html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Намеренная память

Психолог Вероника Нуркова о целенаправленной памяти, приемах запоминания и противоречии мнемотехник

Если в случае ненамеренной памяти мы специально не пытаемся запомнить и вспомнить и все происходит как бы само собой, но закономерно, то в случае намеренной памяти положение обратное. Ненамеренной (непроизвольной, автоматической) памяти нам не хватает, и приходится остановить свою деятельность, отойти в сторону и начать специально предпринимать отдельные действия, для того чтобы или записать, зафиксировать какой-то материал, или, что гораздо более неприятно субъективно, достать тот материал, который сам как будто не достается. Несмотря на то что кажется, будто произвольное запоминание и вспоминание — привычное явление для нас, это совершенно уникальное достижение человека. Никто, кроме человека, причем только на определенной стадии своего культурного развития, произвольно работать с памятью не может. К примеру, если вашей собаке очень понравится марка какого-то корма, она никак не сможет стоять над пакетом и повторять красивое иностранное название, чтобы потом сообщить его вам, когда вы пойдете в магазин за следующей порцией, — не потому, что она не может повторять и читать, а потому, что в ее внутреннем мире не существует произвольных процессов, и это важно различать.

Цель запомнить появляется гораздо раньше, чем возможность запомнить. И в этом смысле в жизни ребенка есть драматические моменты, когда он осознает свое бессилие, потому что хочет угодить взрослому, например, или быть эффективным в игре. Он понимает, что для этого нужно запомнить, как его зовут, запомнить какой-то список слов, свой домашний адрес и так далее, но он не может этого сделать. Для того чтобы быть способным произвольно запомнить и вспомнить (а мы часто забываем о задаче произвольно забыть, хотя это важное умение), приходится овладевать специальными приемами или средствами. То есть произвольная, намеренная, целенаправленная память всегда связана с использованием каких-то технологий. Потом эти технологии могут гибельно сказываться на функционировании памяти.

Какие есть приемы для того, чтобы запомнить? Они хорошо известны, базовых приемов всего три. Первый способ — обозначить, назвать, проговорить то, что вы пытаетесь запомнить. Например, вам повезло в жизни, и вы вдруг оказались на рассвете на берегу океана и видите потрясающий ваше воображение восход солнца — розовый, с багряными отсветами. Вы очень хотите запомнить это на всю оставшуюся жизнь. И что вы делаете? Вы таращитесь, открываете рот, восклицаете: «О! А!», размахиваете руками. Солнце взошло, вы вернулись домой и понимаете, что и вспомнить, и рассказать не можете ничего, кроме «О! А!». В данном случае самый главный прием — попытаться рассказать самому себе, что же произошло. Если удается это сделать, то материал запоминается. Наверное, поэтому наши предки (я имею в виду более образованные круги) имели привычку вести дневники и практически каждый день обсуждали с тетрадью или листом бумаги, что же с ними произошло, и таким образом они запоминали главное в своем развитии, жизненном пути. Такой способ, с одной стороны, глобален, поэтому он очень распространен, но, с другой стороны, он подходит не для всего, а только для того материала, который можно понять, разместить в системе уже существующих знаний. Намеренное, жестко целенаправленное запоминание часто нужно, когда приходится заучить что-то, что невозможно понять. Например, невозможно понять номер своего паспорта, невозможно понять, почему этого человека зовут Анфиса Петровна, а не Мария Васильевна. Это выше понимания, поэтому приходится прибегать к другим двум приемам.

Второй прием тоже всем известен — это прием повторения, то есть первое, чем овладевает ребенок в детстве. Повторение, зубрежка, то, что вызывает большое отторжение и ненависть у всех учащихся, — огромное антропологическое изобретение: когда человек научился зубрить, он стал гораздо умнее, чем все прочие животные на свете. Как работает повторение? Почему, если я что-то повторяю, потом с большей вероятностью это воспроизведу, чем если бы не повторял? Казалось бы, очевидно, но если мы задумаемся и посмотрим на результаты исследований, окажется, что повторение работает, только когда у вас есть цель запомнить. Если нет цели запомнить, вы можете повторить хоть тысячу раз какой-то материал, но ничего не воспроизведете. Не так давно был коммерческий эксперимент, который был заказан британскому психологу Алану Бэддели компанией ВВС. Компания планировала поменять частоту вещания в эфире и хотела, чтобы слушатели запомнили, когда будет смена волны и куда будет переход. Они думали, что будет эффективно просто много раз повторять и люди все это запомнят, потому что они повторяют вместе с ними. Но когда эту ситуацию смоделировали, оказалось, что после тысячи повторений (задумайтесь: тысяча повторений, они оплачивались, люди специально повторяли) только 15% людей могли назвать дату перехода и то, на какую частоту перейдет компания. То есть нецеленаправленное повторение абсолютно неэффективно. Но когда оно целенаправленное, мы можем «обмануть» нашу психику, а именно: в повторении мы эксплуатируем и имитируем законы ненамеренной памяти. Если какой-то материал относится к цели того, что я сейчас делаю, моя память это запомнит, скопирует. Если что-то относится к тому, что я делаю, скорее всего, это находится в моем сознании достаточно долго, пока я что-то делаю. И в повторении мы пытаемся сымитировать эту ситуацию: положили в сознание материал, он там полежал, но конкретно сейчас он не нужен, потому что он запоминается для будущего, и тогда материал уходит из памяти. Тогда мы снова ловим материал и кладем на место, и так до тех пор, пока несчастная память не согласится, не сдастся и не присвоит, не скопирует этот материал. Конечно, повторение эффективно, но это не самый эффективный способ запоминания.

Опираться только на повторение человечество признало недостаточным, поэтому стали изобретать специальные технологии, которые назвали мнемотехниками (μνῆμα — это ‘память’), то есть техниками запоминания. Основных две — это образная и вербальная мнемотехники. И в том и в другом случае это парадоксальные вещи. Например, вы хотите запомнить цвета радуги в правильном порядке. Для этого вам дается готовое мнемоническое правило: «как однажды Жак-звонарь головой свалил фонарь». Вы выучиваете этот стишок и теперь всю жизнь знаете соответствующую последовательность цветов. Но на самом деле получается, что для того, чтобы запомнить маленькое количество информации — цвета в определенном порядке, вы заучиваете большее количество, причем заучить больше оказывается проще, чем заучить меньше. Это удивительное противоречие, которое между тем работает.

Для каких-то правил и общепринятых вещей есть устойчивые мнемотехники. Сейчас молодым людям это кажется очень странным, но еще лет 20–30 назад память любого мало-мальски образованного человека была забита огромным количеством различных мнемотехник, с помощью которых студенты-медики учили названия органов, различных болезней, симптомов, нервов, студенты-историки заучивали даты исторических событий, филологи — различные правила. Если рассказать это сегодняшним школьникам, они очень удивятся и скажут: «Зачем это все заучивать, когда можно просто посмотреть в интернете?» И тут возникает вопрос: отличается ли произвольное запоминание и произвольная память современного человека от того, что было, допустим, 30, 50, 150 лет назад? На самом деле это довольно важный вопрос, потому что, например, искусство памяти (мнемотехники) начали изобретать еще в античной Греции, потом к этому особенно активно обратились в Средние века. Это постепенное приспосабливание гуманитарных технологий к особенностям человеческой психики, которое позволяет решать определенные важные задачи. Античный оратор должен был выйти и говорить не по бумажке, а с вдохновением, оперировать многими фактами. Остроумный собеседник, преподаватель — людям нужно было запоминать, удерживать в рамках своего организма и взаимодействия с миром большое количество материала. И тут ситуация изменилась: зачем же это удерживать все внутри себя, когда легко можно взять извне? Такая легкость получения материала, во-первых, новинка. Хотя письменность и книга были изобретены очень давно, а потом возникли другие «гаджеты» для запоминания, например фотография и видеозапись, они все равно требовали оперирования материалом. Например, я знаю, что в библиотеке есть собрание сочинений Аристотеля, но, чтобы получить к нему доступ, я должна пойти в библиотеку, записаться, заказать книгу, мне ее принесут, потом я должна сделать выписку — долгое дело. А теперь появились мобильные устройства, которые с сопоставимой с мозгом скоростью запроса могут сделать запрос не к своему мозгу, а к внешнему источнику.

Возникает серьезный вопрос: влияет ли это на память современного человека, изменяется ли она новыми технологиями, а если да, то в какую сторону — улучшается она или ухудшается? Или это вообще некорректно поставленный вопрос? Исследования показывают, что есть и плюсы, и минусы, но в целом трансформация происходит, причем очень стремительно. Современные школьники и студенты, то есть люди, которые росли, формировались в контексте мобильной, постоянно доступной информационной среды, по-другому строят свой процесс целенаправленного, произвольного запоминания. Они пытаются запомнить не собственно содержание того, что нужно, например: те самые цвета радуги, или падежи, или названия планет, годы исторических событий, — а то, где это можно найти, то есть адреса и ссылки (формулировку запроса и где искать). Оказывается, что, с одной стороны, это дает огромное преимущество: если уметь задавать вопрос и информационная среда тут же отвечает, то вроде и не нужно запоминать. Ведь в целом память — это способность использовать знания, и если я их использую, то у меня память хорошая. Я не буду фантазировать на тему «что будет, если все электричество отключится», «что произойдет с приспособленностью сознания, с эрудированностью большинства современных людей», но в то же время возникает огромное количество новых проблем: если это знание не мое собственное, а гибридное, насколько ему можно доверять? А что будет, если есть варианты выбора? Если у меня есть моя память, я точно помню о каком-то событии, но мне дают на мой вопрос несколько вариантов ответа: какой из этих вариантов является моей памятью, а какой — чужой? Нельзя ли их перепутать? И что будет, если перепутать?

Сейчас, пожалуй, самая быстрорастущая область в исследовании памяти — это как раз исследование взаимодействия, с одной стороны, взаимообогащения и, с другой стороны, взаимоупрощения человеческой психики, попытки запомнить какой-то материал, записать с внутреннего носителя на внешний носитель (не только интернет, но и другие системы). Я думаю, что если эти исследования будут разумно и интенсивно вестись в будущем, то мы найдем какой-то гармоничный выход или вариант взаимодействия, когда нам удастся балансировать между внутренним и внешним и, соответственно, не быть полностью зависимым от внешней памяти, в то же время пользуясь ее преимуществами.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

15

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • исследования
          • эксперименты
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции