html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Не надо слёз. Почему индийцы отказались от совместной разработки истребителя?

На прошлой неделе стало известно, что Индия выходит из совместного с Россией проекта по созданию многоцелевого истребителя пятого поколения FGFA. Проект штормило несколько последних лет, однако сейчас это похоже на финал одной из самых масштабных совместных разработок. Или всё-таки нет? Лайф разобрался, почему так получилось и что теперь делать.

В 2007 году стартовала совместная российско-индийская программа по созданию самолёта пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Её целью должно было стать создание многоцелевого истребителя на основе разрабатывавшегося в то время российского ПАК ФА. Предполагалось, что Индия получит самолёт как у России, но лучше и в максимально короткие сроки.

С тех пор прошло уже более десяти лет. За это время США приняли на вооружение F-35 Lightning II — второй самолёт пятого поколения — и начали его поставку заказчикам, Китай стал второй страной в мире, принявшей на вооружение истребитель пятого поколения, а проект FGFA так и остановился на разработке дизайна. Почему же так получилось?

<p>Фото: © <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Lockheed_Martin_F-35_Lightning_II_461th_Flight_Test_Squadron.JPG" target="_blank"><ins>Википедия</ins></a></p>

На самом деле идея была прекрасная: две страны скидываются по шесть миллиардов долларов (Россия вносит свою лепту наработками и разработками), восемь лет работают совместно и получают на выходе практически идеальный многофункциональный истребитель пятого поколения. Ну не чудо ли? В 2007 году потенциальный рынок оценивался почти в тысячу самолётов, двести с лишним должна была купить Индия, столько же Россия и ещё где-то предполагалось найти покупателей, способных приобрести ещё 600 самолётов.

Индия рассчитывала на этот проект как на возможность получить истребитель пятого поколения быстро и недорого. Кроме самолётов военных интересовал ещё и доступ к самым современным российским технологиям. Россия была заинтересована в индийских деньгах: предполагалось, что полученные деньги отправятся прямиком на постройку самолётов пятого поколения для российской армии.

Увы, но почти сразу всё пошло не совсем так.

Самолёт мечты

Что именно должно быть у самолёта, чтобы причислить его к пятому поколению? Увы, точного ответа не даст никто. Каждая страна считает по-своему, хотя в нескольких пунктах сходятся почти все. Истребитель пятого поколения должен быть малозаметным, сверхманёвренным, многофункциональным и иметь возможность летать на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа.

Что же предлагалось улучшить по сравнению с исходным истребителем ПАК ФА, ныне Су-57? И почему было нельзя дождаться и купить просто российские Су-57? Основной вопрос, как обычно, заключался в технологиях. При покупке самолётов даже при условии финальной сборки на территории страны, как это происходит сейчас с Су-30 МКИ, доступа к самым современным российским радарам и авионике индийские военные бы не получили.

<p>Фото: © <a href="https://en.wikipedia.org/wiki/Sukhoi_Su-57" target="_blank">Wikipedia/Dmitry Zherdin</a></p>

К сожалению, принцип "Разбери и скопируй" с современными технологиями не проходит, времена не те. Именно поэтому Индия не рассматривала покупку истребителей пятого поколения у США, там ещё меньше шансов получить не только самолёт, но и технологии для самостоятельного использования.

Кроме того, индийцы старательно, хоть и не совсем успешно реализуют государственную программу "Делай в Индии", знакомую отечественным читателям как импортозамещение. В военной сфере успехи не очень поражают. Особенно грустно выглядит программа создания отечественного лёгкого истребителя HAL Tejas, тянущаяся с 1983 года, и попытка постройки боевого танка Ardjun — дорогого и во многом уступающего российским конкурентам.

Тем не менее индийцы хотели свой самолёт. Предполагалось внести 43 изменения — от совсем больших до совсем маленьких. Во-первых, предполагалось, что в FGFA будет два лётчика (по крайней мере, на нескольких машинах первого этапа), если точнее, то пилот и оператор вооружения. Подобная схема позволяет разгрузить лётчика, на которого во время боя и так ложится слишком много задач — пилотирование, прицеливание, выбор оружия, своевременное реагирование на датчики. Кроме того, двухместная версия очень удобна для перехода на новый тип самолётов, используемый в качестве учебно-боевых. Стоит отметить, что остальные страны, создавшие истребители пятого поколения, отказались от создания двухместных вариантов, переложив обучение на тренажёры.

<p>Истребитель Tejas. Фото: © <a href="https://en.wikipedia.org/wiki/HAL_Tejas" target="_blank">Википедия</a></p>

Кроме прочего индийцы предлагали российской стороне разработать и реализовать модульную концепцию двигателей для уменьшения стоимости обслуживания самолёта. Предлагавшиеся на тот момент двигатели для Су-57 их тоже не устраивали, чуткая индийская душа требовала больше мощности.

Отдельно Индия настаивала на максимальном использовании композитных материалов. Ну и, естественно, предполагалось, что композитные детали будут производиться в Индии на местном производстве. Также в числе требований стояло использование самолётом индийских ракет и других типов вооружения, что логично, зря что ли разрабатывали и деньги тратили. По итогу предполагалось, что стоимость одного самолёта по проекту FGFA будет около 100 млн долларов, примерно в такую же сумму обошёлся бы при покупке более лёгкий однодвигательный американский F-35 (от 88 до 108 млн долларов в зависимости от версии).

Все остальные параметры будущего чудо-самолёта были либо засекречены, либо явно переписаны с донорского Су-57. Проще всего оказалось с дизайн-проектом. 295 млн долларов и несколько лет работы позволили поставить в графе "сделано" жирный плюс, хотя бы один. Дальше всё двигалось так же, как и обычно в Индии.

А теперь танцы

Стоит отметить, что индийские военные, а также проводимые в Индии тендеры давно стали притчей во языцех. Для того чтобы добиться хорошей цены, индийцы ведут себя практически как на базаре с поправкой на современные технологии. В прессе выходят статьи, порицающие предыдущий выбор. "Всё пропало. Русские танки, купленные в последний раз, совсем плохи, лучше бы мы купили любых других, пусть даже старых и неисправных". Индийцы рассказывают, что теперь они будут выбирать совсем других поставщиков, и подобный ритуальный танец может продолжаться несколько лет.

После этого вступают в дело военные, уверяющие, что проблемы, конечно, есть, но их нужно решать, поэтому дайте скидку, новые цены и мы обязательно договоримся. Подобные периоды сменяют друг друга, но обязательны практически для всех индийских тендеров.

<p>Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов</p>

Отдельно стоит упомянуть тендер MMRCA, получивший название "праматерь всех тендеров". Стартовавший в 2001 году с внушительного числа в 126 покупаемых истребителей четвёртого поколения, он собрал в качестве участников практически всех значимых производителей. Американцы c F-16, Европа с "Тайфуном" и "Грипеном", Россия с МиГ-35. Закончился тендер спустя 15 лет, в 2016 году, покупкой 36 французских "Рафалей". Пятнадцать лет индийцы, вместо того чтобы решиться и обновить авиапарк, требующий "свежей крови", мотали участникам нервы, требуя скидки, собираясь закрыть тендер, а потом вновь возвращаясь на старые позиции. В настоящее время тендер перезапущен, скорее всего, в нём появится ещё и американский F/A-18. И всё повторится сначала.

Чем именно недовольны индийцы в проекте FGFA? Спустя годы они решили заявить, что платят они слишком много, проект движется медленно (это так, но опять же основная загвоздка в финансировании НИОКР), а Россия отказывается делиться наработками и вообще, может быть, у неё некачественные самолёты. Судя по всему, мы опять имеем дело с индийским манёвром "нам всё не нравится", чтобы вернуться спустя время с просьбой о серьёзной скидке.

Отдельно стоит упомянуть, как именно сообщили о решении прекращать проект индийские официальные лица — исключительно через интервью в прессе, да ещё и с кучей оговорок. "Нам не нравится этот проект, мы им не удовлетворены полностью и уходим, хлопнув дверью, но вообще, мы тут недалеко, прямо за дверью, и, если позовёте, всегда готовы вернуться или в крайнем случае давайте подумаем вместе над возможными вариантами". Официального отказа индийцы в Россию не прислали, из программы они вышли только на словах, а в действительности, скорее всего, лишь заморозили проект, чтобы дождаться принятия на вооружение Су-57.

<p>Фото: © Shutterstock</p>

С точки зрения России проект заморожен ещё с 2013 года, когда индийцы должны были начать выделение денег на НИОКР. Вместо этого начались придирки, затягивания и до сих пор деньги так и не поступили. В настоящий момент состояние проекта можно описать классическим "пациент скорее мёртв, чем жив". То есть работа пойдёт, если индийцы дадут денег, но время уже упущено. Теперь даже если проект будет возобновлён, в итоге получится практически такой же Су-57. Хотя, возможно, именно в этом цель всех этих индийских действий.

Отдельно стоит сказать о постепенном снижении абсолютно наполеоновских планов купить сначала более 200 самолётов пятого поколения. Год за годом их количество снижается, и к настоящему времени разговор идёт о контракте на 108 машин, что уже ближе к реальности. При этом Индия испытывает серьёзнейшие проблемы с военным авиапарком. Пилотам приходится летать на МиГ-21, разработанных в середине пятидесятых годов, а военные чиновники вместо покупки и разработки предпочитают торговаться и вести тендеры годами.

При этом специалисты осознают, что в случае серьёзных боевых действий боевые возможности МиГ-21 очень и очень слабы. Даже боевые столкновения конца прошлого века показали, что против самолётов даже четвёртого поколения МиГ-21 практически не имеет никаких шансов.

Чем сердце успокоится?

<p>Фото: © <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:PAK_FA_T_50_compressor_stall_on_MAKS_2011.jpg" target="_blank">Википедия/Rulexip</a></p>

А может быть, и в самом деле всё так, как говорят индийцы? Российский истребитель пятого поколения сильно уступает американским и китайским аналогам? Вряд ли, просто мерить возможности новейшей техники можно только опосредованно, сравнивая крохи официальных данных (надеясь на их правдивость) и всевозможные анализы и теоретические выкладки. В реальном противостоянии эти самолёты ещё ни разу не встречались.

Так что рубануть с плеча и сказать, что Су-57 хуже, — решение не самое умное. Те же индийцы уже сейчас говорят, что в случае полного прекращения проекта присматриваются к серийным российским Су-57, пусть и без второго пилота. Всё дело в том, что, несмотря на госпрограммы, наладить дешёвое и высококачественное производство военной техники в Индии (пусть даже и последнего цикла) — задача нетривиальная.

Собранные в Индии образцы техники оказываются дороже, чем произведённые в России. Это нормально, например, те же японцы за отвёрточную сборку истребителей F-35 ещё и отдельно доплачивают 30 млн долларов.

В данном же случае главное не разводить панику. Не бежать за танцующей индийской делегацией с криками: "Всё пропало!" Собственно, именно этого они и ждут. Гораздо важнее принять на вооружение Су-57 самим и потихоньку наращивать их количество. Проект и так вряд ли можно было назвать живым последние несколько лет. А индийцы вряд ли куда денутся, вернутся. Они всегда возвращаются.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с life.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • life_ru
          • домен life.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции