html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Нефтяные истоки Нобелевских премий

Нефтяные истоки Нобелевских премий
С Нефтяных Камней в Баку в 1879 году начиналась история «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель». Фото: Николай Щеглов

Нефтяные истоки Нобелевских премий
Портрет Эммануила Нобеля-младшего, подаренный в 1908 году управляющему Астраханским отделением Товарищества Александру Алферову. Первый нефтяной фонтан в Балаханах. Фото: ГБУК АО «АСТРАХАНСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК»

Нефтяные истоки Нобелевских премий
Бакинские промыслы «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» на рубеже XIX и XX веков. Фото: ИЗ АРХИВА «NG РОССИЯ»

Нефтяные истоки Нобелевских премий
Школа на Московской улице Нобелевского городка в Астрахани. Фото: ГБУК АО «АСТРАХАНСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК»

Нефтепромыслы и все, что с ними связано, было не первым, но самым успешным в России промышленным детищем Нобелей — нескольких поколений обрусевших шведов-изобретателей. В год гибели Александра Пушкина в Санкт-Петербург из Швеции был приглашен Эммануил Нобель, создатель морских мин. Ему разрешили открыть мануфактуру для производства вооружения, которая называлась «Литейные заводы и механические мастерские. Эммануил Нобель и сыновья». Самому старшему из сыновей — Роберту — ко времени переезда всей семьи (1842-й) шел тринадцатый год.

Добыча черного золота в Баку, точнее в Закавказской нефтегазоносной провинции, уже началась: в 1820 году на Апшеронском шельфе была пробурена первая в мире нефтяная скважина. Во второй половине XIX века нефть стали качать в промышленных объемах. Но в 1873 году на Нижегородской ярмарке главный продукт нефтепереработки — русский керосин — стоил 1 рубль 60 копеек за пуд, тогда как более качественный американский… 1 рубль 26 копеек. (Пуд соответствует 16 килограммам, хотя у жидких веществ может быть и несколько больше или меньше в зависимости от плотности. И, спасибо Людвигу Нобелю — одному из тех, кто способствовал переходу России на метрическую систему, — что в пудах и саженях мы теперь ничего не измеряем.)

Причина ценовой несуразицы, причем очень существенной, была все та же, двоякая, извечно российская беда — дураки (непрофессиональные чиновники) и дороги (неумелая организация транспорта). «…Для перевозки нефтепродуктов мы используем в основном ослов, которые тянут через горные Кавказские перевалы бочки с керосином», — писал Роберт Нобель брату Альфреду из Бакинской губернии. И далее: «Ты не представляешь себе, насколько это перспективное дело. Нефть — это воистину будущее всего человечества».

В Баку Роберт прибыл в 1874 году в поисках орехового дерева, необходимого для изготовления прочных прикладов для ружей системы Бердана на Казенном ижевском заводе (ныне известный «Ижмаш»), одним из руководителей которого он был. Сырье, полученное на пробных скважинах было переработано в керосин, не уступавший по качеству американскому.

Оценив выгоду организации собственной перевозки нефтепродуктов, Нобели взялись за решение транспортных задач со свойственной им основательностью, оригинальностью и изобретательностью — качествами, которые им привил отец. (Эммануил Нобель постоянно напоминал сыновьям, что, пока один придумывает замок, другой уже изобретает к нему отмычку.) В 1877 году в Швеции был построен первый наливной пароход «Зороастр» по собственному проекту и чертежу Людвига Нобеля: в судне со стальным корпусом было восемь цилиндрических емкостей, куда заливался керосин. («Зороастр» прослужил всем властям до 1948 года, когда был затоплен для создания искусственного острова в районе Баку — Нефтяных Камней.)


Бакинские промыслы «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» на рубеже XIX и XX веков: 
нефтеналивные резервуры, построенные по проекту Владимира Шухова, и их предшественники (следующая фотография). Фото: Из архива «NG Россия»


Фото: Из архива «NG Россия»

"БРАНОБЕЛЬ" 25 мая 1879 года в Баку было основано «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» (в телеграммах указывалось — «Бранобель»), учредителями которой были Людвиг, Роберт и Альфред Нобели, а также их друг полковник артиллерии Петр Бильдерлинг, распоряжавшийся на Ижевском заводе.

Собственно, наливной способ транспортировки нефтепродуктов был изобретен несколько ранее астраханцами, братьями Николаем и Дмитрием Артемьевыми: в 1873 году они первыми в мире установили на небольшой шхуне «Александр» цистерну и наполнили ее нефтяными остатками. Нагружали и разгружали цистерну с помощью ручного насоса. Как часто случается со значимыми открытиями, общественность попросту осмеяла братьев: купцы не торопились следовать их примеру. Тем временем Артемьевы переоборудовали под налив весь свой флот. Грузовые трюмы, приспособленные под перевозку нефтепродуктов, на обратном пути использовали под другие грузы. Прежде же нефть и керосин возили в особо окрашенных и покрытых, во избежание течи, пропиткой дубовых бочках, которые заказывали в Центральной России. Стоимость этой тары, а также перевозки затаренных бочек — из Баку на подводах в Астрахань, а затем на баржах все в тех же бочках бурлаками вверх по Волге — и задирала цены на керосин.

СЕВЕРНЫЙ ПОТОК Братья Нобель быстро оценили всю выгоду изобретения братьев Артемьевых. Причем стали использовать в качестве наливных судов более быстрые и маневренные пароходы. Другие купцы опасались сочетания горючего груза с искрящими на ходу трубами и смотрели на этот вид транспорта больше как на забаву: на спор сгонять за сутки из Казани в Нижний, так чтобы от волны чужие баржи на берег повыбрасывало, или своротить с берега здоровенную кирпичную мельницу. Позднее Нобели придумали сами или успешно внедрили все перспективные новинки наливного флота, аналогов которому тогда не было не только в России, но и во всем мире. По Каспийскому морю, вверх и вниз по Волге сновали цельнометаллические колесные танкеры-пароходы, позднее первые в мире винтовые теплоходы и дизель-электроходы, оснащенные «русским дизелем» собственного нобелевского производства; разъемные баржи, состоявшие из двух плавающих секций, позволяли преодолевать системы шлюзов; а баржи типа «Расшива», унаследовавшие от древних русских предшественниц ложкообразную форму кормы и носа и малую осадку, — ходить по рекам даже в межень. (Нобелевский флот служил Советскому государству и через полвека после ликвидации Товарищества.) Причем нефтепродукты заливали прямо в разделенные на отсеки корпуса судов, грузоподъемность которых достигала 50 тысяч пудов (объем немаленький и по нынешним меркам). Переведя суда на жидкое топливо, чему способствовала форсунка для сжигания мазута, Товарищество и последовавшие его примеру компании сохранили от истребления Приволжские леса.


Лаборатория склада №3 в Астрахани. Фото: ГБУК АО «АСТРАХАНСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК»


Нефтеналивная баржа Товарищества «Княжна Ярославна» на Волге. Фото: ГБУК АО «АСТРАХАНСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК»

А по железным дорогам братья Нобель пустили составы с сотней вагонов-цистерн конструкции Людвига. Нобели построили и первый в мире мазутный трубопровод с паровым насосом и подогревом, что ускоряло перекачку этого вязкого вещества. Хранились сырье и продукты переработки в клепаных металлических цилиндрических резервуарах вместимостью до 300 тысяч пудов. Автор проектов танкеров-«расшив», форсунки, трубопровода и резервуаров — Владимир Шухов, позже снискал мировую славу и как архитектор.

Одиннадцать самостоятельных заводов Товарищества — керосиновый, масляный, вискозиновый (вискозин — высоковязкое масло, применявшееся для смазки цилиндров паровых машин), бензиновый, парафиновый, сернокислотные и прочие — располагались на восточной окраине Баку, в так называемом Черном городке. Оттуда нобелевская флотилия перевозила керосин через Астрахань, Царицын, Саратов, Самару, Нижний Новгород, Ярославль, затем — по Мариинской водной системе в Архангельск, Санкт-Петербург и дальше в Ригу и Скандинавию. Получился своего рода прообраз сегодняшнего «Северного потока». Монополия американского керосина была нарушена.

К 1901 году в Баку добывалось более половины всей мировой нефти (в США — менее 40 процентов). 400 с лишним скважин качали черное золото для Нобелей. А за 35 лет существования Товарищества было добыто и перевезено 13 процентов всей российской нефти. Рядом с каждым из основных перевалочных пунктов возникали «нобелевские городки» — новый тип социального поселения для рабочих.

КАПИТАЛИЗМ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ Особенно привлекало Товарищество удобное положение Астрахани, игравшей роль южных ворот в Европейскую Россию. Каспийская столица стала главным перевалочным пунктом нобелевской продукции: здесь керосин из морских наливных судов перекачивали в плоскодонные баржи для доставки вверх по Волге. Здесь же с целью складирования и длительного хранения керосина и мазута, особенно в зимний период, а также для ремонта судов было образовано Астраханское отделение Товарищества. В 1881 году Нобели подписали договор об аренде на 25 лет 10 тысяч квадратных саженей земли на правом берегу Волги у казаков Городофорпостинской станицы (позднее площадь арендуемой земли выросла в четыре раза — до 200 тысяч квадратных метров).

Мы спускаемся к Волге, где на волнах чуть заметно покачивается небольшой красно-коричневый док, в 1901 году казавшийся огромным сооружением. Дубовые бревна на палубе понтона, куда заводили днища кораблей, совершенно окаменели, ступени металлического трапа, ведущего к рубке управления, тяжело прогнулись, будто от времени. «А док продолжает нести службу, — говорит инженер технического отдела Астраханского судостроительно-судоремонтного завода имени Ленина (ранее Нобелей) Михаил Мохов. — Обратите внимание, швы между стальными листами здесь клепаные, а не сварные. Единственное новшество: насосы, откачивающие воды из балластных отсеков, теперь работают от электромотора. Рычаги управления клапанами и помпами и гидравлический кренометр, с помощью которого определяли углы крена у понтона, все те же, столетней давности». В начале XX века док мог принять самые большие суда своего времени…

В 1880-е годы рядом с доком были возведены многочисленные деревянные строения разного назначения, и вся Нобелевская пристань превратилась в маленький аккуратный городок. Выделялись два больших корпуса, из которых один был предназначен для конторы Астраханского отделения, другой — для квартиры заведующего складом и для чертежной; неподалеку выросли механический завод и ремонтные мастерские, столовая для рабочих, которая ежедневно обслуживала несколько сотен человек. Слева от главных корпусов два ряда зданий образовали длинную нарядную улицу: здесь расселили служащих высшего разряда: инженеров, механиков, кассиров, смотрителей.

Позади были построены дома для семейных рабочих — двухэтажные, с кухней и столовой в нижнем этаже и таким же по площади помещением для спальни и гостиной — наверху. Все печи в жилых домах, казармах, прачечных и банях уже в XIX веке имели нефтяное отопление по системе, разработанной в Бакинском филиале Товарищества.

«Здесь располагалась контора, — указывает на дощатое одноэтажное зеленое здание Лариса Довлетова, начальник административно-хозяйственной части завода имени Ленина, когда мы выходим за территорию современного предприятия. — Конечно, от былой планировки мало что сохранилось: был один вход с торца и один по центру, теперь несколько разномастных пристроек». Однако дальше нас ждет настоящее чудо — среди вековых акаций и лип стоят золотистые двухэтажные деревянные дома с плавными элементами декора в стиле модерн над окнами и удивительными лестницами в парадных — вроде бы простыми, но при этом изысканными. Строились они в конце 1880-х (в этом мы удостоверились по домовым книгам). И в них живут! Только не по четыре семьи, как при Нобелях, а по десятку…

Одновременно с жилыми домами в Нобелевском городке открыли школу для детей служащих. «Дворянин у нас не пойдет учиться на практике механике: он белоручка, и как бы он беден ни был, предрассудки касты удержат его. Мелкий торговец, пожалуй, денег ради, и не прочь работать, но он торговлей легче хлеб наживет. Остаются мужики. Они действительно идут в работники, но выше подмастерья подняться не могут. Это не их вина. В них нет даже зародыша образования…», — объяснял необходимость учебного заведения Людвиг Нобель.

При школе действовало и Общество вспомоществования нуждающимся учащимся детям служащих астраханского отдела Товарищества, которое приобретало для них продукты, одежду, обувь, учебники, платило за обучение в городских школах. Дети могли получить среднее и даже высшее образование, для чего Товарищество основало три именных стипендии в Санкт-Петербургском технологическом институте и по одной — в ряде других ведущих российских вузов.

Между Астраханью и городком регулярно курсировало судно, позднее даже двухпалубный пассажирский теплоход, рассчитанный на 250 человек. Всех служащих перевозили даром, а посторонних — за умеренную плату, отчислявшуюся в пользу больницы для рабочих.

В истории отечественного предпринимательства немного найдется примеров искренней заботы о работниках компании и формировании самими предпринимателями команды единомышленников, заинтересованных в результатах своего труда. «В темных цехах, оборудованных примитивными станками, рабочие трудились по 12−14 часов в сутки», — сказано в одном издании XXI века, посвященном Механическому заводу Нобеля. На самом деле именно Нобели первыми сократили рабочий день на заводах и промыслах до 10 часов (вместо 14). По уставу Товарищества, 40 процентов чистого дохода поступали в пользу служащих. В случае чрезвычайных происшествий рабочие и служащие находили поддержку как в собственной сберегательной кассе, так и со стороны акционеров, которые назначали им или их семьям пожизненные пенсии. Как считал Людвиг Нобель, хозяин имеет и обязанности, среди которых — прямое, без посредников, общение с рабочими.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Товарищества напрямую связана и с главным детищем Альфреда Нобеля, который большую часть состояния завещал на пять ежегодных премий: по физике, химии, физиологии или медицине, литературе, а также за достижения в деле осуществления идей мира и сближения народов. К тому времени, когда третье поколение Нобелей, родившихся в России и принявших гражданство страны, покидали родину, «нефтерубли» Товарищества составили пятую часть капитала, отпущенного на финансирование этих премий.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с nat-geo.ru

11

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • natgeoru
          • лес
          • река
          • деревья
          • домен nat-geo.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции