html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Нужно больше чудес

Куда пропала слониха, которую Гарри Гудини завел в 1918 году в вагонетку? Джим Стейнмайер, профессиональный иллюзионист, работавший с Дэвидом Копперфильдом, отвечает на этот вопрос в книге «Исчезающий слон» — а Феликс Сандалов по просьбе «Горького» объясняет, почему исследование, посвященное истории фокусов и фокусников, оказывается манифестом в защиту права на чудо.

Я видел чудо. Это случилось в декабре 2015 года в городе Чандигарх, что в двух часах езды от Дели. Несмотря на место действия, произошедшее не имело отношения к йоге, сиддхам и восточной мистике в целом — дело было в одном из корпусов математического института, организации максимально светской. В поездке я думал научиться играть в преферанс, поэтому взял с собой колоду карт. Колоду увидел друг, у которого я остановился в кампусе института. Он отреагировал на нее, как если бы из моей дорожной сумки вылезла ядовитая змея. Оказалось, что он давно и всерьез занимается карточными фокусами и трюками — настолько всерьез, что решил с ними завязать, как завязывают с наркотиками: в какой-то момент непрерывная тасовка и пальмирование стали съедать время, предназначенное работе. Через несколько минут его оторопь сменилась воодушевлением, и он предложил показать мне «самый сложный карточный фокус мира». Разумеется, я согласился.

Сначала друг предложил мне загадать карту, затем число от одного до пятидесяти двух. Затем попросил снять с верха колоды то количество карт, которое я загадал, и перевернуть лежащую рубашкой вниз карту. Я снял одиннадцать карт и обнаружил семерку треф. Ту самую карту, которую я загадал минутой раньше.

Что делает этот фокус самым сложным в мире? Полное отсутствие контакта, даже скрытого, престидижитатора с колодой. Ни в момент тасовки, ни во время загадывания или снятия карт показывающий фокус даже пальцем не касается рубашек. Поражены были мы оба. Мой шок оказался глубже, дав глубокую и до сих пор ползущую трещину в рациональном восприятии реальности. Возможно, свою роль сыграло специфическое окружение, начинающееся ровно за стенами кампуса — с разгуливающими по улицам под звон колокольчиков нарядными слонами, с торговцами, бережно заколдовывающими замки своих магазинов с наступлением ночи, храмами Кали с их тягучей неземной атмосферой и странным поведением птиц вокруг. Возможно, все это сыграло свою роль. Но все же, но все же — мир, к которому я привык, рухнул, когда я перевернул двенадцатую карту.

Это хорошо известный фокус под названием «Эффект Бергласа». Если вы поищете раскрытие его секрета в сети, то — в худшем случае — найдете десяток видеороликов с его демонстрацией на Youtube, под которыми множатся комментарии, что это простейшая постановка с заранее подготовленным человеком из зала. Большинству людей вполне достаточно этого объяснения. В лучшем — выйдете на одноименную книгу Ричарда Кауфмана, автора 33 трудов по сценической магии (в общей сложности он приложил руку к 132 книгам, и еще шесть готовятся к выходу). Не стоит удивляться такому размаху: несмотря на свой пыльный, траченный молью образ, сценическая магия до сих пор мировая индустрия с оборотом в несколько миллиардов долларов (например, в позапрошлом году ветеран иллюзионизма Дэвид Копперфильд, чье имя у многих связано с временами, когда в кинотеатрах еще шел фильм «Титаник», заработал 64 миллиона долларов), поэтому спрос на секреты фокусов стабилен. Впрочем, «Berglas Effect» Кауфмана разочарует читателя, рассчитывающего на простой ответ: на протяжении четырех сотен страниц трюк так и не раскрывается. Почему? Потому что никакого трюка в собственном смысле слова нет, есть только сложная техника управления вниманием и философия, стоящая за ней. Философия в определении Оксфордского словаря — «настоящее или напускное спокойствие, несмотря на расстройство или трудные обстоятельства».

Книга Джима Стейнмайера — профессионального иллюзиониста, работавшего в том числе и с Копперфильдом (для него он придумал фокус с исчезновением статуи Свободы, прославивший артиста) — «Исчезающий слон» раскрывает секреты знаменитых фокусов золотой эпохи сценической магии, уместившейся между изобретениями электромагнита и телевидения. «Исчезающий слон» читается как увлекательный детектив: Стейнмайер перерабатывает десятки малодоступных источников, пытаясь восстановить давно забытые секреты мастерства великих иллюзионистов, чья двусмысленная слава была так велика, что их приглашали выступать перед королевскими особами и президентами. Но описания промышленного шпионажа между фокусниками и раскиданные по страницам книги схемы иллюзионов не должны вводить в заблуждение: на поверку «Исчезающий слон» тоже оказывается книгой о философии — критически важной сегодня.

В 1918 году на ипподроме в Нью-Йорке Гудини продемонстрировал номер с исчезновением слона

Фото: womanaround.com

На первый взгляд, это, конечно, странная повестка. Какое кому дело сегодня до главной сюжетной интриги, вынесенной в заглавие, — куда пропала слониха, которую завел в вагонетку Гарри Гудини на сцене нью-йорского «Ипподрома» в 1918 году? Кого вообще может заинтересовать история фокусов, обрывающаяся в 1930-х? Однако Стейнмайер блестяще демонстрирует влияние иллюзионизма на современную культуру: взять к примеру каноничный образ призрака — молчаливого белого протуберанца, способного плавно летать и растворяться в воздухе. Своим внешним видом и поведением призраки обязаны двум вещам: а) размещенной под театральной сценой платформе на колесиках, так называемому «корсиканскому трапу», позволявшему актеру, который играл приведение, двигаться, не шевеля ни одним мускулом, буквально вырастать из-под земли; и б) стеклу превосходного качества. Иллюзионист Гарри Келлар был настолько известен, что послужил прототипом для «Волшебника страны Оз» Фрэнка Баума, а фирма «Отис», чьи лифты встречаются по всей планете, разрабатывала, по слухам, специально для него систему тросов, позволяющую людям левитировать на сцене. Иллюзионистом был и пионер игрового кино Жорж Мельес: эстетика его картин во многом продиктована бурлескным характером шоу, которые он давал в юности. Спецэффекты (одним из основоположников их считается Мельес) начались именно со сценической магии, но вскоре смешались с тканью фильма, перестав быть предметом интереса зрителей, уникальным событием, которое рассматривается отдельно от всего шоу.

Но еще занимательнее пересечения иллюзионизма и мира идей: например, успех классического фокуса с распиливанием женщины пополам Стейнмайер связывает не только с шок-эффектом, но и с тем, что на момент его появления в 1920-м женский вопрос вышел на передний план после акций суффражисток и ощутимого вклада британок, трудившихся на благо фронта во время Первой мировой войны, — так фокусники играли как на послевоенной бесчувственности к крови, так и на скрытых желаниях публики, все еще воспринимавшей женщину как объект. За качественной сценической магией, согласно Стейнмайеру, стоит грандиозное изучение природы — не только в смысле физического устройства мира (хотя в этой области британские и американские иллюзионисты тоже добились немалых успехов; спойлер: большинство трюков что тогда, что сейчас сделаны с помощью зеркал), но и понимания человеческой психологии. Иллюзия строится на тонком взаимодействии со сложившимся у нас представлением о мире, вот почему дети не лучшая аудитория для сценической магии — вся их жизнь это одно сплошное волшебное приключение, и им сложно оценить по достоинству таинственное перемещение монеты из одного стакана в другой. Подлинный престидижитатор — не фокусник, а актер, играющий роль фокусника. Стейнмайер пишет, что «идеальная иллюзия — это не иллюзия»: хороший фокус обязательно должен быть слегка небрежен. Настоящие мастера тщательно готовят ошибки и неровности исполнения — и обыгрывают непроизвольные оплошности, заставляя зрителя сопереживать. Событие, гарантированно происходящее по нажатию кнопки, действительно сложно назвать чудом, и в этом смысле логику Стейнмайера прекрасно иллюстрирует высказывание Лао-Цзы: «Великое мастерство похоже на неуклюжесть».

Винтажный постер к магическому представлению Самри Болдуина и его жены Клары

В России иллюзионизм — явление маргинальное. Список отечественных чародеев состоит из Амаяка Акопяна и братьев Сафроновых: запрос на легализованный обман, пожалуй, чужд россиянам. Да и в самом деле, нами настолько часто и беззастенчиво манипулируют врачи, политики, историки и бизнесмены, что в голову не приходит мысль отправиться куда-то еще добровольно обманываться за свои деньги. Напротив, ажиотаж вокруг научно-популярных лекториев, рассказывающих о том, как все устроено «на самом деле», намекает, что честная иллюзия не в высокой цене в современной России — и лучше бы было наоборот. Герой «Исчезающего слона» Дэвид Девант писал: «В какой-то момент каждый из нас приходит к выводу, что жизнь — одно длинное разочарование. Это банальность, но, как и всякую банальность, каждому из нас приходится открывать ее заново. Детские илллюзии одна за другой рассыпаются, пока мы не прозреваем окончательно и не приучаемся во всем искать обман». Сам Стейнмайер ставит вопрос еще острее, вспоминая, как в четвертом классе учитель разрушил в его глазах все волшебство осени, объяснив сказочную красоту октябрьского леса разрушением хлорофилла в листьях, — «вместе с этим меня чего-то лишили».

Несмотря на формальное раскрытие секретов дюжины классических фокусов, «Исчезающий слон» читается как манифест в защиту права на чудо. Ведь жизнь без чуда (и без странной дрожи и жара, охватывающих нас в предвкушении чего-то настолько же невозможного, насколько и желанного) по большому счету не нужна вовсе. Чрезмерная тяга к рациональности, стремление все объяснить и расставить по полочкам лишает людей бесценных озарений и в конечном счете убивает душу. Что до преображающего потенциала сценической магии, то главная ее проблема в том, что она стала заложницей собственной истории и эстетики, которую так наглядно передает Стейнмайер. Иллюзионизм запутался в ветхих образах, тянущих его назад в XIX век и мешающих этому причудливому искусству вернуть себе былое влияние. Необходимо перепридумать волшебство в XXI веке, понимая, что внешние атрибуты современности, вроде заигрывания с нейросетями или VR, будут так же пошлы, как черные цилиндры и белые голуби. Впрочем, глядя на то, как в разные годы переворачивали игру Дэвид Блейн, революционизировавший ремесло, вынеся его на улицы; создатели диковатого блокбастера «Иллюзия обмана» о похождениях труппы фокусников, грабящих богатых в пользу бедных; или же яркая представительница молодой плеяды азиатских суперзвезд иллюзионизма, индонезийка Святая Райана, копирующая образ жуткой девочки из «Звонка», — нельзя не подумать, что новая форма искусства (безобидного) обмана ходит где-то рядом. Осталось только в нее поверить — ведь пользы от этого точно больше, чем вреда.

_________________________________________________

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с gorky.media

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • gorky.media
          • домен gorky.media

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции