html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Оживить Большого Лося, или Как школьник Кыршка селькупский язык возродил

Кыршка — так с недавних пор зовут семнадцатилетнего Григория из небольшого города Северск в Томской области. Полтора года назад школьник вдруг решил выучить вымирающий селькупский язык. И выучил, причем на таком уровне, что теперь может поправлять немногих оставшихся носителей языка и обсуждать тонкости произношения с профессиональными лингвистами. Григорий всячески пытается возродить селькупский язык: работает в организации КМНС (коренных малочисленных народов севера), помогает вести в Томском педуниверситете языковые курсы селькупского языка, организует Съезды КМНС в селе Парабель.

Селькупы — один из самых малочисленных народов Сибири. Живут они Томской и Тюменской областях, Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае. По данным переписи 2010-го в России 3649 селькупов, в Томской области — 1181. Цифры, скорее всего, ошибочны. Многие селькупы записались «остяками», часть вообще не участвовала в переписи. Сейчас формируются списки КМНС всей Томской области. И, например, в Парабельском районе реально около 300 селькупов против 160 согласно переписи 2010 года.


Селькупское чаепитие

В письменных источниках селькупы впервые упоминаются в XVI веке. Тогда русские завоеватели столкнулись с «Пегой Ордой» — селькупским военным объединением в 400 человек во главе с князцом Воней. Слово «пегая» долгое время трактовали как «пестрая, цветастая». Лишь к концу XX века ученые поняли, что значение слова нужно было искать не в русском, а в селькупском языке, где оно звучит как «пяккя». Со всех диалектов «пяккя» переводится как «лось, сохатый». Такое название для «Орды» не удивительно: лось у селькупов считался священным животным, первопредком многих родов. Он менял день на ночь, а лето на зиму. Считалось, что августовским новолунием лось мочится в реку — и вода становится холодной. Медведи ложатся в спячку, а птицы улетают на юг.

Большой Лось — один из главных героев мифа о Небесной Охоте. По сказанию, селькупский богатырь-первопредок Ича не смог сразить Лося стрелами. Лось, Ича и стрелы охотника превратились в созвездие Большой Медведицы. Стрелы стали рукоятью ковша, след от богатырских лыж — Млечным Путем, Лось — самим ковшом. До конца XX века встречались целые селькупские деревни, в которых убивать и есть лося запрещалось. Считалось, что ему покровительствует Луна. Она, кстати, была у селькупов мужским божеством. В честь лося назывались деревни, реки, давали имена людям и целым родам. Фамилии Пегов, Пегачев и Покачев встречаются среди этого народа до сих пор. Схожая история со словом «орда», которое на самом деле звучит в селькупском как «ора, оралягда». В переводе на русский — «кулак, сила, богатырь, сильный человек».

Вместе «пякка» и «орялгда» могли служить звучным названием селькупского воинства — «Большого Лося сильный народ».

«Сильный народ» отказывался платить ясак и упорно сопротивлялся хантам, руками которых Москва пыталась подчинить селькупов. 400 человек — немалое воинство для XVI века. Победить их удалось лишь к 1658 году, когда под российским натиском распалось союзное селькупам Сибирское ханство. Через столетие после разгрома Орды началась миграция в селькупские земли союзных Москве хантов. Заселив Среднее Приобье, ханты разделили селькупов на две группы — южных и северных. Долгое время селькупов вместе с родственными им ненцами, энцами и нганасанами называли «самоедами» — от русского диалектного слова «самодин». В 30-х годах XX века лингвист Георгий Прокофьев предложил заменить обидное слово «самоеды» на «самодийцы». Так в российской науке появилось понятие «самодийские народы» — этносы, говорящие на языках самодийской группы. В Европе, напротив, сохранилось старое немецкое название Samojeden. Свое современное имя народ получили в те же годы от самоназвания северных селькупов — «солькуп», таежный человек.


Самоедка, конец XVIII века

Традиционная культура селькупов типична для народа Западной Сибири. Ели они в основном рыбу — вяленую, вареную, мороженую, жареную и копченую. Даже мололи ее на муку — порсу, из которой варили суп. Охотой на птицу селькупы добывали немного мяса, собирали дикий лук и лесные ягоды. На севере занимались оленеводством, на юге разводили лошадей, коров и овец. Строили полуземлянки и срубные избы, на севере часто жили в юртах и чумах. Носили парки — шубы из оленьих шкур, шитые мехом наружу. На реках Обь и Кеть части мастерили одежду из налимьей, рыбьей кожи. Чай, муку и зерно, пришедшие в XIX веке вместе с русскими переселенцами, селькупы почитали как деликатес. Тарелку с кашей передавали по кругу так, чтобы каждому досталась хотя бы ложка.

Чаепитие вообще превратилось в аналог обряда, и даже сегодня считается необходимой составляющей любой беседы.

В начале XX века селькупов изучал Кай Доннер — финский лингвист. Около трех лет молодой ученый путешествовал по тайге между Обью и Енисеем, собирая данные о «самоедах». Итогом экспедиции стала книга «У самоедов в Сибири» и множество фотографий. Кай Доннер рассказал о селькупском поклонении Богу-Творцу и множеству духов. Тогда селькупы почитали лесных, водных, домашних, родовых и других духов. Духам нужно было приносить небольшие дары — тогда они помогали людям, а иногда и просто не вредили. Христианизация селькупов во многом осталась формальной. Православные церкви в их землях стоят с XVII–XVIII веков, но молятся там в основном русские старожилы. Сами селькупы предпочитают священнику шамана, а иконам и кресту — берестяные амулеты и фигурки духов.


Кай Доннер в экспедиции

Интересную особенность у селькупов выявил ученый из Института антропологии РАН Георгий Ситнянский. Он утверждает, что селькупы до XX века практиковали обряд воздушного погребения. Умершего вешали на дереве или клали на постройку из досок, дабы предать его тело воздуху, свету или дереву. Этот способ погребения — один из самых древних. Когда-то он был распространен среди множества народов, не только родственных друг другу. Хоронили на воздухе японцы, киргизы, абхазы, грузины, алтайцы, североамериканские индейцы и даже баски. Сегодня воздушное погребение практикуют некоторые южноамериканские племена.


Воздушная могила у киргизов

На селькупское хозяйство приход русских повлиял сильнее, чем на религию. Особенно это проявилось в изменении статуса охоты. Если ранее охота была не более важна, чем сбор дикого лука, то с XVII века она перемещается в центр селькупской экономии. Изменился и объект охоты: с куропаток, рябчиков, тетеревов и оленей на пушную дичь, которую за бесценок или продукты покупали русские. К XIX столетию селькупское хозяйство почти полностью зависело от прихотей московских колонизаторов.

Интенсивная торговля вела к ассимиляции. Если в 1926 году на переписи в селькупы записались 6 тысяч человек, то в 1989-м их насчитали лишь 3,6 тысячи. Повлияла на численность народа и советская политика.

При делении страны селькупов не учли как отдельный народ и не дали им автономии. Селькупские земли оказались разделены между Красноярским краем, Тюменской областью и Ямало-Ненецким автономным округом.

Родной для селькупов язык советская власть какое-то время пыталась поддерживать. С 1993 года печатали учебники на основе северных диалектов, но распространению письменной формы языка это не помогло. Уже в 50-е выпуск селькупской литературы и преподавание языка свернули.

Язык селькупов относится к самодийской группе уральских языков. На европейские языки он не похож, и из-за этого сложен для изучения. Сложен даже для самих селькупов, давно ставших русскоязычным народом. Носителей этого языка в Томской области можно пересчитать по пальцам, формально он считается вымершим. Но при желании в интернете можно найти словари и оригинальные тексты. По ним и подаренному селькупами букварю Григорий и учил язык. Через полгода он уже мог общаться с учителем селькупского языка из города Колпашево Натальей Иженбиной. Почему Григорий-Кыршка выбрал именно селькупский — сам не знает.

— Я с раннего детства увлекался коренными народами Сибири и краеведением. Два года назад впервые пересекся с селькупами Томской области на фестивале «ЭкоЭтно» в парке «Околица». Их там было трое, я с каждым пообщался. В том же году посетил фестиваль «Этюды Севера» в селе Парабель, там мне подарили селькупский букварь. Родители мои — советские инженеры. Селькупских корней у меня нет и близко. Знаю, что моя историческая родина — окрестности поселка Яшкино на севере Кузбасса. Фамилия Коротких оттуда. Хотя, по словам нескольких селькупов, в Парабельском районе она тоже встречается. Корни нашей семьи — сибирско-старожильческие, есть еще старообрядцы с Южного Урала. То есть я совсем не селькуп.

На селькупа курчавый Григорий действительно не похож — но энтузиазма в отношении селькупского языка и культуры у Кыршки явно больше, чем у урожденных представителей малого народа.

— Я планирую организовать видеоуроки по селькупскому языку для всех желающих, — делится планами Григорий. — А ближе к зиме мы начнем организовывать и томских селькупов.

Сейчас Григорий свободно рассуждает о тонкостях деления селькупского языка на диалекты и говоры, знает вариативность слов у северных селькупов и южных. В Томском педагогическом институте его уже ждут. Активист уверен: селькупский язык можно спасти, и план спасения уже готов. Сначала, по его мнению, нужно начать преподавание селькупского в местах проживания народа: в Колпашеве, Парабели и Нарыме.

Григорий и несколько бабушек – носителей языка уже составили учебную программу, собрали методическую литературу и даже решили, кто будет преподавать. Теперь пятеро будущих учителей, включая Григория, тренируются.

— Дело это сложное, но посильное. Но только не один Кыршка должен этим заниматься.

Бабушки-селькупки Григория любят и ценят. Наверное, он единственный в стране. Уж точно единственный на всю Сибирь.

Методист по селькупской культуре этнокультурного центра в селе Парабель Ирина Коробейникова поддерживает Григория:

— Кыршка выучил селькупский язык по интернету за один год, он может различать диалекты, а их несколько: тымский, чаинский, васюганский, северный (тазовский, туруханский…). У него в друзьях все селькупы, разговаривающие на иванкинском и нарымском диалектах. Он создал группу в одноклассниках, где размещает картинки с изображениями и переводом слов на селькупский. Мне пишет на селькупском языке сообщения в соцсетях и востапе. Так что теперь у меня есть постоянная языковая практика.

Организовал поездку в Санкт-Петербург на I съезд учителей родного языка, литературы и культуры и конференцию «Реальность этноса», съездили Наталья Иженбина, я и он. Мы все выступали с докладами, наши выступления понравились организаторам, их решили опубликовать в сборнике. Провели курсы для преподавателей селькупского языка в Лаборатории языков народов Сибири Томского педуниверситета, на которых обучались 5 человек (из Нарыма, Парабели, Колпашева), — это мероприятие тоже организовал Кыршка. Он будет поступать в ТГПУ, где продолжит изучение нашего умирающего языка не только ради науки, но и оживления языка.


Григорий с селькупками

Григорий занимается не только возрождением языка. Кроме прочего, он — помощник директора Союза коренных народов Томской области и в качестве активиста помогает селькупским общинам решать юридические проблемы.

Перед Новым годом старейшее в области объединение коренных народов «Колта-Куп» провело собрание Томской области в Доме дружбы народов. Но часть селькупских активистов на собрание не позвали, а когда те пришли — не пустили.

— Видимо, руководители «Колта-Куп» решили не допускать представителей региональных КМНС к участию в управлении областной ассоциацией. Тогда все были возмущены, но конфликт в прошлом. Как помощник президента Союза КМНС Томской области скажу: мы не намерены ни с кем воевать.

Лингвистикой и изучением языка Григорию нравится заниматься гораздо больше, чем административной работой. Сейчас он — создатель и самый активный участник группы в одноклассниках «Шё̄шӄуй шэ̄ ✼ Чумӭл шэ ✼ Сӱ̄ссыӷӯй сэ̄», посвященной южноселькупскому языку.

— Группа для популяризации очень важна! Мы стараемся делать интересный, уникальный контент. Например, недавно я был в гостях у томских селькупов, и мы решили спонтанно записать на видео, как я синхронно перевожу с русского на селькупский беседу за чаем. Есть еще сайт selkup.org, его сделал мой друг из Вологды, компьютерный лингвист Федор Сизов. Там можно посмотреть оцифрованные словари и тексты по южноселькупскому языку, работает поиск и виртуальная клавиатура.

Селькупские ремесленники изготовили для Кыршки несколько традиционных амулетов. Один из них — берестяной — очень личный, его нельзя отдавать кому-то и передаривать.

В берестяном узоре носитель может увидеть карту важной для него местности. Григорий, знаток карты Томской области, видит впадающую в Обь реку Томь.

Другой — выглядит как кожаный кружок с треугольником посередине. Снизу он обит медвежьей шерстью. Коричневый треугольник — главный элемент орнамента в селькупской культуре. А медведя селькупы уважают и боятся. Верят, что если произнести слово «медведь», он придет и задерет. Поэтому вместо слова «ӄорӷ» произносят «варӷ ара́» — «большой старик». Похожие поверья есть и у других таежных народов: хантов, манси, ненцев, энцев и нганасан.

Вместе с амулетами Григорий достает флаг недавно появившегося Союза КМНС Томской области. С трактовкой флага селькупы еще не определились, как признается сам Кыршка. Пять треугольников на флаге символизируют основные реки, на берегах которых живут селькупы: Обь, Кеть, Тым, Васюган и Парабель. Цвета, взятые со сценических селькупских костюмов, могут означать Верхний, Средний и Нижний миры. Или три сезона года — кому как хочется.


Флаг и амулеты

Остается вопрос — для чего всё это? Почему нужно изучать язык и культуру небольшого и в целом уже ассимилированного народа? У Кыршки нет однозначного ответа:

— Сейчас границы между сибирскими народами стираются. Культуру селькупов не отличить от культуры других обских народов — хантов и манси. Она и у тех и у других совпадает с русской. Отличием может стать только язык. Зная его, ты можешь доказать свою национальную идентичность. Если тебе в принципе это нужно. Роль национального языка признают даже в суде. Я, не будучи селькупом, могу свою «селькупскость» в суде доказать. Язык еще жив, но если люди будут думать, что его нет, он правда исчезнет. А любая культурная утрата — это потеря, и дать селькупскому языку умереть нельзя!

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с knife.media

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • knifemedia
          • учителя
          • семья
          • церковь
          • бабушки
          • санкт-петербург
          • религия
          • домен knife.media

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции