Более восьми месяцев, с лета 2014 года по январь 2015-го, ополченцы Донбасса вели осаду Донецкого аэропорта (ДАП). На огромной территории воздушной гавани располагались два терминала, старый и новый, а также многочисленные здания. Во время боевых действий важнейшим стратегическим объектом аэропорта стала диспетчерская вышка, которая была самым высоким строением в округе и позволяла вести наблюдение и корректировать огонь артиллерии. Разветвленная же сеть подземных коммуникаций помогала бойцам менять позиции, не подставляясь под град пуль и снарядов.
Впервые ополченцы пошли на штурм аэропорта в конце мая 2014 года. Хотя сначала, 25 мая, около сотни ополченцев батальона “Восток” мирно договорились с украинскими военными об охране терминалов и разделении зон влияния. Украинская армия разместила на своем объекте (доставшемся ей при распределении) лучших бойцов - из состава подразделений 3-го полка спецназначения, которые передислоцировались из Кировограда и заняли внутренний периметр аэропорта в середине апреля 2014 года. Позже этот отряд был укреплен бойцами нацбатов “Правого сектора”* и аэромобильными частями ВСУ (аналог ВДВ).
Сперва казалось, что стороны пришли к соглашению, однако утром 26 мая по зданию нового терминала, где обосновались ополченцы, внезапно ударила авиация - вертолет и пара штурмовиков. После этого украинские военные открыли по силам самопровозглашенных республик огонь из гранатометов и зенитных орудий.
Командование ополчения оказалось отрезано от своих подчиненных, а те, в свою очередь, очутились в огненной ловушке. Ополченцы понесли большие потери и в итоге решили отступать. Печально известен прорыв бойцов Новороссии на двух Камазах с территории воздушной гавани, когда машины попали под обстрел. В результате аэропорт остался под контролем украинских сил, а ополченцы ушли, потеряв порядка 50 человек.
В первую очередь неудачу операции объясняют плохой организацией. Ополченцы практически не были подготовлены: не имели тяжелого вооружения, средства для борьбы с авиацией оставили на базе, взяли с собой только один миномет, да и то потом выяснилось, что у мин к нему нет взрывателей. Еще одной причиной провала называют затесавшегося в ряды ополченцев шпиона СБУ, проникшего в отряд под видом добровольца. Вычислили его случайно, обнаружив содержимое его рюкзака, среди которого обнаружились рация украинской армии, карты и флешка с секретными документами.
Чем отчаянней ВСУ обороняли ДАП, тем стремительней росла их популярность в Незалежной. Бойцов кировоградского спецназа, нацбатальонов “Правого сектора”*, а также аэромобильных частей стали именовать киборгами. Для украинцев военные, державшие оборону, превратились в национальных героев, ставших символом упорства и непреклонности. Одним из предводителей «киборгов» был небезызвестный Дмитрий Ярош - украинский политик националистического толка, лидер «Правого сектора»*.
Штурм аэропорта со стороны ополченцев начался в сентябре. Первую скрипку в операции играли бойцы батальона ”Спарта” под командованием Моторолы (Арсен Павлов) и танкового батальона “Сомали” под командованием Гиви (Михаил Толстых), которые только недавно прорвались из Славянска. К тому времени ВСУ находились в окружении, но продолжали удерживать аэродром и получали снабжение по узкому “коридору”, который смогли отбить у ополченцев.
К началу октября ополченцы взяли под контроль почти всю территорию комплекса: ангары, строения, подземные коммуникации. ВСУ продолжали удерживать только здание нового терминала и вышку. Кольцо вокруг аэропорта продолжало сужаться. Основной задачей в те дни стала борьба с украинской артиллерией, которая не давала прорваться крупным силам к новому терминалу, где засели “киборги”.
Кроме того, к терминалу периодически прорывались бронетехника и танки ВСУ, которые подвозили припасы и работали артиллерийским огнем по ополченцам. Впрочем, последние тоже простреливали бетонный плац перед зданиями терминалов, поэтому долго там техника не задерживалась - её либо сжигали, либо она отступала.
Точку в истории боев за донецкий аэропорт поставила операция, которую силы ДНР провели в 20-х числах января 2015 года. Тогда, уже окрепшая армия ополчения смогла нанести достаточно ощутимый удар по позициям ВСУ, которые разместились вокруг городов Новороссии, основной удар нанесли бойцы батальонов “Спарта” и “Сомали”.
Обстрел диспетчерской вышки танками “Сомали” после долгих месяцев дал результат - она рухнула, что лишило украинских военных поддержки снайперов и корректировщиков артиллерии. Пробившиеся на территорию аэропорта танки ДНР разрушили укрепления ВСУ, а ударная группа “Спарты” приступила к зачистке нового терминала. Загнав «киборгов» в ловушку, ополчение заняло верхние этажи и подвал нового терминала. Силы украинцев оказались заперты на первом этаже, но сдаваться отказывались и на все предложения мира отвечали огнем.
Тогда ополченцы решили поступить по другому: в подвале под местом обороны они заложили взрывчатку и подорвали. Два взрыва, 19-го и 20-го января, поставили точку в штурме ДАП. Большая часть бойцов ВСУ погибла под завалами, а днем 21 января оставшиеся в живых украинские военные были вынуждены сдаться ополченцам.
В результате многомесячной осады аэропорт Донецка превратился в руины, нашпигованные взрывчаткой - минами и «растяжками». Обстрелы территории не прекращались еще долгое время.
* Организация, запрещенная на территории РФ.
Тебе это не нравится?
You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.