html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Передвижники // Взять языка. Или портрет на заказ

Взять языка. Или портрет на заказ

Главный дизайнер Skoda переходит в BMW. Сенсация? Скорее, просто интересная новость. Миграция дизайнеров - дело обычное. Но как же быть с индивидуальным стилем? Любая уважающая себя автомобильная компания слагает целые легенды про то, что у их бренда "уникальный язык дизайна". Как бы забывая при этом, что на "языке" этом разговаривают конкретные люди. И "языка" этого могут "взять". Не уйдет ли тогда и стиль к другому работодателю?

Григорий Гомельчук, Валерий Чусов

Наверное, недалек тот день, когда дизайн автомобилей будет создавать искусственный интеллект. Нейронная сеть на основе заложенных элементов фирменного стиля и полученных из социальных сетей данных о предпочтениях целевой аудитории создаст идеальный Ford, Geely или Lamborghini. А пока в проектировании участвуют люди, которые, несмотря на рамки корпоративного стиля и весь этот маркетинг, непременно вносят в облик автомобилей что-то свое, личное.

Широкий профиль

Йозеф Кабань - да, эта словацкая фамилия произносится именно так, и ударение падает на первый слог, - начинал с Bugatti Veyron, потом занимался Audi, а последние девять лет возглавлял центр стиля Skoda.

Именно он создал современный фирменный почерк марки - с острыми гранями, напоминающими о богемском хрустале. И этот стиль радикально отличается от округлостей Veyron. Между делом Кабань сделал и маленький Volkswagen Lupo, а также Seat Arosa. Вот уж действительно дизайнер широкого профиля. С таким обширным опытом ему несложно будет адаптироваться в BMW.

На примере Кабаня мы можем видеть, что талантливый человек вполне может менять подход к работе, если того требует поставленная перед ним задача.

Личный вклад

Предшественник Кабаня на новом посту в Мюнхене, Карим Хабиб, напротив, настолько сроднился с BMW, где работал с 1998 года, что его узнаваемый стиль однажды сыграл с ним злую шутку. Мастера элегантных линий и скульптурных поверхностей в 2009 году решил переманить Mercedes-Benz. Через полгода Хабиб выкатил концепт Mercedes-Benz F800 Style, задняя часть которого повторяла его же BMW CS Concept, что сразу заметили фанаты обеих марок. Как отреагировало руководство Mercedes-Benz, неизвестно, но в 2011-м Карим вернулся к баварцам.

Так что дизайнеры бывают разные: одни с легкостью адаптируются к новому месту, а другие, как Айвазовский, все время рисуют то, что им нравится. Впрочем, для работодателя вторые даже удобнее: сразу понятно, что получишь от такого человека.

Тонкая грань

Парадоксально, но склонность к инновациям на самом деле не всегда хороша для эффективной работы. Знаменитый Патрик Ле Кеман создал немало оригинальных машин - от Ford Sierra до Renault Vel Satis. Но именно экстравагантность помешала успеху многих из них. Увы, радикально новый взгляд на автомобиль теперь не всегда нравится даже во Франции. Но креативность все-таки востребована. На смену Ле Кеману Renault пригласила Лоуренса ван ден Акера, работавшего на Mazda. Он создал новый фирменный стиль, постепенно "приучая" к нему публику серией ярких концептов, в которых он проявил тот же подход, что и на Mazda, но машины были совсем не похожи. Mazda же нашла себе другого отличного дизайнера, Икуо Маэда, и стала серьезнее... хотя некоторые эту серьезность называют скучной.

Инновационность от шокирующей экстравагантности отделяет тонкая грань, по которой не всем и не всегда удается пройти. Многие компании позволяют себе время от времени менять стиль, чтобы найти новое направление. Помните, как пресса оттопталась на BMW 7-й серии, созданной под руководством Криса Бэнгла? "Худший автомобиль мира" и все такое. А рынок машину принял хорошо - эта "семерка" стала самым продаваемым флагманом баварской марки за всю историю!

Заря на востоке

Автомобильный дизайн сейчас переживает довольно сложный этап: с одной стороны, идеальные решения уже найдены, но с другой - использовать их постоянно невозможно. Что бы там ни говорили про лучшие автомобили всех времен и народов, рынок требует новизны. Поэтому зачастую идеи реализуются не потому, что они нужные или хорошие, а просто потому, что они новые. К чему это может привести, легко увидеть на примере китайского автопрома. К счастью для людей с хорошим вкусом, за пределы Поднебесной попадает не так много ее автопродукции. Самих китайцев это несколько огорчает, хотя они, похоже, не понимают, в чем проблема. Поэтому часто они просто копируют чужие модели. И снова не понимают, почему европейцы и американцы морщат нос. Поэтому сейчас КНР решает вопрос радикально: сманивает дизайнеров ведущих брендов "первого мира".

В китайские стартапы ушел целый ряд опытных талантливых дизайнеров из группы BMW - тот же Бэнгл или "отец MINI" Хильдебранд. Мы рады за китайцев, на чьих улицах и дорогах новые автомобили вытесняют пародии на европейские модели десятилетней давности. А для европейцев и американцев это означает в перспективе усиление конкуренции.

Миссионеры

Как дизайнеры влияют на бренды, так и бренды влияют на дизайнеров. Например, выходцы из Volkswagen неизменно стремятся к чистым, логичным поверхностям и лаконичным линиям. Трудно сказать, что тут первично - может быть, дизайнеры принимают принципы стиля на месте работы, а может быть, работодатель отбирает людей, которые склонны к этому стилю.

Один из "миссионеров" стиля Volkswagen, распространяющегося сегодня по миру, - Томас Ингенлат. Проработав в немецком концерне 12 лет, Ингенлат перешел в Volvo. Результат не заставил себя ждать: сразу же вышла серия концептов с отточенными формами и эффектной светотехникой. Через несколько лет появились уже серийные XC90 и S90, явно напоминающие о карьерном пути шеф-дизайнера Volvo.

Компания Hyundai совсем недавно переманила целую команду топ-дизайнеров Volkswagen, работавших над новыми моделями Bentley, Bugatti и Lamborghini. Это бельгиец Люк Донкервольке, его правая рука кореец Сан Юп Ли, и россиянин Саша Селипанов.

Россия не осталась в стороне от этих миграций. Британец Стивен Маттин, много лет отдавший работе с Mercedes-Benz, а затем - вице-президент по дизайну Volvo, с 2012 года проектирует Lada. Главная ценность "варяга" в наших условиях - не только его опыт и включенность в глобальный дизайн, но и авторитет. Такие радикальные решения, как тема X в облицовке и на боковинах, хорошо проходят худсовет, когда их предлагает дизайнер с таким огромным опытом. Хотя российские дизайнеры тоже пользуются спросом: не один десяток выпускников российских вузов уже давно работают на ведущие европейские бренды.

Скандалы и расследования

Правда, время от времени носители стиля бывают заподозрены в чрезмерно точном переносе опыта, полученного у прежнего работодателя. И тогда получается скандал.

Экс-руководитель московской студии Lada и правая рука Стива Маттина Томас Бигвуд в 2014 году перешел на Mitsubishi. И вдруг японцы показали концепт кроссовера, в котором явно просматриваются аналогии с Lada XRay! Дизайнера обвинили в использовании стилистических наработок, полученных в России. Фактически ключевой элемент образа всех новых моделей Lada - интерпретация буквы X - вписан в облицовку кроссовера Mitsubishi! Безобразие! Однако выяснилось, что японцы построили этот концепт еще до перехода к ним бельгийца. И Стив Маттин по итогам расследования подтвердил, что к бывшему подчиненному претензий не имеет.

Хотя и сам Маттин не чурается использования привычных ему элементов стиля. "Икс-фейс", ставший фирменным решением передка Lada, начал проступать уже на Volvo S60, оставалось лишь подчеркнуть его хромированными накладками. Или надпись "LADA" во всю ширину багажника - точно так же Маттин писал "VOLVO" на багажнике шведских машин.

На самом деле такие совпадения почти неизбежны: законы гармонии одинаковы для всех людей, вне зависимости от расы и политических воззрений, и за десятилетия жесточайшей конкуренции на рынке отработаны почти все. Повторы точно будут, и вопрос только в том, насколько они уместны - и как их воспримут потребители.

Вот, например, использование темы фирменной облицовки Aston Martin в Ford Mondeo и Focus. Если что, Aston Martin довольно долго принадлежал Ford, который сделал из убыточной компании прибыльную. А еще, как говорят в популярной программе о тайнах нашего мира, "мало кто знает", что дизайнер Ford Focus Морей Каллум - родной брат бывшего дизайнера Aston Martin Иэна Каллума. Да, вот такие родственные связи тоже могут влиять на стиль. А Стефан Ламм, руководивший созданием Mondeo, просто фанат британской марки - он сам обмолвился об этом в одном из интервью. Да, многие дизайнеры просто используют симпатичные им решения. Главное - не копировать один к одному, и чтобы покупатели не возражали. Ведь конечная цель творчества дизайнеров - продажа автомобилей.


ТВОРЧЕСКАЯ МИГРАЦИЯ В МИРОВОМ АВТОПРОМЕ

1. Йозеф Кабань

еще студентом был удостоен кучи лауреатств и грантов. Успехи молодого дизайнера не остались незамеченными - в 26 лет он приступил к проектированию внешнего вида Bugatti Veyron! За 19 лет работы в группе VW он принял участие в создании моделей самых разных классов, от суперкара Bugatti до скромных VW Lupo и Seat Arosa

2. Марк Лихте

пришел в Volkswagen в 1996 году и руководил одной из дизайн-студий. Под его руководством созданы три поколения Golf: пятое, шестое и седьмое. В 2014 году он возглавил дизайн Audi.

3. Митя Боркерт

был одним из дизайн-боссов Porsche, а теперь отвечает за дизайн Lamborghini. Итальянцы в последнее время делали весьма разухабистый дизайн, изобилующий изломами. Работы Боркерта же, напротив, максимально чистые, лаконичные, да еще и с фантастической светотехникой, что видно по новым Panamera, Cayenne и Macan.

4. Карим Хабиб

родился в Ливане, школу и университет окончил в Канаде. Блестящий рисовальщик, мастер элегантных линий и скульптурных поверхностей. Создал BMW 7-й серии F01/F02, а также другие модели. В 2009 году ушел на Mercedes-Benz, откуда вернулся в 2011-м. С 2012 по 2017 год - шеф-дизайнер BMW.

5. Герт Хильдебранд

долго руководил дизайнерами MINI, при нем сделана модель One второго поколения, а также Countryman, Clubman, Coupe. В 2011-м Хильдебранд перешел в Qoros, дочернюю компанию Chery.

6. Горден Вагенер

пришел в Daimler в 1997 году, в 2008-м был назначен главой подразделения по дизайну легковых и грузовых автомобилей Mercedes-Benz, а в 2016-м - главным дизайнером этих же самых автомобилей. Под его руководством были сделаны ныне выпускаемые C-Klasse, купе и седаны S-Klasse... Собственно, большинство продукции Mercedes-Benz и smart - его работа.

7. Лоуренс ван ден Акер

во время работы в Ford вынужден был рисовать коробчатые внедорожники и седаны, но как только в 2006 году он получил должность шеф-дизайнера Mazda, то развернулся по-настоящему, и мы увидели целую серию необычных концептов, будто созданных различными силами природы. Через три года Лоуренс получил предложение от Renault, сменив на посту шеф-дизайнера Патрика Ле Кемана.

8. Люк Донкервольке

родился в Лиме и провел молодость в Южной Америке и Африке. Но дипломы дизайнера получил в Бельгии и Швейцарии. Говорит на 11 языках, включая корейский, китайский и суахили. Это ему пригодилось: сейчас он главный дизайнер люксовой марки Hyundai - Genesis. "Коллекция марок" его тоже богата: Peugeot, Audi, Skoda, Lamborghini, SEAT, Bentley.

9. Стивен Маттин

пришел в Mercedes-Benz сразу после окончания университета в Ковентри. В 1997 году за А-Klasse был назван "дизайнером года". Карьера в Daimler развивалась неплохо, но он все же не отказался от приглашения возглавить дизайн Volvo в 2004 году. И проработал там до 2009-го, после чего занимался преподаванием и консалтингом. В 2011 году был приглашен в центр стиля "АвтоВАЗа". Результаты его работы мы все чаще видим на дорогах России.

10. Питер Хорбери

в 1991 году был назначен директором по дизайну Volvo, до этого потрудившись на Chrysler и Ford. За 11 лет он сменил стиль шведской марки, а в 2002 году - дизайн фордовской Premier Automotive Group, так что приложил руку к Jaguar, Aston Martin и Land Rover. С 2005 по 2009 год работал директором по дизайну Ford, уступив пост главы дизайна Volvo Стиву Маттину, но после его ухода снова занял эту позицию. А с 2011-го также стал главным дизайнером китайской Geely, нового владельца Volvo Cars.

11. Штефан Зилафф

в конце девяностых стал главой Audi по дизайну экстерьера. С 2003 по 2006 год поработал на Mercedes-Benz и снова вернулся в Audi на руководящий пост. В 2011-м был назначен главным дизайнером по интерьерам Volkswagen, а в 2015 году стал по совместительству и директором по дизайну Bentley, сменив на этом посту Люка Донкервольке.

12. Томас Ингенлат

начал карьеру в Volkswagen, где дослужился до главного дизайнера по экстерьерам. С 2000 по 2005 год был шеф-дизайнером Skoda, где сделал Superb и Roomster. В 2006-2012 годах руководил дизайн-студией Volkswagen. В 2012-м занял пост вице-президента по дизайну Volvo.

13. Андерс Варминг

преемник Хильдебранда на посту шеф-дизайнера MINI, работал в концерне BMW c 1997 года. Из раннего творчества Варминга можно вспомнить первый BMW Z4, одна из последних работ в роли дизайн-босса - MINI Rocketman. В прошлом году Варминг перешел работать на возрожденную китайцами марку Borgward.

14. Франц фон Хольцхаузен

создающий с 2008 года дизайн Tesla, в свое время внес немалый вклад в успех команды ван ден Акера в Mazda - руководил студией японской компании в Калифорнии и стал автором нескольких концептов. Возможно, потому на Tesla Model S так легко представить эмблему Mazda. Еще один пример лаконичного стиля голландца - малоизвестный у нас родстер Pontiac Soltstice.


Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ruautopilot
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции