html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Оснащать “мозгами” в отечественном автопроме просто нечего» // Президент Cognitive Technologies Ольга Ускова — о ситуации с разработкой и внедрением прорывных технологий. Беседовала Светлана Сухова

Президент Cognitive Technologies Ольга Ускова — о ситуации с разработкой и внедрением прорывных технологий. Беседовала Светлана Сухова

Как обстоят дела с разработкой и внедрением прорывных технологий в России, "Огонек" поинтересовался у Ольги Усковой — президента группы Cognitive Technologies (СТ), занимающейся разработками в области создания искусственного интеллекта (ИИ) для беспилотников и недавно вошедшей в топ-10 мировых трендсеттеров (лидеров инновационных разработок)

— Ольга Анатольевна, на мировом рынке беспилотников ажиотаж — чуть ли не ежедневно приходят новости об испытаниях, разработках... Так кто же, по-вашему, может стать первым?

— Точно сказать сложно. Полного решения по "мозгам" нет сегодня ни у кого, кроме нас и Mobileye (израильская компания, основанная в 1999 году, а в 2017-м приобретенная корпорацией Intel за 15,3 млрд долларов.— "О"). К тому же на рынке полный хаос по части информации. Есть группа компаний, занятых разработкой тех или иных функций, их много. Есть in-house-разработки — это то, что делают сами автогиганты, но никто не знает, что именно — тайна за семью печатями. Точной диаграммы о том, кто на какой стадии находится, нет, но уже то, что с нами (Cognitive Technologies.— "О") высказали желание сотрудничать 29 компаний, говорит о том, что никто не преодолел финишной черты. Сами мы только в январе перешли рубеж: наш ИИ перестал быть просто помощником, став полноценным "водителем". Такой переход оказался возможен благодаря ряду научных открытий, а также тому, что мы, что называется, внедряли их "с колес". Только тогда я в полной мере осознала отличие технологий завтрашнего дня от вчерашнего — тут все происходит почти одновременно. И так у всех — разработали и уже испытывают... Иное дело, что большинство из выпущенного на линию до сих пор было "незрелым" и нуждалось в доработках, но маркетологи явно выигрывают это сражение у инженеров.

— Какое сражение?

— Сколько существует мировой автопром, всегда процессом рулили инженеры: они настаивали на четком следовании метрикам, что все должно соответствовать тестам с максимально жесткими требованиями (одна ошибка на 50 часов проезда) и т.п. Маркетологи заинтересованы в скорейшем продвижении продукта на рынок и не так радеют о его качестве — они максимально уходят от темы метрик и проверок, ведь это долго и нудно. И там, где маркетинг победил, испытания поспешно и провели ("Тесла" и Uber), но результат известен. Пока обеим компаниям удалось избежать судебного прецедента: по-моему, они договорились с потерпевшими в досудебном порядке. Но как только прецедент возникнет, а это рано или поздно случится, он сразу обретет форму закона (по крайней мере, в системе прецедентного права). И вот тогда начнется конкуренция между странами — борьба за мировое лидерство национальных норм, за свою концепцию норм морали роботизированного общества.

— Какой морали?

— Новой морали. Что такое беспилотник? Это когда автомобиль из объекта становится субъектом — в определенных ситуациях мы можем говорить о его "мышлении". Поверьте, осознание этого простого факта — шок для водителей. И чем выше водительский стаж, тем больше шок. Но, прежде чем выпустить беспилотники на дороги, придется принять законы. Запад этим уже занимается. Нужно не просто проговорить, но зафиксировать алгоритм действия роботов в случае ДТП, когда жертвы неизбежны. Скажем, кто-то выскочил на дорогу. Кто в этом случае "должен" пострадать? Выскочивший? Пассажиры авто? Пассажиры другой машины? Имеет при этом значение количество людей в автомобиле и за его пределами? Их пол, возраст? Кого робот "должен" погубить и на основании чего он будет делать свой выбор? Это сложные и неприятные вопросы, но на них нужен ответ. Сегодняшняя мораль так или иначе основана на 10 заповедях или схожих этических нормах: никого убивать нельзя, но если уж это произошло, то "упс — так уж получилось". С роботом это не пройдет: ему заранее нужны правила игры — техзадания должны быть сформулированы и записаны — машина не может работать в "режиме упс". Конечно, столь непопулярная тема вынуждает и западные власти как можно меньше афишировать ее обсуждение (есть опасность социальных протестов, ведь всегда найдутся противники любого решения). Я сама раньше уклонялась от таких обсуждений, но сейчас осознала, что договариваться все равно придется. И нужны и правила игры, и моральные ограничения.

— Моральные ограничения?

— Обязательно. В противном случае станет возможным манипулировать ИИ в негативных целях. Еще вариант: в результате самообразования ИИ, не имеющий моральных ограничений, будет анализировать поведение людей и придет к выводу, что человечество следует уничтожить. Кошмары Спилберга вполне могут воплотиться в реальности, если не ограничить ИИ. Это как с воспитанием ребенка: если не запрещать, не наказывать за проступки, вырастет беспардонное существо. Вот только если такой индивид может представлять угрозу максимум для десятка-другого граждан, то не связанный моральными рамками ИИ способен погубить все человечество. Не удивительно, что мир в истерике: уровень развития ИИ на транспорте таков, что первые роботизированные функции в массовом производстве появятся уже в 2019 году — ожидается запуск в производство автомобилей с функцией беспилотной езды в пробке.

Словом, уровень напряжения, ожидания и недоверия к беспилотникам сегодня предельно высокий и даже перерастает в вандализм: в Калифорнии экспериментальные машины были разломаны жителями.

Повторюсь: сейчас, на стадии, когда ИИ перешел от распознавания образов к распознаванию смыслов, ему еще можно выставить моральные ограничения...

— Может, не будить лихо и человечеству ради выживания стоит отказаться от ИИ?

— Как раз ради выживания ему и нужен ИИ. Без роботизации автомобилей при их нынешнем количестве человечество не сможет развиваться. Число аварий и жертв ДТП год от года множится в геометрической прогрессии и уже может сравниться с потерями в войне. Ученые подсчитали: если убрать субъективный фактор — человека за рулем,— это даст сокращение смертности в ДТП на 48 процентов. Вполовину! Иными словами, одна из первопричин появления беспилотников — выживание человечества. На втором месте — качество его жизни. Заметьте: весь мир, за исключением России, рассматривает переход на беспилотный транспорт как некий важный порог, который всем странам придется преодолеть уже в ближайшие 10-15 лет.

— А что же в России?

— Интерес к нашим разработкам проявила разве что РЖД. Оснащать "мозгами" в отечественном автопроме просто нечего. Объемы наших продаж — даже не погрешность на мировом рынке. Про АвтоВАЗ и вспоминать грустно: неплохо ведь продавались машины в дешевом секторе в разных странах — у них была ниша на мировом рынке, а ее так бездарно слили конкуренту... А вторичный рынок ИИ — речь о том, что такое оборудование можно будет ставить на готовую иномарку — конечно, появится, но не раньше чем через 10-15 лет после того, как западные автоконцерны выпустят беспилотники на свои дороги. Так что прорыв группы Cognitive Technologies в лидеры по части разработки машинных "мозгов" — уже достижение. Ведь мировой авторынок — закрытая система. Попасть в нее сложно: компании ждут включения в список проверенных поставщиков годами, а то и десятилетиями. Но сейчас приоткрылась "форточка возможностей": революционная ситуация на рынке в преддверии появления беспилотников вынудила консервативное руководство автогигантов идти на риски и искать новых партнеров. О 29 соглашениях о сотрудничестве, которые заключили с нами, я уже говорила.

И причина в том, что автоконцерны до сих пор удивляли покупателей прежде всего новинками дизайна, тогда как сейчас речь идет о презентации качественно иного девайса, позволяющего во время передвижения заниматься своими делами. Иные возможности — иные деньги. Ради этого они готовы рискнуть и связаться не только с компанией не из списка, но еще и российского происхождения, хотя это и противоречит санкционному тренду. Я же вижу, что российское происхождение Cognitive Technologies сегодня не имеет никакого значения. Пока на это обратили внимание лишь единожды: на инновационной выставке в Техасе три бодрых старичка в ковбойских шляпах и сапогах, приглядевшись к нашему стенду, дружно заорали: "О! Путин кул!" Возможно, власти Штатов тоже обратят на это внимание лет через десять, но пока мы без лишних вопросов и проблем оформляем бумаги, получаем лицензии и разрешения, наши водители сдают экзамены на права...

— Это зачем?

— Для вождения беспилотников нужно получать другие права, как на новую категорию транспортного средства. В отличие от России, где к созданию законов в сфере ИИ и беспилотников даже и не подходили, в США такие нормы, критерии и методы разрабатываются давно.

Иначе американцы не позволили бы экспериментировать с роботизированными "повозками" даже на полигонах. Для водителей созданы специальные тесты и нужны права — не помню буквенное обозначение категории, но она именно для беспилотников. Кстати, американские власти на этом неплохо зарабатывают: права для пятерых водителей нам обошлись в 50 тысяч долларов, а еще налоги, оплата "подписки" на полигон... В качестве последнего выступает район Детройта, где пару лет назад я наблюдала сталкерские декорации былого могущества центра американского автопрома. Но вот пришла молодая команда нового мэра, выбрала один из районов, инвестировала в его оснащение и реконструкцию порядка 10 млн долларов и отрыла полигон для беспилотников. От клиентов нет отбоя! Ведь для всех разработчиков езда по настоящим улицам — важнейший этап в доведении технологии до ума. Годовая подписка для компании на детройтском полигоне — 150 тысяч долларов. Насколько мне известно, 30 подписчиков у них уже есть, как и с десяток спонсоров, так что свои вложения они уже вернули. Я только не понимаю: неужели в России мало заброшенных районов, заводских окраин, "городов-призраков"? Инвестиции на оборудование такого полигона вполне подъемные! Но, похоже, тема беспилотников отечеству и правда чужда, тогда как на Западе вовсю определяются с моделью использования беспилотников.

— А есть варианты?

— Два: или это будут личные устройства, или общественный сервис. Каждая страна решает сама, что для нее лучше. В Штатах, например, превалирует модель сервисного обслуживания. Я беседовала с одним из крупнейших американских экспертов в этой области Дэвидом Орбаном, который объяснил, что у Штатов две главные проблемы — пробки и парковки. Тут иной стиль жизни: у каждой семьи минимум два автомобиля, дети в 14 лет уже садятся за руль, практически нет тротуаров, пробки по 5-6 часов — чуть ли не норма в мегаполисах. Вот они и прикинули: если запретить личный автотранспорт при одновременном запуске аналогичного сервиса с беспилотниками, можно избавиться от проблемы парковок и существенно уменьшить время стояния в пробках. Впрочем, последнее благодаря беспилотникам перестанет быть потерей времени: автомобиль превратится в еще одну сферу "жилья", где можно будет заниматься чем угодно — от работы до компьютерных игр и общения в чатах. Что любопытно: разработки ИИ еще не завершены, а целый ряд компаний уже бьется над созданием энтертейнмента под ИИ — ищут, чем занять пассажира роботизированной "повозки", а попутно решают проблему межмашинного взаимодействия — организации связи между автомобилями в единую сеть транспортного потока. Вот в рамках сервисной парадигмы власти Штатов и нацелились на сотрудничество с Uber и другими сервисными компаниями, а потому и не подают на взыскание долгов Uber, хотя они немалые (в 2016 году — 1,26 млрд долларов.— "О"), терпят, прощают ошибки и не раздувают скандал с недавней аварией со смертельным исходом с участием "беспилотника" Uber.

— И все же резонанс был огромный...

— Потому что цели властей — одно, а истерия в обществе, напуганном Голливудом,— другое. По статистике, ежедневно на дорогах в мире гибнут сотни велосипедистов, но тот факт, что именно эта смерть приключилась в ходе тестирования беспилотника, делает данные статистики несущественными. Я смотрела видеозапись — проблема была в том числе и в человеческом факторе: водитель-испытатель занимался своими делами и не смотрел на дорогу. И хотя полиция считает, что виновницей ДТП была женщина, передвигавшаяся в темноте в 100 метрах от пешеходного перехода, это не отменяет того факта, что система ИИ, которой был оснащен автомобиль Uber, ее "не увидела". Все заявления Uber и его поставщика технологий Nvidia о том, что задачу распознавания нельзя решить в сумерках, отговорки. Мы эту задачу решили. А кто-то нет и приостановил испытания беспилотников, как Uber или Toyota. Кстати, китайцы, напротив, активизировали обкатку своих систем ИИ и пытаются догнать и перегнать Запад. Главное — стать первыми.

Беседовала Светлана Сухова

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ruogoniok
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции