. Филд огламуривает трэш, заигрывает с вульгарностью — и в результате получается весело и не как раньше, то есть современно. Тем, что все наконец перестали подбирать сумку в цвет туфель, а, наоборот, стали лихорадочно сочетать красный с розовым, а гипюровые юбки с кедами, мы, конечно, обязаны S&C. Как и тем, что многие до сих пор считают все эти давно ставшие мейнстримовыми сочетания личным вызовом обывательскому вкусу и чуть ли не пощечиной общественному мнению.

Да, героини занимаются сексом в полном макияже и кружевном белье, но вся так или иначе связанная с сексом женская жизнь, то самое, о чем «не принято говорить»,— аборты и эпиляции, модели вибраторов и накладные соски, сложности орального/анального секса и имитация оргазма,— предъявлена полно, широкоформатно и оказывается не стыдной и не жалкой, а даже привлекательной.

«The Good Wife»
«The Good Fight»
«The Good Fight»
«The Good Wife»
«The Good Fight»
«The Good Fight»

Мир S&C был миром, где все слегка сдвинулось с традиционных мест и перемешалось,— и это вносило гомеопатическую, вполне приятную даже, дозу неуверенности. Сериал заигрывал с феминизмом, его героини пользовались этим словом, но никакой настоящей феминистской повестки в нем, конечно, не было.

Перемены в сегодняшнем женском мире, реальном и сериальном, выглядят значительно радикальней. Корректной современной параллелью Sex and The City выступают, пусть и не чисто «женские», The Good Wife — The Good Fight, где женщины не только исполняют все главные роли, но играют главную роль в целом. (Новым S&C часто называют сериал Girls, но сравнение с ним непродуктивно, поскольку его героини на десять с лишним лет моложе и находятся в принципиально иной жизненной и социальной ситуации.) На их примере можно увидеть, как выглядели, по версии сериалов, важнейшие составляющие женской жизни 20 лет назад и как они выглядят сейчас.

СЕКС

В мире конца 90-х — едва ли не важнейшее мерило эмансипированности. Это мир предыдущей волны феминизма, в котором главным женским завоеванием была возможность открыто проявлять сексуальность,— и сериал предоставляет ее своим героиням в объеме даже отчасти избыточном. Четыре женщины в течение шести сезонов не только занимаются сексом с разными партнерами, но и постоянно обсуждают его количество и качество: когда, с кем, сколько раз и каким именно образом.

Все это было для конца 90-х очень ново и довольно-таки круто, но в какой-то момент это право на свободный секс начинает выглядеть почти обязанностью. В понимании S&C современная женщина просто не должна быть — даже временно — безразлична к сексу или мириться с отсутствием сексуального партнера.

Кэри, встревоженная тем, что они с Бигом уже три дня не занимаются сексом, спрашивает у подруг: «Это же ненормально — спать вместе и не делать это?». И этим вопросом выявляет главную уязвимость сексуальной концепции героинь: они не то чтобы испытывают дефицит секса — просто даже в кратковременном его отсутствии видят угрозу для полноценных отношений.

За прошедшие 20 лет с этим делом стало посвободнее. У каждой из героинь GW и GF есть своя сексуальная жизнь, иногда довольно запутанная. Бывают у них и случайные связи, и страстные романы, и чувственные отношения с постоянным партнером, пусть даже и мужем. Никто из них не станет терпеть секс, который им не нравится. Но обсуждать это — равно как и считать отсутствие постоянного партнера генеральной жизненной проблемой — они не станут. И нет, дело тут не только в том, что это адвокатский сериал и у героинь не так много экранного времени на разговоры, не относящиеся к кейсам. Образы Алиши, Калинды, Дайан, Майи, Малисы заданы так, что представить их себе за длительной беседой о подробностях вчерашнего свидания просто не получается. В общем, в сегодняшнем мире, каким его представляют нам сериалы, секс — это просто секс. Не меньше, но и не больше.

Боже, что на тебе надето?

ОТНОШЕНИЯ

Вполне вероятно, что этим словом в значении «романтическая связь» мы обязаны именно S&C. До этого говорили «завести роман», «встречаться», «спать», еще как-то, но вот эта калька «у них отношения» укоренилась, кажется, при деятельной помощи сериала. Кэри говорит о своих колонках: «Я пишу не о сексе, я пишу об отношениях».

Эти самые отношения — важнейшая составляющая мира женщин в S&C. Одновременно источник их жизненных сил и прорва, в которую эти силы уходят. Они ждут отношений, ищут их, выстраивают, анализируют, поддерживают, разрушают, оплакивают — и все сначала.

В какой-то момент героини сериала, утомленные мужским бессердечием, всерьез обсуждают вариант «заниматься сексом как мужчины» — то есть не испытывая к партнеру иных чувств, кроме сексуальных, не рассчитывая на «отношения», а значит, и не испытывая разочарований. Этот номер удается лишь Саманте, да и то не бесконечно. Оказывается, что вот это «как мужчины» — без томления, ожидания, свиданий, звонков, ссор, примирений, планов и, главное, слов, слов, слов — приятно, но довольно скучно. Такой приятности несложно достичь и без участия мужчин, чего уж там. Без отношений, без зависимости, констатирует сериал, женская жизнь неполна и радоваться ей не получается. Поэтому героини продолжают их искать, сплошь и рядом себе если не на беду, то на обиду.

Но помимо множества рядовых проблем, с которыми они сталкиваются на этом ненадежном пути, их подстерегает одна фундаментальная: вот сложились стабильные отношения — а дальше? И тут возникает грозная тень брака.

Двадцать лет спустя сериалы с прискорбием признают, что, несмотря на неуклонную эмансипацию, принципиального прогресса в этом вопросе достичь не удалось: женщины по-прежнему зависят от отношений и нуждаются в них. Отличие, однако, есть. Во-первых, длительные и самозабвенные разговоры об отношениях как-то вышли из употребления. А во-вторых, и это гораздо важнее, женщины все меньшим готовы поступаться ради поддержания отношений. Толерантность к подавлению, пренебрежению, не говоря об унижении, была очень низкой уже у героинь S&C , а у женщин GW и GF она практически нулевая. Но и абсолютное равноправие не гарантирует успеха: терпеть корректные, но скучные и безрадостные отношения современные женщины тоже не готовы. Это довольно примечательный момент: потребность в отношениях есть, но приемлемыми в сериальной жизни считаются только идеальные.

Ты не любишь, когда тебе читают стихи. Почему?

БРАК

Уже не определяет положение женщины в S&C тотально, но все еще является важным статусным институтом. Формально единственная героиня, которая непосредственно стремится к браку,— это Шарлотт, самая традиционалистская из четырех, но и все остальные — независимая Миранда, самовлюбленная Саманта, богемная Кэри — так или иначе не чужды идее постоянного моногамного и оформленного союза. В первом сезоне Кэри, через пару месяцев после начала романа с Бигом услышав, что он уже был женат и больше делать это не собирается, «почувствовала, как ей внезапно стало трудно дышать». А места за столом для незамужних подружек на чужих свадьбах тяготят всех четверых.

И несмотря на все это, брак в сериале конца 90-х предстает очень рискованным предприятием. И когда какой-либо из героинь S&C наконец поступает предложение в него вступить, она встречает его почти панической атакой. За исключением, опять же, Шарлотт — но именно ей, начинающей на первом свидании придумывать общий вензель на полотенцах, выпадут самые сложные брачные коллизии, развод в том числе. Словом, постоянный союз в системе S&C — неизвестная и опасная территория, где водятся совместные обязательства, обманы, чужие родители, измены, рутина и где, как ни крутись, придется поступиться частью независимости.

И вот эту свою, и так довольно незавидную, репутацию брак в женском сериале продолжает только ухудшать. Кажется, в GW/GF нет ни одной успешной брачной истории. GW начинается со скандального распада казавшегося удачнейшим из возможных брака «хорошей жены» Алиши, муж прекрасной Калинды — опасный психопат, традиционный брак родителей Майи — нелепая декорация, сама она, едва собравшись пожениться со своей подружкой, начинает тяготиться их отношениями и искать приключений, беременная Лукка не только не хочет замуж за милейшего и успешнейшего отца своего ребенка, но и насчет постоянного союза очень сомневается. И только немолодые и, несомненно, уже состоявшие в браках Дайан и Курт, которые то женятся, но живут в разных городах, то расстаются и думают о разводе, в конце последнего, второго, сезона GF решаются наконец сойтись обратно и даже зажить общим домом. Бог им в помощь.

А я еще сдуру купил кольцо

ИЗМЕНЫ

Сериал вывел из серой зоны множество женских сексуальных практик. Он легализовал возможность менять любовников с любой частотой и иметь несколько сексуальных партнеров одновременно, спать с мужчинами на 20 лет моложе и с женщинами тоже, заниматься сексом по телефону и мастурбировать в одиночестве. Предосудительной оказалась лишь измена постоянному партнеру. Не то чтобы измены приветствовались до того, но как только дело доходило до любви, тут полагалось забывать об общественной морали ради подлинного чувства. И вот это капитальное оправдание сериал похоронил совершенно без почестей. В мире S&C любая измена, случайная или кажущаяся неизбежной, оборачивается только стыдом и болью и все разрушает — возникшие в результате измены отношения в первую очередь.

Если для S&C это понимание было скорее интуитивным, не сформулированным, то в новом этическом кодексе, который демонстрируют GW и GF (и множество других современных сериалов, уже не «женских»), измена твердо классифицируется как преступление против личности. Она уничтожает не только отношения тех, кто в ней прямо задействован, но и непоправимо ломает мир вокруг. Собственно, измена лишь частный случай обмана, а любой обман, чем бы он ни был продиктован, в новой сериальной этике — абсолютное зло.

В какой-то момент
все стало слишком сложно

ВОЗРАСТ

В первом сезоне сериала Саре-Джессике Паркер 33 года, Кристин Дэвис 33, Синтии Никсон 32, и они играют героинь своего возраста, постоянно переживающих, что им уже за 30 и это снижает их конкурентоспособность на рынке отношений. Ким Кэтролл 42, как и ее героине, которая вроде бы ни о чем не переживает, но возраст скрывает, и когда 20-летний партнер говорит ей: «Мне нравятся морщинки на твоей на шее», оказывается сильно обескуражена. Женщины же за 50, как интеллигентная и привлекательная редактор из Vogue, открыто признают, что на их долю остаются совсем уж завалящие мужички, но и их приходится пускать в дело — не ходить же одной на вечеринки и похороны?

Дело даже не в том, что сегодня тогдашнее «за 30» превратилось в «за 40», а 30 лет вовсе перестали восприниматься как этапный женский возраст. Дело в том, что современные сериалы предлагают нам мир, где темы женского возраста — по крайней мере в связи с женской привлекательностью — вообще не существует. Нет, сказать, что эйджизм устранен из этого мира полностью, как, скажем, бодишейминг, пока нельзя, но сексапильность признана вневозрастной категорией. Дайан, которая не ушла в начале сезона на пенсию только по стечению обстоятельств, снимает на вечеринке бармена, а потом еще не знает, как от него отделаться, так он на нее запал. Для героинь GW и GF жанра «мне уже поздно» или «мне скоро будет поздно» нет в принципе.

Ты должна сказать: «И я скучала»

БОДИШЕЙМИНГ

В конце 90-х, когда начинался S&C, это понятие уже существует, но критически воспринимать и обсуждать, а иногда и высмеивать физические параметры — как свои собственные, так и людей вокруг,— считается еще вполне допустимым. Шарлотт переживает по поводу своих «слишком тяжелых бедер», Миранда страдает из-за послеродовой прибавки в весе, Саманта недовольна маленькой грудью, а одного из эпизодических персонажей называют в титрах «толстый парень-гей» — все это прямые отсылки к социальным стандартам, которые требуют физического совершенства. Когда толстый мужик говорит в казино недавно родившей Миранде: «Поднимай свою жирную задницу», ее подруги кричат ему: «Она только что родила ребенка, а кого родил ты?» — и этим подтверждают, что недостаточно худой человек нуждается-таки в оправдании.

Синтия Никсон в интервью The Edit вспоминает, что, пока снимался сериал, они «должны были оставаться худыми». Во многом это было продиктовано, как мы понимаем, и тем, что героини выступали в числе прочего моделями для выбранной им одежды, fashion стал ничуть не менее важным действующим лицом сериала, чем Sex, City, да и они сами.

Ничего этого сериальная этика больше не допускает совсем. Да, в GW и GF достаточно героинь вполне модельных параметров — но совсем не соответствующих этим параметрам ничуть не меньше. Самая обаятельная героиня GF Малиса по прежним меркам и в прежних терминах просто толстушка, и это нисколько ее не беспокоит — а влюбившегося в нее полицейского, похоже, сильно радует. Заодно исчезли разговоры о том, можно ли позволить себе кусок торта или жареную картошку, которым часто предавались девушки S&C. Можно худеть, можно толстеть, нельзя только об этом разговаривать.

Ты счастлива, только когда думаешь, что все вокруг против тебя!

FASHION

Мода и страсть к вещам составили отдельную славу сериала. Стилист Патрисия Филд в первых сезонах одевает героинь изобретательно и по-разному, особенно Кэри. Девушка из богемной гламурной нью-йоркской тусовки, она носит Dior со шлепанцами Dr. Scholl`s и ищет «пятидолларовое платье к новым туфлям за 300 долларов» в лавке со всяким трэшем. Марк Джейкобс рассказывал, как его подруга расхаживала по Манхэттену в шелковой комбинации, шубе и тапочках — Филд делает этот существовавший только в богемном мире способ одеваться достоянием девушек из офисов. Потом, конечно, к сериалу придет успех, а с ним и продактплейсмент, появятся истории о сумке Birkin, босоножках Christian Louboutin, рубашке Prada, поддельном и настоящем клатче Fendi и, конечно, бесконечных туфлях Manolo Blahnik. Сериал честно зафиксировал дух конца 90-х— начала 2000-х с его культом брендов и скупаемой тоннами одеждой.

В мире юристов нет fashion в явном виде — все просто ходят в аккуратненьких костюмах Ralph Lauren, такова адвокатская униформа. Поэтому для изменений, которые произошли в моде и способе одеваться, GW/GF неудачная параллель S&C. А вот об основных социокультурных переменах в отношении к одежде говорить можно. Радостный, простодушный, лишенный всякой рефлексии шопоголизм, пророком которого выступил S&C, из жизни взрослых, независимых, обеспеченных женщин исчез, сделался старомоден. Страсть, с какой женщины S&C занимались своей внешностью, у современных героинь вызывает разве что политика. Что, конечно, не значит, что они не покупают и не носят дорогих вещей. Пока покупают и носят.

Ты устроила скандал
из-за какой-то кофточки

ПОЛИТИКА

Все героини S&C придерживаются либеральных взглядов и при этом дистиллированно аполитичны. Когда Кэри говорит, что никогда не ходила на выборы, это звучит совершенно естественно. Политика в конце 90-х — это то, чем занимаются другие, и, как правило, эти другие малопривлекательны. Дональд Трамп еще не президент, а звезда шоу-бизнеса, он появляется в камео в роли самого себя, и с ним флиртует Саманта.

Героини GW и особенно GF политизированы до предела. Демократы и их разнообразные выборы — ключевой сюжет GW, консерваторы тут показаны беспринципными и лицемерными манипуляторами. Президентство Трампа становится для большинства героев GF буквально личной драмой, они вступают в ряды борцов за импичмент, повинуясь не гражданским, а именно личным чувствам. Ни любовные отношения, ни женская дружба, ни профессиональное партнерство не выдерживают разности в оценке политической реальности, тут допустимо только единомыслие. Мир сильно изменился, и говорить «я не интересуюсь политикой» больше не модно и не круто.

Тебя обидели. Только тебя одну

ЖЕНСКАЯ ДРУЖБА

Самая привлекательная и неподдельная вещь на свете — так сказал S&C, и никакому пересмотру за 20 лет это утверждение не подверглось. Секс, любовь, карьера, туфли — ничто не годится ей в подметки. Кэри бросает на решающем месте важнейшее свидание с Бигом, потому что Миранда зовет ее рожать, насмерть разругавшаяся с Алишей Калинда не задумываясь бросается искать ее потерявшегося сына, не выносящая детей Саманта остается сидеть с младенцем Миранды, чтобы отпустить замученную подругу в парикмахерскую,— и так до бесконечности. Женская солидарность, женское братство, sisterhood долготерпят, не ищут своего, все превозмогают и пребудут. А также вызывают живейший отклик аудитории и обеспечивают огромную ее лояльность.

Все вопросы — к тебе

ГЕИ

В S&C они милы, симпатичны, они лучшие друзья девушек — и все они совершенно карикатурны. Они говорят со специфическими «гейскими» интонациями, они манерны и жеманны, они носят костюмы диких расцветок и поголовно влюбляются в красивых парней-моделей. А еще они сплошь «стилисты», «организаторы свадеб» и «агенты по талантам», то есть заняты в специфических «гей-сферах». Ни одного инвестиционного банкира-гея тут нет.

Сообщество крутых нью-йоркских лесбиянок показано чуть менее пародийно, но тоже довольно утрированно. О гендерной подвижности тут еще не слышали (хотя в последних сезонах появляется герой-гей, который в зрелом уже возрасте женится на своей сверстнице и заводит ребенка, чему героини совершенно не находят объяснения).

Звезда GW Калинда бисексуальна, одна из самых привлекательных героинь GF Майя лесбиянка — и это ничего не определяет ни в их манере поведения, ни в социальных ролях, не вносит никакого специального контекста, никак не определяет их личностно. Это просто факт: они такие, какие есть, и они живут, как живут. Сегодняшнее общество полностью освобождает их от какой бы то ни было маркированности, разве что мужчины-геи по-прежнему гораздо лучше понимают женщин, чем остальные мужчины. Но гротескной версией нормальных людей геи в сериалах быть перестали. Элемент бурлеска исчез вместе со словом «голубой», которым во времена S&C переводили при озвучке слово «гей».

Ты ходила в этот Рай обнаженных тел без меня?

МУЖЧИНЫ

На фоне всех изменений, случившихся с сериальными женщинами — а они становятся все умней, ответственней, профессиональней и независимей,— ситуация с мужчинами выглядит грустновато. Нет, конечно, стандарты политкорректности держат их в ежовых рукавицах, но навык воспринимать женщин как действительно социально и профессионально равных себе приходит медленно и болезненно. То есть каково им, сказать трудно, но женщины точно устали терпеть. Да и в области личных отношений большого прогресса достичь не удается. Даже лучшие из мужчин, констатируют сериалы, самые надежные и преданные, могут на ровном месте подвести, обидеть, изменить, предать — и при этом воспользоваться этой оскорбительно патриархальной формулировкой: «Ты преувеличиваешь». Вот с таким материалом приходится работать.

Не сочти за хвастовство,
но на самом деле я гораздо лучше
Еще больше секса и города —  в нашем телеграм-канале
Журнал "Коммерсантъ Weekend" №24 от 13.07.2018, стр. 8
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ruweekend
          • стихи
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции