html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Новинки нон-фикшн. Апрель

Раз в месяц Полина Рыжова рассказывает про самые интересные новинки нон-фикшн. В сегодняшнем выпуске — книга о русской тюрьме и ее обитателях, доступная космическая математика и путеводитель по современному искусству

Ольга Романова. Русь сидящая. CORPUS, 2018. Иллюстрации Олега Навального

Книга не столько о тюрьме и сидельцах, сколько о жизни в России, в которую под разными предлогами то и дело вмешивается универсум пенитенциарной системы. Романова, глава одноименного с названием книги движения «Русь сидящая», выстраивает галерею из нескольких десятков непохожих друг на друга героев, в деталях описывает их извилистые жизненные пути, иллюстрируя мысль нехитрую, но неизменно злободневную: тюрьма, наряду со школой и армией, один из главных российских институтов, наше всё.

Внешне «Русь сидящая» устроена как набор баек и анекдотичных околотюремных историй — к примеру, о том, как попрошайка, невинно осужденный за убийство, за время отсидки превратился в правозащитника; как академики, ночевавшие после протестов в ОВД, дебатировали с блатными о Путине; как девушке из Бразилии, перевозившей в своем желудке героин, всем СИЗО вязали варежки. Между делом Романова проводит экскурсию по миру российской тюрьмы: объясняет, кто такой «крадун» и чем он отличается от вора; как относятся на зоне к ВИЧ; как обманывают «заочниц» (женщин, переписывающихся с заключенными); дает уроки тюремного арго.

Впрочем, самое примечательное во всех этих историях — вовсе не их документальность, которая тут в большой степени условна, а, напротив, их старательная художественная обработка. Романова пытается вжиться в каждого героя, она пишет выпукло, цветисто, воспроизводя дурашливую интонацию опытного прозаика: многочисленные «жучилы пузатые», «волонтерихи», «целки-невидимки», «летехи», «мужчины-сорокеточки» придают тексту практически сказовый вид. «Русь сидящая» балансирует между эссе и рассказами, а ее автор — между позицией наблюдателя, описывающего окружающие типы и характеры, и писателя-демиурга, для которого реальные люди превращаются в условных «танечек», «костиков», «наденек» и «илюш».

При этом в книге не находится места для любого рода дидактизма: тюрьма здесь не цитадель зла и, разумеется, не чистилище — скорее, самодостаточный мир, в который попадают плохие и хорошие люди, правила в котором определяются теми же людьми, хорошими и плохими. Поэтому и формат баек выглядит оправданным —
«как-то раз», «жили-были», «а вот еще случай был».

Иэн Стюарт. Математика космоса: Как современная наука расшифровывает Вселенную. Альпина нон-фикшн, 2018. Перевод с английского Натальи Лисовой

«Математика космоса» похожа на идеальные школьные уроки астрономии, а ее автор — на того самого учителя, после общения с которым дети обклеивают свою комнату картами звездного неба и просят у родителей купить телескоп. При этом Иэн Стюарт, профессор Уорикского университета, пишет увлекательный космический научпоп на языке математических формул, что делает задачу, согласитесь, несколько сложнее.

Собственно, именно математика была и остается самым эффективным способом изучения Вселенной. Откуда взялась луна, почему планеты располагаются именно таким образом, как ведет себя пояс астероидов, откуда прилетают кометы, из чего состоят звезды — обо всем этом можно и нужно спорить, уверен автор, но конструктивнее это всё математически подсчитать, благо и инструментарий имеется: от закона всемирного тяготения до дифференциального исчисления и теории хаоса. При этом Стюарт пишет доходчиво и иронично, обстоятельно объясняет даже самые базовые вещи и разбавляет математические примеры профессорскими шутками: поведение термодинамического газа сравнивает с вечеринкой, кольца Сатурна уподобляет пицце размером со Швейцарию, а Вселенную — пене в тазике.

Самое привлекательное в чтении «Математики космоса» — возникающее ощущение интеллектуальной самостоятельности. Стюарт не втолковывает, а предлагает присоединиться к его размышлениям, постоянно подчеркивая, что Вселенная состоит из загадок, и именно поэтому не стоит игнорировать альтернативные гипотезы и принимать на веру даже самые традиционные решения. И пусть без математического образования за мыслью автора уследить не всегда бывает просто, нужный эффект книга все же производит: вместо того, чтобы испытывать священный трепет перед новостями об адронном коллайдере и темной материи, имеет смысл начать разбираться хотя бы в том, почему яблоко падает, а Луна нет.

Эми Демпси. Модернизм и современное искусство. М.: А+А, 2018. Перевод с английского Екатерины Куровой

Внятный путеводитель по изобразительному искусству от британского искусствоведа Эми Демпси. История искусства последних полутора веков дана здесь через описание более полусотни художественных школ — от импрессионизма до неоэкспрессионизма. Шанс если не полюбить авангард и современное искусство, то хотя бы перестать их бояться. О стилях Демпси дает минимум информации (главные техники, имена, собрания), но встраивает их в культурный контекст эпохи и связывает стили между собой — собственно, именно эти связки и позволяют воспринять историю новейшего искусства не как летопись экспериментов с латинскими префиксами («нео-», «пост-», «транс-», «гипер-»), а как живой процесс движения человеческой мысли.

В таком мелком масштабе интересно разглядывать не сами направления, а образованные ими большие тенденции — например, то, как изобразительное искусство все решительнее покидает границы холста, изобретая всевозможные видео, лэнд и саунд-арты, или то, как со временем границы художественных стилей все заметнее размываются, дискредитируя сам принцип какой-либо категоризации. Наблюдение за тем, как искусство, подобно маятнику, движется от утверждения одного визуального кода к противоположному и обратно, производит почти что убаюкивающий эффект.

Помимо этого, деление на школы, пусть местами и довольно условное, помогает выйти за пределы канонического списка известных художников: полезно вспомнить, что у нас есть не только Поль Гоген, но и синтетисты Эмиль Шуффенеккер и Эмиль Бернар; рядом с символистом Эдвардом Мунком находятся Одилон Редон и Джеймс Энсор; помимо Джексона Поллока и Марка Ротко, есть еще Барнетт Ньюман. Все знают Густава Климта, но гораздо меньше людей знают о том, что такое Венский сецессион. Именно такая нехитрая институциализация выводит разговор об искусстве из любительского гетто «нравится/не нравится» в область куда более прагматичную и многообещающую — «понимаю/не понимаю».

Систематизирование общих знаний и их удобная упаковка сегодня кажется занятием особенно востребованным. У того же издательства Ad Marginem не так давно вышла толковая «Краткая история мысли» Люка Ферри, где автор своими словами рассказывает о самых основных философских идеях, пренебрегая уже выстроенной классификацией и академическими терминами. Демпси, в отличие от Ферри, за термины крепко держится, а зря: без утомительных латинских префиксов книга всё же выглядела бы свежее.

«Ver Sacrum» (лат.«Весна священная») — журнал, издававшийся Венским сецессионом

Фото: www.belvedere.at

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с gorky.media

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • gorky.media
          • писатель
          • домен gorky.media

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции