html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Новая русская проза: январь

Дважды в месяц «Горький» публикует обзор новинок современной русской литературы. В этом выпуске Елена Макеенко рассказывает про повесть о молодом человеке, родившемся с позитивным ВИЧ-статусом, и полный жестокости и юмора сборник автобиографических рассказов.

Кристина Гептинг. Плюс жизнь. М.: Ridero, 2017


«Плюс жизнь» — текст с необычной, показательно успешной судьбой. Написанный неизвестной девушкой-копирайтером из Великого Новгорода, победивший в новоиспеченной премии для молодых литераторов «Лицей» (с призом в 1,2 миллиона рублей), вышедший первый делом на платформе Ridero и уже через несколько месяцев проданный для экранизации. Это текст об отношении общества к ВИЧ, что не только чертовски актуально, но и действительно требует нового языка обсуждения, проговаривания, осознания. Еще это текст, безусловно, свежего для отечественной литературы жанра: по сути своей, это дидактическая повесть — написанная скорее затем, чтобы рассказать о проблеме максимально доступным способом и заставить людей ее отрефлексировать. И для повести такого рода это отличный текст: он легко и лаконично написан, в нем нет ничего лишнего, он, наконец, просто современен, как айфон. Нам нужно больше таких текстов, серьезно! Но если говорить о нем как о литературе, придется все же сурово насупить брови.

«Плюс жизнь» — история о молодом человеке, родившемся с позитивным ВИЧ-статусом. В книге ему 18 и у него ряд естественных для его положения проблем: люди его сторонятся, он хочет, но не имеет права стать врачом; боится завязывать отношения с девушками, вынужден постоянно следить за своим здоровьем и запираться от окружающих. Он вырос фактически в изоляции и воспитан бабушкой, которую почти никогда не видел без защитной маски, так что неудивительно, что его психоэмоциональная жизнь редуцирована, а течение времени структурировано походами к врачам и приемами восемнадцати таблеток в день. Но в книге редукция переносится и на окружающих персонажей, что превращает все человеческие отношения в компьютерную игру Sims: все вроде бы делают то, что делают в жизни, но жизни в этом нет. Все персонажи, кроме главного, действуют как сюжетные функции, но мы ничего не знаем об их психологии, мотивациях, противоречиях. Почему так ведет себя лучший друг героя? А его тетка? А так уж ли однозначна бабушка? Что на самом деле происходит в семье девушки, в которую влюбляется герой? Читателю не дают ничего, кроме базовых элементов, ему не о чем догадываться, не на что обращать внимание, не с чем спорить, нечего узнавать (в смысле узнавания, а не новой информации — она как раз в нужном объеме). Но читатель пока еще не принимает искусство в таблетках — надо бы как-то растолочь.

Проблема в том, что повесть Гептинг, хотя и написана как самостоятельный текст, все же больше похожа на сценарную заявку — недаром именно киношники заинтересовались ей прежде издателей. Здесь есть хорошая история, удачный набор типажей, понятный и интересный конфликт, уместные и своевременные точки сюжетных поворотов, но почти полностью отсутствует тот гарнир к основной фабуле, который делает текст чтением. У главного героя есть несколько по-настоящему удачных фраз, но именно на их фоне его основная внутренняя речь вызывает вопрос: а не робот ли ты, мальчик? Наконец (и с этим соглашаются даже те, кто находит текст обаятельным), финал повести не просто не придуман — он представляет собой зажеванную в принтере страницу. Хорошая новость в том, что этот недостаток позволит длить «Плюс жизнь» на экране несколько долгих сезонов. Но если Кристина Гептинг все же предпочтет прозу, а не сценарную работу — остается надеяться, что премия «Лицей» помогла ей отвлечься от копирайтинга, губящего язык инфостилем, а номинация на «Нацбест» добавила писательских амбиций. И следующая повесть приплюсует жизни и живой речи к сюжетной конструкции. Подождем.

Наталия Мещанинова. Рассказы СПб.: Сеанс, 2017


Маленькая книжка киносценаристки и режиссера Наталии Мещаниновой («Комбинат „Надежда“», «Еще один год», «Аритмия») — из тех, за которыми доверчиво протягиваешь руку, а получаешь наотмашь по морде. Не в том смысле, что это пощечина общественному вкусу или какая-то эпатажная штука. Автор, в общем, не пытается шокировать, она просто не боится сказать. Но эта одновременная открытость и беспощадность наносит удар неожиданной силы и длинного действия. Выводит читателя из зоны комфорта. Делает его невольным и как будто виноватым наблюдателем. Тем более обезоруживает, что перед ним всего лишь шесть коротких автобиографических рассказов, написанных самым будничным тоном: о любви к маме, странноватых сестрах, средней школе, скучной жизни в южном поселке, сборе винограда в качестве поездки к морю и всяком таком. Просто сама будничность светится мрачным потенциалом сорокинской хтони, а каждый сосед или прохожий в ней — невыдуманный потенциальный маньяк. При этом Мещанинова, действительно талантливый сценарист, и прозу свою пишет вроде бы совсем попросту, даже грубовато. В одном из рассказов героиня ведет дневник, куда нарочито куртуазным стилем записывает вымышленные события, чтобы как-то обогатить реальность. Получается очень даже смешно. Сборник вообще напоминает «Денискины рассказы», герои которых еще не знают, что на самом деле они персонажи «Маленькой жизни».

Такие тексты, как и любые тексты о русской жизни, в которых безошибочно узнается русская жизнь, всегда будут называть «чернухой». Особенно они раздражают, если в них хватает места самоиронии. Но с ней у Мещаниновой все завидно хорошо. По сути это история взросления в семье, в которой «ни одного нормального человека <…> нет. Так что извините». А еще это биография женщины, не успевшей толком побыть ребенком; а еще — трагедия преданной детской любви и привязанности, которая не вписываются в логику окружающей действительности. История про на самом-то деле нормальных — в смысле самых обычных как минимум на вид, как у всех или почти — родственников, одноклассников, отчимов, соседей, маминых подруг. И про то, что дорога в ад банальности зла действительно выложена благими намерениями, правильными поступками, извращенными представлениями о заботе, мире и добрых отношениях. Такая история заслуживала иметь финал кинокартины «Догвилль», но вместо этого не то чтобы даже побеждает хтонь неизвестным науке способом, а немыслимым способом просто продолжается.

Большая часть этих текстов публиковалась в блоге журнала «Сеанс» с 2014 года. Вышедшие книгой именно сейчас, «Рассказы» не только обрели общую сюжетную целостность, но и внезапно оказались богатой рифмой к роману Эммы Клайн «Девочки», ставшему одним из главных переводных романов прошлого года. События «Девочек» происходят как будто бы в «Семье» Чарльза Мэнсона, в 1969 году, и рассказываются от лица одной из почти участниц. Его повествование построено таким образом, что на ярком фоне кровавой истории о беспричинной жестокости постепенно проступают следы ежедневного, незаметного, вездесущего насилия, которое по своему масштабу оказывается страшнее главного чудовищного эпизода.

В текстах Мещаниновой нет яркого фона: есть изначально беспросветная повседневность, юность как неизбежность, жестокость как единственное развлечение. Те, кто смотрел «Комбинат „Надежды”» о компании норильских подростков, хорошо себе представляют этот мир — и после книги становится ясно, насколько он на самом деле достоверен и почему его дикая вроде бы природа у Мещаниновой так обманчиво безэмоциональна (при том что норильская история сама по себе к биографическому автору отношения не имеет). Нехитрые события, точнее их почти полное отсутствие, напоминают лагерную прозу, в которой рутина становится инструментом, быстро и незаметно снимающим ощущение дисгармонии до тех пор, пока не случится что-нибудь выходящее из этого ряда вон. «Рассказы» идут в этом смысле дальше: из ряда вон ничего не выходит — мы просто чем дальше, тем больше разглядываем этот ряд вместе с героиней. И все шире открываем глаза.

Сверху: Кристина Гептинг. Снизу: Наталия Мещанинова

Фото: личные страницы в facebook

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с gorky.media

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • gorky.media
          • литература
          • домен gorky.media

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции