html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Она доказала, что театр в современной России может оставаться независимым. Умерла Елена Гремина — драматург, режиссер, директор «Театра.doc»

16 мая в Москве от сердечной и почечной недостаточности умерла драматург, режиссер, сооснователь и директор «Театра.doc» Елена Гремина. Ей был 61 год. Вместе со своим мужем Михаилом Угаровым, который умер всего полтора месяца назад, 1 апреля, она создала первый в России по-настоящему независимый театр: за 16 лет его не уничтожили ни регулярные полицейские проверки, ни нападки православных радикалов, ни вынужденные переезды. По просьбе «Медузы» театральный критик Антон Хитров рассказывает, как Гремина и Угаров не только построили дом для множества артистов, драматургов и режиссеров, но и никогда не боялись говорить на самые сложные и рискованные темы — даже ценой потери этого дома.

Елена Гремина пережила мужа, драматурга Михаила Угарова, на шесть недель. Создатели и бессменные лидеры «Театра.doc» родились в один год, 1956-й — и умерли тоже в один год, 2018-й. В будущем сентябре они отметили бы 25 лет со дня свадьбы. Основанный в 2002 году частный театр был семейным делом, и сейчас его невозможно представить иначе, то есть без директора Греминой и худрука Угарова. Авторы, режиссеры, артисты, выпестованные «Театром.doc» и фестивалем молодой драматургии «Любимовка», который проходит там ежегодно с начала 2000-х, воспринимали и воспринимают их как маму и папу.

К работе театрального директора Гремина не готовилась, ее первой специальностью была драматургия — тоже семейное дело: отец, Анатолий Гребнев, был сценаристом, ту же профессию выбрал и брат Александр Миндадзе. Драматургам ее поколения не очень повезло: перестроечная режиссура бросилась ставить разрешенных западных авторов, отечественные пьесы редко попадали на сцену (впрочем, ранние тексты Греминой выходили на весьма солидных площадках — например, во МХАТе имени Чехова). Движение «новой драмы», среди основоположников которого были Угаров и Гремина, какое-то время развивалось параллельно театру, а потом создало свой собственный — «Театр.doc» — главное в России место силы для современной пьесы и театральной документалистики.

Как директор «Театра.doc» Гремина сделала невероятное: доказала, что театр в современной России может оставаться независимым во всех смыслах этого слова — хотя время пыталось доказать обратное. Государству намного проще контролировать театр, чем остальные виды искусства (кроме, может быть, архитектуры). Романы даже при самой жестокой цензуре можно писать в стол, а спектакли требуют публичности и, за редким исключением, долго не живут. Если рискует художник, он рискует один; если рискует режиссер, он ставит под удар еще и свою команду. Стихи можно читать у себя дома; театру необходимо помещение. В общем, если вы ставите спектакли не в самой свободной стране, у вас два варианта: или вы идете на компромиссы, или вам не дадут нормально работать. 

Гремина с Угаровым на компромиссы не шли. Они работали так, будто государство ничего не может с ними сделать, хотя в действительности могло. Их заносили в черные списки грантополучателей, у них искали то бомбы, то нарушения пожарной безопасности, арендодателей вынуждали разрывать с ними контракты. Сама Гремина упрямо повторяла: «Негосударственный театр закрыть нельзя». В одних только 2010-х в «Театре.doc» выходили спектакли о гибели Сергея Магнитского, узниках Болотной, деле Олега Сенцова, российских геях, матерях Беслана. Во многих из них директор театра выступала режиссером — эту непривычную для себя профессию она начала осваивать (и освоила блестяще) всего пять лет назад и успела выпустить 12 спектаклей. 

В 2015 году, через несколько месяцев после первого переезда, когда театр покинул обжитый подвал в Трехпрудном переулке и волонтерскими силами восстановил из руин маленький особняк на Спартаковской улице, Гремина поставила «Болотное дело», документальный проект о семьях узников Болотной. За день до премьеры новое помещение навестили полицейские и сотрудник центра по противодействию экстремизму. В первый вечер у театрального крыльца дежурили автозак и патрульная машина. Через пару месяцев с театром снова разорвали договор аренды. Но Гремина полагала, что «Театр.doc» не получится сохранить, отказавшись от рискованных тем: он может пережить еще один переезд, но не выдержит самоцензуры. Хотя потери старых и поиски новых площадок давались руководителям театра нелегко: нужно было не только подыскать подходящее помещение и достаточно смелых арендодателей, но и найти в себе силы попрощаться со старым домом — причем дважды.

При всем этом критика власти никогда не была целью «Театра.doc». Настоящая его миссия — свидетельствовать о реальности. Просто невозможно делать это в России, оставаясь вне политики. В этом смысле показателен режиссерский дебют Греминой по ее собственной документальной пьесе: спектакль «150 причин не защищать Родину» не касался напрямую ни актуальной повестки, ни современности вообще, это был захватывающий и невероятно эмоциональный рассказ о взятии Константинополя турками, что-то наподобие «Игры престолов», только лаконичной и без драконов. 

Потом была «Краткая история русского инакомыслия» — о диссидентах XVII-XX веков, «Безумное путешествие за святыми дарами» — о старообрядцах протопопе Аввакуме и боярыне Морозовой, «Разорвите нашу связь» — о приемной матери, решившей разорвать удочерение. Несколько раз режиссер оставляла документы ради мифов: в «Подлинных историях женщин, мужчин и богов» переосмысляла античные сюжеты, в «Пленнике королевы эльфов» пересказывала на новый лад историю шотландского барда Томаса Лермонта, полулегендарного предка Михаила Лермонтова.

Когда умер Угаров, встал вопрос о будущем «Театра.doc», который, ко всему прочему, снова выселяют, на этот раз из двух помещений в Малом Казенном переулке: кто и как будет им руководить? Сможет ли Гремина оставаться директором, осилит ли еще один переезд? Работа, между тем, не останавливалась: театр открыл два филиала — «Бар.doc» и «Трансформатор.doc», провел фестиваль нон-фикшна «Охота за реальностью», читку новой пьесы Дмитрия Данилова «Свидетельские показания», которую запланировал и придумал Угаров, и читку дневниковых записей самого Угарова из «Живого журнала» и фейсбука. Гремина оставалась директором и строила планы. Сегодня будущее театра куда туманнее, чем месяц назад; но последователи Угарова и Греминой не собираются сдаваться. «„Театр.doc“ будет сохранен любой ценой», — пишет режиссер театра Зарема Заудинова.

Через несколько недель после смерти мужа Гремина написала пост в фейсбуке. Он начинался так: «Не надо соболезнований. Мне очень, очень повезло, что мы встретились». В сущности, их с Угаровым история — история единомышленников и бесстрашных соратников — фантастически красивая, счастливая и героическая. Неслучайно оба они драматурги.

Антон Хитров

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с meduza.io

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • meduza.io
          • домен meduza.io

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции