html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Настоящий музей космонавтики: музей РКК «Энергия»

energy-cover

Сегодня 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. Сейчас все интересующиеся этой темой (и не только они) с нетерпением ожидают открытия павильона «Космос» на ВДНХ. Однако в столице и ближайшем Подмосковье находится немало других музеев, посвященных исследованию космоса. Об одном из них и будет наш сегодняшний рассказ

Посетить музей ракетно-космической корпорации «Энергия» —>

Далее передаём слово Василию П. Все фото в этой публикации также его авторства.

Музей, в котором нам удалось побывать, находится в подмосковном городе Королёве. Здесь любят букву «Ё», пишут её на вывесках, и неспроста. Иначе, названия городских учреждений звучали бы примерно так «Королевский суд».

Впрочем, официального музейного статуса он не имеет и именуется «Центр развития технологий и подготовки кадров Завода экспериментального машиностроения Ракетно-космической корпорации «Энергия». 

Основная функция музея – показ образцов продукции предприятия для обучения и передачи опыта молодому поколению специалистов. Открылся он в 2008 году, принимает группы каждый день, но контингент его посетителей специфичен, в основном это – студенты ракетно-космических специальностей вузов. Водят сюда и школьные группы, хотя и ограничиваются только школьниками из Королёва, то есть теми, кто с наибольшей вероятностью увлечется увиденным и в перспективе будет работать на предприятии.

fo9

На наш взгляд, в этом музее собрана одна из лучших экспозиций космической техники в России. Хотя здесь всего один зал, но зато какой! Высокий корпус с 53-метровым потолком посетители называют настоящим Храмом Космонавтики. Основа его экспозиции – это крупная техника, располагающийся в бывшем ангаре для вертикальной сборки ракет-носителей. 

fo7

И хотя завод расположен за одной проходной с ракетно-космической корпорацией «Энергия», которая выросла из знаменитого ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва, это не одно и то же. Даже даты основания они празднуют свои. Королёвцы ведут отсчет от 1946 года, от выхода исторического документа, подписанного лично Сталиным — постановления Совета Министров СССР № 1017-419сс, которое предопределило создание всей инфраструктуры ракетно-космической промышленности в нашей стране, а завод ведет отсчет своего возраста с 1918 года, так что в конце 2018 года ему исполнится уже сто лет! 

fo4

 

Проходящие по городу Королёву или проезжающие по Ярославскому шоссе могут видеть на территории «Энергии» взметнувшуюся ввысь ракету-носитель «Восток». Это лишь полноразмерный макет (1995), но обратите внимание на цвет. Мы привыкли видеть ракеты белыми, и в белый цвет их обычно красят в музеях. Однако заводской цвет ракет — тёмно-серый, и именно такая ракета стоит на территории. На стартовых площадках ракеты белеют от инея, так как в них заливают десятки тонн жидкого кислорода (окислителя для топлива) с температурой -180 градусов. Увы, ракету пришлось фотографировать из-за забора, так как на территории предприятия фотосъемка запрещена, за этим строго следит служба безопасности. 

fo1

Напомню, что свое нынешнее имя город Королёв получил в 1996 году. А до этого он назывался Калининградом и был закрытым. Его история началась в далеком 1918 году, когда правительство приняло решение эвакуировать в Подмосковье Петроградский орудийный завод. Местом новой дислокации стал бывший казенный завод «военных самоходов» (автомобилей) у полустанка Подлипки.

В 1920-е годы на заводе делали пушки. В 1921 году Московскому орудийному заводу присвоили имя М. И. Калинина, так как на нем будущий «всесоюзный староста» работал шлифовщиком в 1911-1912 годах (ещё когда завод был в Санкт-Петербурге). В 1928 году дачные Подлипки получили статус рабочего поселка, а в 1930-е завод стал ведущим предприятием по разработке и производству противотанковой, танковой и зенитной артиллерии.

fo3

После войны заводу пришлось сменить профиль из-за развертывания в нашей стране работ по ракетной тематике. Естественно, эти работы велись в военных целях. 16 августа 1946 года С. П. Королёва назначили главным конструктором баллистической ракеты дальнего действия. Надо было понять, чего добились немцы, сделать лучше и обеспечить доставку бомбы на другое полушарие планеты. Вскоре в Подлипки стали прибывать из Германии первые эшелоны с немецкими ракетами. Это был, пожалуй, самый трудный период в жизни предприятия. Следовало очень быстро подготовиться к освоению совершенно новой техники. Экспериментальный цех располагался в освободившемся ангаре аэродрома недалеко от Ярославского шоссе. Опыт работы с артиллерийскими системами помог быстро освоить механическую обработку деталей и узлов, однако изготовление деталей из алюминиевых сплавов, медницкие, клепальные и сварочные операции вызывали определенные трудности. На первом этапе было принято решение сначала воспроизвести разработку фашистской Германии, ракету A4 или Фау-2. Воссозданная в деталях Фау-2 стала баллистической ракетой Р-1. Первый ее пуск состоялся в 1948 году. 

fo8

В процессе разработки советские специалисты оценили сильные и слабые стороны ракеты и создали модернизированный вариант Р-2, с отделяемой головной частью и дальностью 570 км. Она тоже есть в музее. 

В августе 1956 года ОКБ-1 с заводом, носившим к тому времени № 88, выделились из НИИ-88 в самостоятельную организацию, которую возглавил С. П. Королёв. Директором завода назначили Р. А. Туркова. Предприятию поставили новую сложную задачу — создание баллистической ракеты дальнего действия Р-7. Высоконадежная ракета должна была доставить водородную бомбу в любую точку на территории вероятного противника. «Семерка» отличалась от предшественниц не только размерами и массой, но и новейшими конструктивными и технологическими решениями, прежде всего пакетной схемой. Р-7 с дальностью полета 12 500 км была принята на вооружение в 1960 году.

Еще на стадии проектирования и подготовки конструкторской документации стало ясно, что производственные площади и высота цехов завода недостаточны для изготовления и сборки крупногабаритных агрегатов ракет Р-7. Тогда считали, что сборку обязательно надо осуществлять в вертикальном положении. Поэтому перед запуском в производство уникальной ракеты построили «большую высотку», где проводили сборку и испытания Р-7. Всего завод сделал 33 ракеты этой серии. С 1957 года к серийному производству ракеты подключился куйбышевский завод «Прогресс».

 

Двигательная установка бокового блока первой ступени ракеты-носителя Р-7. Рулевые управляющие двигатели – разработка ОКБ-1 С.Королёва. 

fo10

 

Именно ракета Р-7, которая несла не ядерный заряд, а первый искусственный спутник, позволила впервые вывести объект на околоземную орбиту. 

Параллельно с Р-7 в 1959-1965 годах изготавливалась боевая межконтинентальная ракета Р-9, лишенная таких недостатков «семерки», как длительный цикл предпусковой подготовки и возможность поражения старта вероятным противником. Подготовку к старту автоматизировали, а сам пуск мог производиться с земли или из шахты. Время готовности составляло 20 минут благодаря системе «Долина», которая обеспечивала длительное хранение жидкого кислорода без потерь.

Апофеозом оружейной тематики «Энергии» стала ракета ГР1 – глобальная ракета. Это была трехступенчатая космическая ракета с неограниченной дальностью. Она выводила боеголовку на низкую околоземную полярную орбиту высотой 150 км. Ее преимуществом было то, что она могла летать по нестандартным траекториям, тем самым обходя системы раннего предупреждения и районы развертывания ПРО.

Однако она так и не взлетела. Работы по ней прекращены в 1964 году из-за принятия соответствующих международных обязательств по запрещению размещения оружия в космосе. Первую ступень ракеты ГР1 можно видеть в музее. 

fo13

 

Ракетный блок Е, применявшийся в качестве третьей ступени ракеты-носителя Р-7. Он позволил отправить к Луне советские автоматические станции, а человека – в космос. 

fo11

В 1960 году вышло постановление правительства «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 годах». В нем говорилось о необходимости развития этой отрасли науки и техники, распределялась ответственность между предприятиями за отдельные направления работы.

С этого времени ОКБ-1 и завод № 88 перешли к проектированию, изготовлению и запускам пилотируемых кораблей. Разработчикам пришлось решать множество научно-технических задач, в первую очередь обеспечения жизнедеятельности и безопасности полетов космонавтов. В 1959 году завод приступил к созданию корабля «Восток».

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» совершил первый космический полет. Это событие навеки останется в ряду величайших достижений человечества. За успешное выполнение этого полета многие сотрудники ОКБ-1 и завода получили государственные награды. Директору завода Р. А. Туркову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. 

Спускаемый аппарат корабля «Восток». 

fo12 fo15

 

После успешных полетов спутников, «Востоков» и «Восходов», изготовленных на «Энергии» (тогда ОКБ-1), пришла пора лунной гонки. Генеральный конструктор Королёв и все предприятие создали серию космических аппаратов «Зонд» и посадочный модуль «Лунник». Это были два составных элемента пилотируемой системы, призванной доставить двух космонавтов на окололунную орбиту (Лунный орбитальный корабль), и одного — на поверхность Луны (Лунный корабль). Лунный посадочный модуль трижды слетал в беспилотном режиме на низкую околоземную орбиту, для проверки работоспособности систем.

Однако основным элементом лунной программы являлась тяжелая ракета-носитель Н-1 (изготовитель — завод «Прогресс»). После нескольких неудачных пусков из-за аварий на первой ступени дальнейшие испытания и изготовление ракет-носителей были прекращены, и лунная программа была закрыта. В советское время о подготовке полетов на Луну в печати не упоминалось. 

 

Одной из реликвий музея является лунный посадочный корабль ЛК ракетно-космического комплекса Н1—Л3. 

fo19

От достижения советским человеком Луны пришлось отказаться, но работа по «Луннику» стала основой одной из самых эффективных космических транспортных систем: пилотируемого корабля «Союз» и транспортного — «Прогресс». Корабли «Союз» и «Прогресс» уже несколько десятилетий остаются основной продукцией Завода экспериментального машиностроения.

 

Бытовой отсек корабля «Союз» 

fo16

 

Подлинный космический аппарат космического корабля «Союз ТМ-14», возвратившийся на Землю в августе 1992 года. 

fo14

 

В рамках международной программы «Союз-Аполлон» для корабля «Союз» был разработан андрогинный стыковочный узел (то есть универсальный, имеющий возможность при стыковке выполнять как активную, так и пассивную роль). Успешная стыковка «Союза» с американским кораблем «Аполлон» произошла 17 июля 1975 года.

fo24

 

Большое значение для развития космонавтики имело решение о создании долговременных орбитальных станций серии «Салют». Первая орбитальная станция имела внушительные размеры: диаметр свыше 4 м, длину 15 м и массу около 20 т. Ее создавали в кооперации с заводом имени Хруничева. ЗИХ изготавливал корпус и выполнял сборку станции, а ЗЭМ — поставлял необходимые комплектующие, элементы системы жизнеобеспечения, управления, арматуру, приборы и кабели, проводил электрические испытания станции в КИС. Станция и корабль «Союз» оснащались стыковочными агрегатами, обеспечивающими внутренний переход из корабля на станцию. В апреле 1971 года первая долговременная станция «Салют» вышла на орбиту.

fo2 fo5

 

В музее представлен полноразмерный макет, в котором можно заглянуть. Кстати, недавно в нем снималась многие сцены художественного фильма «Салют-7». 

fo22 fo23

На смену «Салютам» пришла постоянно действующая станция нового поколения — «Мир», а позже МКС. Эти станции делали в той же кооперации с ЗИХом и КБ «Салют». Базовый блок станции «Мир» вышел на околоземную орбиту в феврале 1986 года. Уникальный пилотируемый орбитальный комплекс проработал в космосе 15 лет, что стало одним из самых больших достижений космонавтики ХХ века. 

 

Стыковочный отсек орбитальной станции «Мир». На ЗЭМе было изготовлено четыре таких отсека, один штатный и три для испытаний. 

fo17

 

Модуль «Квант-2» орбитальной станции «Мир» (точнее, экземпляр, оставшийся на Земле). Находился в составе комплекса с 1989 года до затопления станции в 2001 году. 

fo21

 

Программа «Энергия-Буран» была одной из самых сложных и масштабных космических программ, в которой принимали участие более 1200 предприятий Советского Союза. ЗЭМ изготавливал объединенную двигательную установку орбитального корабля, состоящую из 46 двигателей многократного запуска, систему электропитания, выполнял сборку и испытания «Бурана». Здесь также делали носовую часть РН «Энергия» с титановым конусом, хвостовой отсек и обтекатели блоков А, проводили окончательную сборку и испытания блоков на Байконуре.

Экспериментальная установка для газодинамических испытаний комплекса «Энергия»-«Буран» в масштабе 1:10. 

fo18

 

Корпус бака окислителя блока «А» ракеты-носителя «Энергия». 

fo25

 

Ракетные двигатели для «Энергии»

fo6

 

Раньше экспозиция музея заканчивалась макетом «Клипера». Это многоразовый космический корабль, разрабатывавшийся на «Энергии», но теперь от его создания отказались, а макет передали образовательному центру «Сириус» в Сочи. Вместо него поставили макет «Федерации» – нового космического корабля, который «Энергия» готовит на замену «Союзу» и для полётов к Луне.

fo20

 

В заключение отметим, что ознакомиться с уникальными экспонатами нашей космической истории оказалось довольно интересно. Заметим, что подобных ведомственных космических музеев в Подмосковье немало, однако они находятся на режимной территории предприятий, так что попасть туда – достаточно сложная задача. 

fo26

 

В то время как в США космические музеи доступны, их посещают тысячи посетителей, а продажа различной символики и сувениров приносит музеям вполне приличные деньги. Наши же предприятия заниматься этим не умеют, не хотят, и смысла не видят. Если вы не студент и не школьник, попасть в подобный музей достаточно сложно. Интерес к космонавтике постепенно угасает, и, по нашему мнению, потенциал подобных музеев целесообразно использовать куда лучше. 

Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с moscowwalks.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • moscowwalks.ru
          • храм
          • домен moscowwalks.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции