html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Насилию могут противостоять только дети»: интервью с автором Карлхена и Городка

«Афиша» обсудила с Ротраут Сузанной Бернер — едва ли не самым популярным здесь иллюстратором детских книг — ее работы, творчество Дмитрия Пригова и протесты 60–70-х годов.

«Насилию могут противостоять только дети»: интервью с автором Карлхена и Городка
Фотография: East News
  • Скажите, Сузанна из вашей серии книг про Городок — та Сузанна, которая коллекционирует экстравагантные шляпы и постоянно их где-нибудь забывает, — это вы? Она немного похожа на вас внешне.
  • Нет, на самом деле это не я. Но мне, разумеется, хотелось, чтобы в Городке была своя Сузанна. И привычка терять шляпы и шапки у меня тоже есть.
  • Есть ли вообще прототипы у ваших персонажей?
  • В книгах можно разглядеть намеки на людей, которых я знаю, — ну так всегда бывает, когда рисуешь или пишешь. Прежде всего это касается продавца книг Армина из серии про Городок — он появляется под своим настоящим именем, да и выглядит точно как настоящий Армин (Армин Абмайер, издатель и книготорговец, муж Ротраут Сузанны Бернер; скончался в 2012 году. — Прим. ред.).
  • Мы можем поговорить об Армине Абмайере и его альманахе «Die Tollen Hefte» («Сумасбродные тетради», выпуски иллюстрированной прозы и поэзии. — Прим. ред.)? Правильно ли я поняла, что он был независимым издателем и публиковал то, что увлекало его самого?
  • В детстве Армин собирал комиксы и остался верен этой страсти всю жизнь. «Die Tollen Hefte» выросли из этой страсти,  они все очень разные и отражают его субъективные предпочтения (в «Сумасбродных тетрадях» печатались тексты Чарлза Буковски, Хулио Кортасара, Гертруды Стайн, Готфрида Бенна и др. с иллюстрациями современных художников. — Прим. ред.). Он начал публиковать их в 1991 году, а после его смерти в 2012-м издателем стала я. Хотя и раньше мы работали над выпусками вместе: шесть из них я сама иллюстрировала, для других делала макет и контролировала весь процесс печати. На сегодняшний день опубликовано 43 «Сумасбродные тетради», они печатаются специальным офсетным способом, который отвечает старой технике литографии. И есть еще 15 специальных изданий с оригинальной графикой (шелкографией, гравюрами, литографией и т.д.).
  • Седьмая «Сумасбродная тетрадь» — это Дмитрий Пригов, его графика и стихи из сборника «Пятьдесят капелек крови». Вы знали Пригова?
  • Да, мы познакомились с Дмитрием, муж пару раз путешествовал с ним и был очень впечатлен им самим, его историей, его литературой, искусством, его индивидуальностью, которую он как диссидент развил в себе. Для специального издания этого выпуска мы упаковали разрисованные страницы газеты «Правда» в полиэтиленовые пакеты — в память о людях, которые таким образом защищали свои документы и тексты в дороге, если, например, им надо было пересечь реку.

  • 1/3

  • 2/3

  • 3/3
  • Вы помните тот момент в вашем детстве, когда вы поняли, что хотите стать художником?
  • Я как-то довольно рано решила стать человеком искусства, только не могла определиться, то ли мне писать, то ли рисовать, то ли играть в кино. В общем, нормальные идеи для маленькой девочки, я в этом солидарна со многими детьми прошлого и настоящего. Мой отец, который служил в издательстве, встречал мои первые «работы» — какое-нибудь короткое стихотворение или рисунок — с гордостью. На критику, однако, он тоже не скупился и нередко подрезал крылья моей фантазии.
  • Кто из художников, писателей, музыкантов повлиял на вас?
  • В детстве меня восхищал Пикассо. Я родилась и выросла в Штутгарте, а там в Государственной галерее великолепное собрание Пикассо. В 50-е годы медиа в детской жизни практически никакой роли не играли: у нас было радио, но только чтобы послушать новости и воскресный концерт. Родители иногда слушали радиоспектакли. Телевизора не было — вместо него газета и раз в месяц детский журнал. Я думаю, поэтому каждый фильм, каждая выставка, каждый поход в театр (в Штутгарте отличный театр — и тогда был, и есть теперь) производили на меня такое мощное впечатление, и я быстро начала себя идентифицировать с актрисами, певицами и художниками.
  • По-моему, ваши книги про Городок в чем-то похожи на кинофильмы. Насколько важно для вас кино? Что вы смотрите?
  • Да, во всех моих книжках сильна сюжетная сторона, но сюжет там простой и линейный. Мне нравится ходить в кино, но я не знаток и многое пропускаю. Мне по душе более лаконичные и менее стремительные фильмы, экшен раздражает и наводит на меня скуку. Я люблю старое французское и итальянское кино, а еще Джармуша, Уэса Андерсона, старые фильмы Билли Уайлдера — довольно дикое сочетание. С чтением книг я тоже никакой системы не придерживаюсь.
  • Из Штутгарта вы переехали в Мюнхен и поступили на факультет графического дизайна. Почему вы выбрали именно Мюнхен, а не Западный Берлин, к примеру?
  • По личным причинам. А графический дизайн выбрала, потому что хотела заниматься оформлением книг. Профессия дизайнера имеет мало общего с профессией иллюстратора, но тогда, в 1971 году, никакого специального образования для иллюстраторов не существовало. Так что, строго говоря, я иллюстратор-самоучка.
  • Каким был тогда Мюнхен?
  • Совсем не таким богатым и привлекательным, как сейчас. Просто город на окраине республики. Все изменилось после Олимпиады 1972 года. Мюнхен рос вместе с благосостоянием Германии и постепенно стал таким, каким его знают теперь, — город, где можно отлично проводить свободное время и где приходится тратить кучу денег. Но я ценю его за близость к горам и природе и за красоту.
  • Если я думаю о конце 60-х и начале 70-х в Западной Германии, в голову первым делом приходит студенческое протестное движение, захват заложников на Олимпиаде в Мюнхене, терроризм RAF. На что была похожа жизнь в то время? Вы участвовали в протестах?
  • Я жила тогда, как и многие из нас, в гражданском браке. Мы интересовались политикой, я ходила иногда на демонстрации, но активным участником студенческого движения меня нельзя было назвать. Каким я вижу общество 60-х и 70-х годов, оглядываясь назад? Очень несвободным, мещанским и безрадостным. Политическая и сексуальная революция запоздала, она должна была начаться раньше, прежде всего как противостояние национал-социализму и его последствиям. И сейчас, когда по всему миру снова протестуют (и я тоже участвую в этих протестах), я рада жить в стране, где существует свобода слова и право на демонстрации.

  • 1/5

  • 2/5

  • 3/5

  • 4/5

  • 5/5
  • Как вы думаете, должны ли родители обсуждать с детьми политические взгляды, говорить с ними о протестах и демонстрациях?
  • Я тут, к сожалению, не могу советовать, потому что могу только представлять себе, каково жить в обществе, где нужно с осторожностью высказывать свое мнение. Наша немецкая история, которая так страшна, научила нас, что нет ничего важнее свободы слова. На прошлой неделе была демонстрация в Мюнхене — 40 тысяч человек, — и я там была. Хорошо видеть, что это работает: каждый может сказать, что он думает. И что дети воспринимают свободу слова как нечто само собой разумеющееся и не испытывают страх высказывать свое мнение. Но тут важно, чтобы и пресса была свободна, чтобы мы могли услышать и прочесть совершенно разные точки зрения. Это политическая культура. Но я опасаюсь, что из-за монополизации экономики все эти ценности пострадают: сейчас экономика, а не политика, играет решающую роль и получает все больше власти.
  • Как вы относитесь к цензуре? Есть что-то, что нельзя изображать в детских книгах, кино, театре?
  • Я против любой цензуры. Единственное оружие, которое может справиться с порнографией, насилием etc., — это уверенные в себе дети, которые учатся критически мыслить и обладают свободой принимать решения.
  • После защиты диплома вы стали работать как свободный художник. Насколько было сложно найти работу?
  • Сначала я два года поработала в издательствах, узнала много нового об издательской индустрии, а также о служебной иерархии — каково это, когда тебе каждый день говорят, что ты должен делать. Поэтому я и решила стать свободным художником. Иллюстрировала книги, делала обложки — годы, годы и годы. Моя собственная первая книга вышла только в 1994 году, когда мне было уже 46 лет.
  • Когда вы иллюстрируете чужие книги, вы обсуждаете с их авторами будущие иллюстрации или работаете совершенно независимо?
  • Независимо. Для меня нет смысла полагаться на представления автора. Это только затормозит творческий процесс. И да, у меня два раза были конфликты с авторами, которые считали, что я их не поняла.
  • У вас есть какие-то правила работы над иллюстрациями? Например, подъем в 6 утра, 10 эскизов, никаких развлечений…
  • Да нет, конечно. Правила — пусть каждый сам для себя их придумывает. Главное — не терять страсть к работе. И, наоборот, я считаю, надо тратить время на развлечения, высовывать нос из норы, интересоваться литературой, искусством, политикой. Это важно для всех творческих профессий.
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с afisha.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • vozduh.afisha
          • домен vozduh.afisha.ru
          • домен afisha.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции