html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Патриотизм — это когда мы не стесняемся говорить о наших болячках и пытаться что-то с ними делать». Данила Козловский — о фильме «Тренер», свободе слова и деле Серебренникова

19 апреля в российский прокат выходит фильм «Тренер» — режиссерский дебют актера Данилы Козловского. Главную роль в нем исполнил сам Козловский — он сыграл футболиста, который после неудачного выступления заканчивает карьеру и едет работать тренером маленькой провинциальной команды. Спецкор «Медузы» Саша Сулим поговорила с Козловским о популярности спортивного кино в России, злосчастной роли убийцы Ларина и Дукалиса в «Улицах разбитых фонарей» и о том, почему в России невозможно снять фильм с главным героем-геем.

— Фильм «Тренер» начинается с того, что главный герой картины, футболист национальной сборной Юрий Столешников, не забивает очень важный для команды пенальти. Похожая ситуация была в 1999 году на матче Россия — Украина в рамках отборочного турнира Чемпионата Европы-2000, когда вратарь российской сборной Александр Филимонов пропустил мяч на последних минутах игры. Вы вспоминали этот случай, когда работали над сценарием?

— Не могу сказать, что я вдохновлялся Александром Филимоновым, хотя, безусловно, этот пример стоял передо мной. Тот матч я видел по телевизору — мне тогда было лет 14 — и до сих пор помню удар или, скорее, навес [нападающего сборной Украины] Андрея Шевченко. Когда мы работали над сценарием «Тренера», я пытался представить, что испытывает человек, который в эпическом матче пропускает мяч в свои ворота или не забивает в чужие.

Но в подобной ситуации оказался не только Александр Филимонов. [Итальянский футболист] Роберто Баджо не забил пенальти в матче с Бразилией в финале Кубка мира в 1994 году. Француз Давид Трезеге забил золотой гол [в финале Чемпионата Европы в 2000 году], а через два года (на самом деле, через шесть, в 2006 году — Прим. «Медузы») не смог реализовать решающий пенальти [в финале Чемпионата мира]. Не зря говорят, что бог футбола существует и иногда творит невероятные вещи.

— С чего вообще в вашей жизни начался футбол?

— Я с детства играл в футбол, следил за матчами: смотрел трансляции, ходил на стадион. Все как у любого пацана — двор, мяч, «паленые» футболки с вьетнамского рынка, первые футбольные трансляции противостояния «Ювентус» — «Аякс», голы [итальянского футболиста] Джанлукки Виалли.

— А кроме футбольных трансляций что вы смотрели по телевизору? Сериалы, например, «Улицу разбитых фонарей» смотрели?

— Нет.

— При этом вы, можно сказать, вошли в его историю. В одной из серий пятого сезона вы исполнили роль солдата-дезертира, по вине которого погибают главные герои сериала: Ларин и Дукалис.

— Я вспоминаю это со смешанными чувствами: чтобы сняться в этом эпизоде, мне пришлось прогулять несколько занятий [в Санкт-Петербургской академии театрального искусства], врать и изворачиваться, чем я довольно сильно расстроил своих педагогов. Мне даже запретили несколько месяцев посещать лекции по одному предмету. В результате всех этих переживаний я сломал ногу в двух местах. Поэтому эти съемки ассоциируются у меня с не самыми приятными эмоциями. На тот момент мне было 18-19 лет, я мало что соображал в кино, а это была какая-то возможность заработать.

Козловский убивает Ларина и Дукалиса в «Улицах разбитых фонарей»
Орхан Ализаде

— С другой стороны, это ведь культовый сериал, один из самых популярных в России…

— Это культовый сериал, который для своего времени стал настоящим прорывом. И у меня нет к нему никакого снобского отношения, я уважительно отношусь к кино- и телепродукции постсоветской России. Просто, чтобы там сыграть, я прогуливал, обманывал, мне нужно было прикидываться больным. А потом это все равно вскрылось.

— В общем, вы пострадали почти так же, как и поклонники сериала, потерявшие в той серии любимых героев.

— Я пострадал, да. Так что передайте тем, кто обо мне говорит: «А, это тот говнюк, который убил Дукалиса и Ларина», что я тоже свое получил.

— Давайте вернемся к фильму «Тренер». Почему режиссер Данила Козловский позвал на главную роль в своем первом фильме актера Данилу Козловского?

— Изначально эту историю я разрабатывал как продюсер и исполнитель главной роли. На тот момент у меня было затишье с интересными предложениями, мало что нравилось. Но вместо того чтобы расстраиваться по этому поводу, я сел писать сценарий сам.

Когда история обросла подробностями, в ней появились сюжетные повороты, я стал думать: а как бы я снял ту или другую сцену, какие у меня были бы цвета, визуальное и стилистическое решение. Какой город, какие актеры. Я дал волю своей фантазии и в конце концов понял, что знаю, как это кино должно выглядеть.

Потом встал вопрос, где снимать и на какие деньги. Я пришел с идеей к своим будущим партнерам в лице [продюсера] Петра Анурова, с которым мы знакомы по «Духless», [гендиректора кинокомпании «Студия ТриТэ»] Леонида Эмильевича Верещагина, на студии которого я фактически вырос, и [первого заместителя председателя ВГТРК] Антона Андреевича Златопольского, с которым я тоже давно знаком по работе над «Легендой № 17» и «Экипажем».

— Почти все фильмы, которые ваши партнеры — студия Никиты Михалкова «ТриТэ» и телеканал «Россия 1» — выпустили за последние несколько лет, стали настоящими хитами. В том числе благодаря широкой информационной поддержке по государственному телеканалу. С такими людьми за спиной дебютировать в качестве режиссера было, наверное, не так страшно?

— Изначально наша история должна была быть небольшой. Я бы даже сказал, совсем небольшой. А потом я стал позволять себе — на бумаге — все больше и больше: вдруг в сценарии появилась сцена с заполненным до отказа 45-тысячным стадионом, с вертолетом, а потом еще сцена в Лондоне с участием грандов мирового футбола. Картина начала разрастаться, и чтобы наша история получилась более масштабной, мы стали привлекать новых партнеров — точно так же, как [делают] в бизнесе, когда твое дело разрастается. В этом смысле участие в производстве такой студии, как «ТриТэ», и лично Леонида Верещагина — неоценимо.

Но продюсер должен думать не только, как снять кино, но и как потом привлечь на него зрителя. И здесь, конечно, [сыграли роль] опыт работы с Антоном Златопольским на предыдущих картинах, его профессионализм, стопроцентная вовлеченность и азарт. Это огромная удача — иметь главного медиапартнера в лице всего холдинга ВГТРК.

— «Тренер» — уже третий фильм о спорте, который выпускают «ТриТэ» и «Россия 1». Не боитесь, что зритель уже устал радоваться нашим спортивным победам?

— Нет. Потому что наш фильм отличается от других фильмов о спорте. Во-первых, это не основанное на реальных событиях историческое кино, связанное с национальными сборными, которые на международной арене бьют своего главного идеологического противника. И это отличие для меня принципиально. Это современная история, которая происходит внутри нашей страны. Она о людях из маленького провинциального города, которые меняют жизнь вокруг себя, занимаясь любимым делом.

Это кино не про футбол и не про спорт. Да, футбол там есть, и перед нами стояла очень амбициозная задача: я хотел, чтобы появился фильм, снятый в России, на русские деньги, в котором футбол снят так, как его не снимал никто. Не только в России, но и во всем мире.

Съемки «Тренера» на стадионе «Краснодар», 22 июня 2017 года

— Вы упомянули идеологических противников…

— От подобных фильмов народ действительно может устать. Но это не значит, что такие фильмы вообще не надо делать. Это наше наследие и повод для гордости, людям нужно об этом напоминать и рассказывать: о [хоккеисте Валерии] Харламове, о сборной СССР по баскетболу [на Олимпиаде] 1972 года, которая обыграла американцев и на последних секундах забросила фантастический мяч. Злоупотреблять этой во всех смыслах деликатной темой нельзя, нужно очень аккуратно по ней идти, как по тонкому льду или по лезвию, чтобы люди не сказали: «Ну, понятно. Уловили тему, поняли тренд, давайте шарашить патриотические фильмы, как мы победили кого-то там».

Я лично знаю Верещагина и Златопольского — помимо того, что они очень умные продюсеры и бизнесмены, они понимают, что в первую очередь в фильме важна история, люди, характеры, личности, их боль, их трагедии, их переживания и счастье. Именно это привлекает зрителя. Настоящая живая история! А не государственный или исторический пафос.

— При этом сегодня картины о войне и спорте составляют едва ли не половину всех российских фильмов в прокате.

— Я давно мечтал сыграть футбольного тренера. Мне нравится их драматическое поведение на бровке. Я понимаю, что за этим стоит нечто большее, чем то, что происходит на поле. Есть какая-то история за кадром, о которой мы не знаем. Мне всегда было интересно туда залезть.

Мне никто не навязывал эту историю: ни министерство спорта, ни оргкомитет чемпионата мира. Никто не говорил мне: «Даня, сними нам, пожалуйста, кино к чемпионату». Это была моя личная инициатива, потому что я очень люблю жанр спортивной драмы. Точно также не приходили ко мне люди из «ТриТэ» или с канала «Россия 1» с каким-то предложением. Так совпало, что до «Тренера» вышло «Движение вверх», а потом вышел «Лед». Но ведь в каждом из этих случаев мы говорим об успешных фильмах, которые нравятся людям.

Если бы эти фильмы провалились, можно было бы задаваться вопросом об их необходимости. Ничего не вижу страшного в том, что в красивой, честной истории, которая нравится людям, есть спорт. Раньше ведь тоже выходили спортивные драмы, и большинство из них провалились в прокате. Это не так просто — пойдите и снимите фильм о баскетболе, который будет соответствовать мировым стандартам по изобразительному ряду, по звуку, по компьютерной графике, да еще и на российский бюджет.

— Если выбирать что-то одно, то чем вы больше всего гордитесь в «Тренере»?

— Людьми. Каждый раз, когда я начинаю говорить о съемочной группе, о жителях Новороссийска и Краснодара, которые помогали нам во время съемок, на глазах слезы. Это стало для меня невероятным откровением. Я никогда не забуду отдачу моей команды, ее безусловную веру и преданность мне и нашей истории. Каждый делал все, чтобы кино получилось, воевал за каждый кадр, за каждую сцену.

Вы не представляете, с какой страстью обычные жители Новороссийска, Краснодара и соседних городов поддерживали несуществующую футбольную команду. Некоторые за свой счет приезжали на краснодарский стадион, чтобы сняться в ночной смене — с восьми вечера и до полпятого утра. А режиссер-постановщик, он же продюсер-психопат, еще и не отпускал никого на перерыв, потому что ему казалось, что он не успеет все снять.

На съемках «Тренера», 15 июня 2017 года

— Это вы не о себе сейчас?

— О себе. И знаете, ни один из 500 актеров массовых сцен не залипал и не сидел с сонным лицом, хотя имел на это право — была ночь, все устали, всем приходилось по десятому, двадцатому разу вскакивать с места и громко кричать на камеру.

— Несколько лет назад вы сказали, что мечтаете сыграть Рудольфа Нуреева и что работа над проектом уже началась. Что сейчас?

— К сожалению, я не стройнею, а наоборот, раздаюсь. Раньше я надеялся, что успею сыграть Нуреева до его побега за границу, условно говоря, ленинградско-парижский период. Сейчас я понимаю, что время уже упущено. Хотя, может, оно и к лучшему, потому что все, что происходило с ним после побега, с моей точки зрения, интереснее. Надеюсь, что однажды мне все же удастся сделать про него фильм.

— Вы ходили на балет «Нуреев» в Большом театре?

— Очень хочу его посмотреть, но пока у меня не было такой возможности.

— Вы, конечно, слышали, что премьеру балета в прошлом году перенесли. Тогда говорили, что произошло это в том числе из-за того, что постановка неоднозначная, слишком откровенная. Вас эта ситуация не встревожила?

— Конечно, встревожила. Подозреваю, что ничего крамольного и скандального в этой постановке нет, что все в ней сделано с высочайшим вкусом и изобретательностью, потому что речь идет о Кирилле Серебренникове.

— Несколько лет назад на питчинге министерства культуры Серебренников представил свой проект «Чайковский». Тогда казалось, что фильм о композиторе вполне может появиться в России. Ни для кого не секрет, что и Чайковский, и Нуреев были гомосексуалами. Не кажется ли вам, что сегодня фильмы, главный герой которых гей, вряд ли могут выйти на российские экраны?

— Вероятно, вы правы. И к такому положению дел я отношусь, безусловно, отрицательно. Я выступаю за свободу вообще и за свободу определения сексуальной ориентации в частности. И я против агрессии и гомофобии. Любая агрессия, ненависть или нетерпимость — это страшные, отвратительные явления, с которыми надо бороться и бороться со всей страстью.

Я не раз сталкивался с этим лично. С разного рода грязью относительно этой темы. Лично я говорю об этом открыто — я не гей, я не представляю никакую гей-организацию. В то же время я не приветствую какую-то чрезмерную активность со стороны гей-сообщества. Во всяком случае, сегодня. Мы должны учитывать особенности нашего общества, оно довольно консервативно.

Раньше довольно часто всплывала тема гей-парадов: устраивать их или нет. С моей точки зрения, это ни к чему. Зачем демонстрировать свою ориентацию? Не говоря о том, что есть люди, которые совершенно нормально относятся к меньшинствам, но при этом не хотят видеть откровенную демонстрацию и имеют на это право. И к людям, которые так чувствуют себя, в обществе не должно быть ненависти и нетерпимости. Там же ведь тоже любовь и чувства.

Более того, я уверен, что фильмы о геях никому ничего плохого не сделают. Часто люди, которые ратуют за нравственность нации и ее чистоту, сами при этом совершают безнравственные поступки, навязывая агрессию и злобу.

— Вы кого сейчас имеете в виду?

— Я не хочу называть фамилии — и не потому, что я боюсь. Когда надо называть вещи своими именами, я стараюсь это делать. Здесь я просто не хочу этого делать. Этих людей и так все знают.

— Нет у вас ощущения, что граждане России гораздо более терпимые, чем думают в той же Госдуме, где принимается закон о гей-пропаганде?

— Это очень хорошее наблюдение. Конечно. Я сам несколько раз был свидетелем, когда такие «нормальные пацаны» видели мужчину нетрадиционной ориентации и спрашивали у него: «Ты чего, гей, что ли? Ну ладно, смотри, он вроде нормально выглядит, нормальный мужик». То есть, когда они знакомились лично, его сексуальная ориентация их не смущала и впоследствии волновала меньше всего. Потому что не это важно.

Русский народ очень чуткий, трогательный и понимающий. Но безотносительно национальной принадлежности: когда кому-то начинают что-то навязывать, когда начинают что-то запрещать, говорить: «Это плохо, это нельзя, это развращает, давайте отстаивать свою нравственность и чистоту», то, конечно, злоба и агрессия начинают расти в геометрической прогрессии.

Трейлер фильма «Тренер»
Central Partnership

— Не кажется ли вам, что если бы известные люди — актеры, режиссеры, музыканты, политики — свободно говорили о своей сексуальной ориентации, то ситуация в обществе как-то изменилась бы?

— Это очень сложный вопрос. Рассуждать об этом, сидя на диване, легко. Даже когда мы высказываемся на гораздо менее болезненные или опасные темы, то иногда сталкиваемся с очень неприятной реакцией. Твои слова могут вырвать из контекста и сформулировать ложную позицию. Знаете, я, честно, не представляю, что может ждать представителя нетрадиционной ориентации, который решит заявить об этом публично.

— Вы говорили, что для вас очень важна свобода слова и самовыражения. Вы ощущаете недостаток этой свободы в России?

— Ну, вы же и так знаете ответ. Ваш сайт же не просто так базируется не в России, а в Риге. Наверное, во многом именно по этой причине.

Мой ответ: конечно, ощущаю. По телевизору показывают сюжеты не первой важности про коров, которые дают хорошее потомство, про открытие памятников. Возможно, об этом тоже нужно говорить — просто именно эти темы все чаще становятся главными новостями. Стало невозможно смотреть некоторые каналы, читать некоторые газеты и журналы. Любое ограничение порождает деградацию, люди боятся говорить и поднимать важные темы.

— Человек, которому всегда была чужда самоцензура, Кирилл Серебренников, сейчас находится под домашним арестом. Вы как воспринимаете эту ситуацию: как некое предупреждение или как частное дело отдельно взятого человека?

— Я не знаю. Правда, не знаю. Я бесконечно сочувствую Кириллу Семеновичу. Я не представляю, каково это — когда у тебя отнимают возможность полноценно жить и работать, когда тебя заставляют сидеть дома, а у тебя тысячи идей. А время уходит. Это безумно страшно.

Я не владею всей информацией об этом деле, но, конечно, я не верю в эти обвинения. «Седьмая студия» существовала, спектакли существовали, проект «Платформа» существовал. Тому есть тысячи свидетельств: билеты, публикации, посты в социальных сетях, награды, в том числе государственные. А вот что стоит за этими обвинениями, я не знаю, в этом совершенно некомпетентен. Я надеюсь только, что это скоро закончится — и закончится хорошо.

— Вы боитесь за себя и свое будущее в России?

— Тревожно, конечно. Бояться, к счастью, пока не боюсь. Все-таки для этого нет повода. Но я же не маленький мальчик, я где-то это уже видел, где-то об этом уже читал. Под словом «где-то» я подразумеваю вполне конкретные примеры. Я не могу об этом не думать, не соединять, не домысливать, не фантазировать. И это меня не успокаивает.

— Но это еще не та тревога, которая заставила бы вас уехать из России?

— Нет, я люблю свою страну. Я люблю свой народ — простите за этот пафос. Я русский, я горжусь тем, что я русский. Я горжусь тем, что я говорю на этом языке. Я вижу, в каком мире мы сегодня живем, понимаю весь контекст и никуда уезжать, эмигрировать я не хочу. Я хочу быть полезным своей земле.

Прошу не путать мои слова с ложным патриотизмом. Я не считаю, что правильно говорить только о наших достоинствах и делать вид, что у нас нет недостатков. Мне кажется, что патриотизм — это когда мы не стесняемся, не боимся говорить о наших болячках и болезнях и пытаться что-то с ними делать.

Саша Сулим

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с meduza.io

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • meduza.io
          • домен meduza.io

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции