html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Оборотни в вагонах // Василий Степанов о «Европе» Ларса фон Триера

Василий Степанов о «Европе» Ларса фон Триера

В рамках специальных показов фестиваля «Зеркало» в Москве покажут фильм Ларса фон Триера «Европа», завершающий его знаменитую трилогию «Е» («Элемент преступления» и «Эпидемия»). Самый умный фильм 1991 года, которому каннское жюри в свое время так и не решилось дать «Золотую пальмовую ветвь», наградив режиссера «утешительным» призом, представит исполнитель главной роли Жан-Марк Барр

«Слушайте мой голос — он поможет вам перенестись в Европу и станет вашим проводником…» Пожалуй, сеанс гипноза, с которого начинает свою «Европу» 35-летний Ларс фон Триер,— то немногое, что может напомнить в ней о его кумире Андрее Тарковском (в отличие, скажем, от снятого под очевидным влиянием Тарковского «Элемента преступления»). Как и в «Зеркале», кино здесь превращается в топкий сон с нотками манипуляции: гипнотизер-автор рядом и ведет спящего за руку, как сталкер, через обесцвеченные ландшафты. Мерно течет железная дорога, и персонажи то и дело пересекают границы яви и грез. В остальном же это сновидение Триера имеет отчетливо фассбиндеровский привкус. И дело не в том, что сюжет «Европы» растворяется в хаосе послевоенной Германии (предмет бесконечной рефлексии Фассбиндера), не в том, что к миру Фассбиндера отсылают Барбара Зукова (Лола в «Лоле» и Мице в «Берлин, Александерплац») или Эдди Константайн (хотя его кинематографическая мифология Фассбиндером, конечно, не исчерпывается). Просто сама логика слоистого, заставленного театральными задниками и рирпроекциями повествования, рикошетящая зеркалами и двойными экспозициями картинка говорят о том, что Райнер Вернер Фассбиндер, как и резкие длинные тени немецкого экспрессионизма, волновали фон Триера в тот момент куда сильнее, чем тонкие поэтические материи Андрея Арсеньевича.

Черно-белые сны экспрессионизма (или даже Орсона Уэллса?) вмещаются в тело «Европы» до странного органично и вступают в зримое противоречие с фассбиндеровской линией, дополняя и проявляя ее. Контрастная черно-белая картинка убаюкивает и остраняет взгляд, чтобы вдруг взорваться цветовыми пятнами, иногда по-сновидчески случайной, а иногда сверхточной пунктуацией смыслов: поток кровавой воды шумит в ванной самоубийцы, и вместе с ним экран становится красным. Цвет несет смерть. Потемки человеческой души озаряются всполохами последних красок. Жизнь в «Европе» — дело тусклое и хрустит приглушенными землистыми тонами «Замужества Марии Браун». Но финал ярок и рвет ткань крепкого сна.

Как и любой другой фильм Ларса фон Триера, «Европа» — предельно рациональная конструкция, это произведение эпохи постмодерна, в изобилии предъявляющее подтексты и контексты. Если вам понадобится обвинить Триера в антиамериканизме, уличить его в симпатиях нацизму или прикрутить еще какой-то «изм» — «Европа» дает для этого широкое поле возможностей. Те, кто спустя 20 лет будут обвинять режиссера в симпатиях к Гитлеру, кажется, забыли, как сам автор появлялся в «Европе» в небольшом камео бывшего еврея-подпольщика, пойманного американцами на воровстве продовольствия и теперь оказывающего оккупационному командованию маленькие услуги: он лжесвидетельствует, обеляя биографии важных для новой Германии промышленников. Нацистских пособников переквалифицируют в деятелей Сопротивления и допускают до важных должностей. Невиновных в этой Европе нет: каждый — оборотень.

Полная луна вервольфа сияет и над главным героем (Жан-Марк Барр), который выстилает себе благими намерениями дорогу в ад. «Европа» Триера — «Америка» Кафки наоборот. Лео Кесслер приезжает в Европу после войны, где встречает дядю, с которым был не знаком, и попадает в бюрократический мир «Замка». Триер долго описывает анекдотические процедуры приема на должность проводника спального вагона (две важнейшие метафоры кино — поезд и сон — сплетаются в одну). Каждая операция — от медосмотра до пошива формы — требует денежного взноса, и в какой-то момент Лео иронизирует: «У немцев проблемы с работой, потому что многим она просто не по карману». Но дяде, который водит героя по инстанциям, это не кажется смешным. Хочешь работать — плати. Что тут такого? Черное здесь действительно белое, свои — это чужие, мир пахнет войной, а любовь — предательством, и чем раньше племянник это поймет, тем больше у него шансов на выживание.

Сломанные дихотомии всегда волновали Триера. И неслучайно в пандан европейской трилогии спустя десять лет он начнет снимать американскую, уже насквозь пропитанную театральной условностью, очищенную от кинематографической иллюзорности. Так же, как и Кафка, свою «Америку» он не закончит: сначала расстреляет и сожжет всех в «Догвилле», потом вяло отшутится в «Мандерлее», а дальше застынет в нерешительности. Погружаться в страну, где ты никогда не был, слишком глубоко — значит рисковать застрять в сновидении, как застрял в нем проводник Кесслер, сумевший покинуть континент только ценой собственной смерти.

Европа Триеру понятней, и поэтому из морока трилогии «Е» он выйдет четко, как по команде гипнотизера, и на высокой ноте. «Европа», наверно, самый умный фильм 1991 года: решительный «fuck» Триера каннскому жюри, которое так и не решится дать ему «Золотую пальмовую ветвь». Она достанется братьям Коэн, приехавшим на фестиваль с «Бартоном Финком». Триер останется каннским решением недоволен, но оно вполне объяснимо. «Бартон Финк», несомненно, перекликается с «Европой», но уклоняется от политики и этики, ныряя с головой в ностальгию. Финк стремился не на восток, как Кесслер, а на запад, растворяясь в другом царстве гипноза — голливудском. Чистый, избегающий неприятных диагнозов американский тон фильма Коэнов, конечно, был для жюри под председательством Романа Полански куда выигрышней изнуряющей интеллектуальной игры датчанина. Со временем Триер понял это и сам: сняв четырехсерийное «Королевство», он вернулся в Канн с «Рассекая волны», и тьма «Европы», где виновны были все появлявшиеся в кадре персонажи, расступилась перед жертвенностью Бесс — в этом фильме виновных не было вовсе. Европа Триера пусть и ненадолго, но заполнилась светом.

«Каро 11 Октябрь», 14 июня, 20.30

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ruweekend
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции