html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

О, деньги, видимый нам бог!

21 марта в московском кинотеатре «Пионер» пройдет показ отреставрированной версии фильма «Деньги» Робера Брессона, приуроченный к выходу двух книг французского режиссера — «Заметки о кинематографе» и «Брессон о Брессоне». С любезного разрешения издательства Rosebud публикуем интервью о «Деньгах», которое вошло во второе издание, на русский язык переведенное впервые.


«Деньги». Робер Брессон, 1983

— В разговорах о ваших фильмах чаще всего упоминается аскетизм: это своего рода клише. Меня же, напротив, удивляет их сила.

— Сила — в точности. Точность может быть поэтична.

— Точность… и быстрота. В руках других кинематографистов ваш сценарий превратился бы в фильм длиной в два часа пятнадцать минут, а не час двадцать пять.

— Это диктует композиция, как в музыке. Делая фильмы, я слушаю их, как пианист слушает исполняемую им сонату, и подгоняю изображение под звук, а не наоборот. Наша зрительная система занимает огромную часть мозга — может быть, две трети. При этом зрительное воображение не так богато, не так разнообразно, не так глубоко, как воображение слуховое. Как это не учитывать, если знать, как важно воображение в любой творческой работе?

— Вы редко работаете с кинокомпозиторами, предпочитая работы великих мастеров — Моцарта, Люлли, Монтеверди, Шуберта или Баха.

— Это больше не имеет значения: уже несколько лет, как я полностью отказался от музыкального аккомпанемента в своих фильмах. Я слишком поздно понял, насколько музыка вредна, даже (и особенно) самая лучшая. Любое изображение сразу блекнет. Тогда как малейший шум, наоборот, углубляет его, обогащает, придает третье измерение.

— Почему для «Денег» вы выбрали «Хроматическую фантазию» Баха?

— Я не хотел, чтобы пианист в моем фильме играл что-то сентиментальное. Однако вся музыка Баха сентиментальна, так что я, вероятно, ошибся в выборе.

— Ваше кино состоит из фрагментов реальности, сложенных в определенном порядке.

— Самое выразительное в фильме — фрагменты реальности или, скорее, связи между ними, а не мимика и интонации актеров, как в театре.

— Вы по-прежнему противостоите театру.

— Я обожаю театр, но считаю, что кинематограф способен на большее, чем производство киноспектаклей и синтез других видов искусств. Я люблю цитировать молодым людям Стендаля: «Искусству литературы я научился у других видов искусств». Надо разрабатывать зрение и слух.

— Вы не опасаетесь, что влияние живописи может повредить кинематографу?

— Нет. Я думаю о живописи только в том контексте, как бы ее избежать. Я бегу от цветной открыточности. Я не ради этого выстраиваю изобразительный ряд взглядом художника.

— Вы довольно поздно перешли на цветную пленку.

— Она слишком дорого стоила. Как только появилась возможность, я перешел на нее с радостью. Цвет — это свет, только в нем и есть свет.

— Продолжаете ли вы писать картины?

— Нет. Сезанн дошел до пределов возможного. Когда я был художником, я каждый вечер бежал в кино, как и все художники, — потому что «оно двигалось», листва на деревьях шевелилась.

Фильм — или, скорее, кинематограф — это язык завтрашнего дня. Карандаш с двумя грифелями: один — для глаза, второй — для уха.

— Вопреки расхожему мнению, в ваших фильмах довольно много движений камеры. Но они всегда незаметны. У вас не бывает проездов или панорамных видов.

— Потому что главное — не описание, а видение.

—Ваша тщательная работа со звуком — причина того, что вы редко используете в своих фильмах глубину плана?

— Может быть. Но еще одна причина в том, что я всегда использую только один объектив, 50-миллиметровый.

  • moneygal1
  • moneygal2
  • moneygal3
  • moneygal4
  • moneygal5

— Многих критиков шокировали в «Деньгах» планы, на которых от людей видны только нижняя часть штанин.

— Вы, наверное, говорите о сцене с прохожими у террасы кафе на Больших бульварах. Когда я попал на один из этих бульваров в разгар толкотни, я запомнил только одно: мешанину из ног, шаркающих по тротуару. Я попытался передать это ощущение при помощи звука и изображения. Меня точно так же упрекали за лошадиные ноги в «Ланселоте Озерном». В эпизоде турнира я показал только ноги лошадей, не показав всадников, чтобы привлечь внимание к их мощной мускулатуре, когда они поднимаются в стойку перед тем, как пойти в атаку.

— Даже во времена Д. У. Гриффита ходила легенда, будто продюсеров страшно раздражали крупные планы, потому что они платили за актера целиком.

— Показывать на экране все — это привычка, пришедшая из театра, равно как и актерская игра.

— Нужно ли, чтобы изображение и звук равнялись по силе?

— Действительно, когда звук и изображение поддерживают друг друга, их сила теряется. Но на самом деле все еще сложнее. Все, что во время съемок входит в нас через зрение, выходит при помощи двух аппаратов, которые якобы копируют действительность, хотя на самом деле делают гораздо больше. Один аппарат, кинокамера, дает нам обманчивую видимость людей и предметов; второй, магнитофон, восстанавливает саму материю звука. Чтобы у фильма была хоть какая-то цельность, надо, чтобы камера одолжила у магнитофона хоть каплю реальности, которой у того в избытке. Сколько всего могла бы вкусить публика в кинотеатре! Но она ходит туда лишь затем, чтобы полюбоваться успехом актера или необычными интонациями.

— Как так получилось, что вы полностью отказались от актеров и используете вместо них «натурщиков», как вы их называете, — самых обычных людей с улицы?

— С первых же секунд работы над моим первым фильмом мои актрисы (а в фильме были только женщины) вдруг перестали быть личностями, и от того, что я себе представлял, не осталось абсолютно ничего.

— Почему же так вышло?

— Полагаю, из-за внешней, наносной манеры говорить и бессмысленных жестов.

— Вы больше не выбираете «натурщиков» по принципу духовного сходства с персонажами?

— Если ничто в их фигуре, лице, голосе и манере выражаться этому не противится, я принимаю решение быстро. В человеке столько противоречий, столько странностей, что Достоевский сделал из них целую систему. Я люблю работать с неизвестными людьми, люблю, когда меня удивляют. Меня никогда не расстраивают мои натурщики. Я постоянно нахожу в них что-то новое, чего я не мог вообразить, но что отвечает моим намерениям. И потом, я верю в счастливые случайности. Ивон, герой фильма, и Люсьен, работник фотоателье, и все прочие мои натурщики — это сочетание счастливой случайности и интуиции.

— Какой из ваших фильмов принес вам больше всего удовлетворения?

— Я почти никогда их не пересматриваю. Делать каждый из них было сплошное удовольствие. Некоторые — как, например, «Карманника» — я сделал очень быстро и легко. «Наудачу, Бальтазар» принес и счастливые моменты, и всякие несовершенства. Чтобы преодолеть все сложности, нужны безумные, немыслимые совпадения.

— В ваших «Заметках о кинематографе» вы пишете: «Держать уважительную дистанцию от порядка и беспорядка». Это хорошо соответствует вашему методу работы, в котором тщательная подготовка уживается с расчетом на случай.

— «Дерево надо трясти», — говорил Чаплин. Но все-таки не слишком сильно. Все-таки какая-то доля здорового беспорядка необходима.

— По вашим фильмам не скажешь, что многое в них обязано импровизации.

— Как ни странно, многие мои фильмы кажутся тщательно продуманными и детально подготовленными, хотя на самом деле таковыми не являются. Например, «Карманник» был написан за три месяца и снят среди толпы, в самые сжатые сроки. В «Деньгах» меня пугали частая перемена локаций, большие толпы людей и вероятность утратить нить сюжета. Но мне удалось найти звуковые связки между эпизодами — хотелось бы даже сказать «музыкальные».

Что в «Деньгах», что в моем предыдущем фильме я не стремился к полной осознанности своих действий: что я сделаю и как. Удивляться необходимо. В правильный момент получать что-то новое от людей и вещей и переносить это на экран. Когда я еще ходил в кино, меня поражало, что в современных фильмах все сделано заранее, подготовлено в малейших деталях — роли выучены актерами и т. д. Ни один художник не знает заранее, что получится на холсте; ни один скульптор не знает, какой будет скульптура; ни один поэт не знает, каким выйдет стихотворение.

— Какая стадия вам больше всего нравится: написание сценария, монтаж или съемки?

— Настоящее творчество — это монтаж. Когда изобразительный ряд и звуки складываются друг с другом, внезапно рождается жизнь. Монтаж — это вознаграждение наших усилий.

— В вашей книге вы говорите об «извергающей силе глаза».

— Это творческая сила. Глаз разрушает то, что видит, и собирает заново согласно полученному представлению: глаз художника — согласно своему вкусу или идеалу Прекрасного.

— Вашими персонажами движет желание?

— Желание жить.


«Деньги». Робер Брессон, 1983

— В «Деньгах» вы очень резко критикуете буржуазный мир. Единственные симпатичные персонажи — это Ивон, развозчик мазута, и пожилая женщина, которую все используют.

— «Деньги» — это не антибуржуазный фильм. Речь не о каком-то конкретном буржуазном мире, а об отдельных примерах.

— Что интересно в рассказе Толстого — это детали времени: гимназисты, рамки для фотографий и т. д.

— Я постарался сохранить изначальную точку зрения, потому что она верна. Я перенес действие во Францию, в Париж, и в наше время.

— «Приговоренный к смерти бежал» тоже был вами «осовременен», как будто новая версия «Робинзона Крузо». Герой решает ряд технических задач, не поддается метафизическому отчаянию, но пытается найти в себе силы для того, чтобы выжить.

— Мои герои похожи на потерпевших кораблекрушение, которые отправляются исследовать незнакомый остров, как в первые дни сотворения мира. Моим следующим фильмом станет «Книга Бытия»: я начну подготовку через несколько месяцев.

— Где будете снимать?

— Пока еще не знаю. Не в Палестине и не на Ближнем Востоке. Я не ищу типичных пейзажей: для меня они никогда не имели большого значения. Животные будут те же, что и везде.

— Самое удивительное в сцене убийства в «Деньгах» — то, что вся эмоциональная реакция идет от скулящей собаки жертвы.

— У многих животных очень тонко развиты чувства, о чем мы даже не подозреваем. Я бы хотел чаще это использовать. Эмоции животных словно отражают наши, продолжают нашу радость и нашу боль.

— Вы называете себя радостным пессимистом, но ваши последние фильмы мрачнее «Карманника» и «Приговоренного», где финал оставлял надежду на лучшее.

— Мне жаль, что в «Деньгах» я не смог подробнее остановиться на искуплении Ивона, но ритм фильма в тот момент не позволил этого.

— Ивон похож на ангела истребления.

— Общество отвернулось от него. Устроенная им резня — это вырывается наружу его отчаяние.

— «О, деньги, видимый нам бог!», — восклицает один из персонажей. Следовательно, этот бог — ложный, поскольку для вас важнее то, что невидимо.

— Это омерзительный ложный бог!

«Поэзия точности», American Film, октябрь 1983.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с seance.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • seance.ru
          • режиссеры
          • кинотеатр
          • домен seance.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции