html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Надя Брыкина: «Мне хотелось показать то, что другие не видели»

Коллекционер и галерист Надя Брыкина 

Почему вы заинтересовались искусством 1960-х годов?

Еще студенткой, в 17 лет, я работала гидом-переводчиком и для того, чтобы проводить экскурсии в Третьяковской галерее, посещала специальные курсы. Я изучала французский язык, географию, но параллельно увлеклась искусством. Коллекционировать его мы с моим мужем-швейцарцем стали в начале 1990-х. Помогали знакомые искусствоведы, работники Третьяковской галереи. Они знакомили нас с кем-то, мы начали ходить по мастерским и квартирам разных художников. Бывало, что один из них направлял нас к другому. Мы обратили внимание на то, что в России очень много художников, о которых ничего не знают, их нигде не выставляют. Потом у нас появилась идея показать их на Западе. И когда я начала спрашивать, есть ли у них какие-то фотографии работ или каталоги, то ни у кого ничего не оказалось. Картины просто лежали в пыли где-то за шкафом или под кроватью. С этого момента мы начали не только собирать искусство, но и заниматься издательской деятельностью, готовить каталоги для того, чтобы представить его на Западе.

Борис Отаров. «Композиция». 1962. Фото: Nadja Brykina Gallery

С кого из художников все началось?

Один искусствовед познакомил меня с Марленом Шпиндлером. Долгое время я занималась только его творчеством. Надо сказать, он был человеком ревнивым и строгим и к себе особенно никого не подпускал. У Марлена очень сложная жизнь, он три раза сидел. В 1960-х он был одним из лучших графических дизайнеров, а талантливых людей у нас не любят. К тому же, по характеру он был человек буйный и не стеснялся в выражениях, мог и совком бросить в начальника. В перестройку, в 1989 году, его освободили досрочно, но у него случился инсульт, и последние девять лет жизни он был прикован к постели. Мы познакомились как раз в тот момент, когда с ним произошло это несчастье, — пришли поговорить насчет приобретения работ и вскоре подружились, потому что хотелось чисто по-человечески помочь ему. Несмотря на то что одна сторона у него была парализована, он был активным, жизнерадостным и все время хотел поехать в те места, где бывал раньше, еще молодым человеком (он всю жизнь любил писать пейзажи с натуры). У меня две дочери, они были тогда еще совсем маленькими, и Марлен учил их рисованию. У нас была машина — мы стали вместе выезжать на этюды. Ездили в Ковров, Суздаль, Коломну… Мы стали документировать эти поездки. Много фотографировали, потом я пригласила знакомого оператора из Петербурга, и в итоге получился документальный фильм, его несколько раз показывал канал «Культура». Можно сказать, семья Марлена стала моей семьей, и Лидия Александровна, его жена, стала мне такой же близкой, как моя мама. В 1996 году мы сделали выставку Марлена Шпиндлера в Третьяковской галерее, подготовили каталог для этой выставки. Теперь готовим его выставку в Малаге, в филиале Русского музея, совместно с малагским Фондом Пикассо.

Андрей Красулин. «Пейзаж». 1995. Фото: Nadja Brykina Gallery

Сейчас у вас в галерее идет выставка Юрия Злотникова. Как известно, он очень не любил продавать свои работы. Как складывались ваши с ним отношения?

К Злотникову было попасть легче, чем к Марлену… Но приобрести у него работы было очень сложно. Он никак не хотел их продавать. Мы предложили, что приобретем у него что-то и в обмен что-нибудь для него сделаем, может быть, выставку. Много раз я приходила, смотрела работы, отбирала. В конце концов мы остановились на каком-то количестве, и Юрий Савельевич назвал сумму — она была очень большой. Я не торгуясь эту сумму отдала и взяла работы. На следующий день Юрий Савельевич позвонил и говорит: «Надя, знаете что, давайте мне их назад». Я отвечаю: «Юрий Савельевич, но как же так, ведь мы с вами договорились!» Он настаивает: «Нет, давайте». Что делать? Пришлось согласиться. Но еще через час он мне перезванивает: «Ладно, пусть они у вас будут». Получив работы Юрия Савельевича, я попала в полную зависимость от него. Он звонил мне постоянно, расспрашивал, за что-то меня ругал. Например, за то, что я слишком сближаюсь с художниками. Говорил: «Надя, держите дистанцию, не приближайтесь к художникам, вам будет сложно потом». Он многому меня учил, и, таким образом, у нас с ним началась дружба. В последний раз он позвонил мне за два дня до того, как ушел из жизни. Это был долгий и глубокий разговор. Потом выяснилось, что я была последним человеком, с кем он так поговорил.

Юрий Плотников. «Космическая композиция». 1987. Фото: Nadja Brykina Gallery

Как вы пришли от выставок к галерейной деятельности, продаже искусства?

На самом деле я вообще никогда не хотела его продавать, меня это совсем не интересовало. Меня заинтересовали художники, их творчество, весь этот мир. В 1990-х годах я жила уже больше в Швейцарии, чем в России. Когда мы выпустили первые каталоги, пошли отклики от западных музеев об организации выставок. Но потом ситуация стала меняться. То есть, например, в конце 1990-х директор Центра Помпиду говорил: «Нас очень заинтересовало творчество Шпиндлера, давайте сделаем его выставку в 2000 году». Но к 2000 году на Западе уже изменилась ситуация, политика музеев и мало кто хотел выставлять русских художников. Я же чувствовала, что надо показывать их работы, продвигать эти имена. Я подумала: «Может быть, сделаем музей?» Но все друзья стали говорить: «Зачем музей? Это очень странно! Надо, чтобы это искусство шло дальше, в другие коллекции. Тебе надо организовать галерею». Это посоветовали мне сами швейцарцы, я не хотела вообще никакую галерею. Потом встал вопрос о названии. Друзья, которые помогали в строительстве, дизайне галереи, подсказали: «Ты должна дать ей свое имя. У нас в Швейцарии так принято». И тут мне стало еще хуже, потому что я всегда стеснялась своей фамилии и еще в школе думала: «Вот выйду замуж и поменяю ее». Но все-таки решила их послушаться. У нас еще будет фонд, я планирую открыть его, чтобы облегчить работу с музеями. Все-таки само слово «галерея» несет на себе отпечаток коммерции, а музеи хотят сотрудничать с другими институциями.

Андрей Красулин. «Растение». 1970‑е. Фото: Nadja Brykina Gallery

Как восприняли в Швейцарии искусство российских нонконформистов?

Швейцария — это такая страна, где живут и французы, и американцы, и англичане, то есть интернациональная публика. Уровень этого зрителя я даже не могу сравнить с уровнем нашего. Люди тотчас же откликнулись на, в общем, высокий художественный уровень наших художников. Шпиндлер сразу всех сразил. И Игорь Вулох. И Андрей Красулин, он очень хорошо вписался. Владимир Андреенков так вообще стал любимцем: там же Haus Konstruktiv (частный музей конструктивизма в Цюрихе, недалеко от него находится Nadja Brykina Gallery. — TANR), швейцарцам это близко. У меня появилось много друзей-коллекционеров, которые решили поменять коллекции. У них немало недвижимости, и в каких-то из своих домов они стали менять старое европейское искусство на наших нонконформистов. Даже начали меня приглашать, чтобы я их проконсультировала, как лучше представить это искусство. То есть я стала участвовать в дизайне их жилищ… Некоторые покупатели хотели со мной торговаться, предлагали взять сразу две вещи, но со скидкой. Помню, это были представители Hennessy. У них хороший глаз — выбрали отличные работы. Я не согласилась — и теперь так рада этому! Деньги, они всегда куда-то улетают, а такие важные вещи для меня имеют не материальное, а абсолютно другое значение — духовное.

Андрей Красулин. «Тяжел и страшен». 1995. Фото: Nadja Brykina Gallery

Вы принципиально не работали с художниками, уже живущими на Западе?

Конечно, интересно как-то связать искусство, которым я занимаюсь, с уже раскрученными западными художниками, но все-таки мне хотелось показать то, что другие не видели, — запыленное, спрятанное неизвестно куда. Сами художники подчас не могли найти эти работы, вспомнить, где они. Если бы мы этим не занимались, не знаю, где бы все это сейчас было. 
Когда я начала издавать книги, я хотела просто пригласить людей и заплатить им за то, что они сделают эту работу. Обратилась к одному искусствоведу, к другому, но каждый раз слышала в ответ: «Знаешь, если надо написать статью, я напишу, а это работа черная, я ее делать не буду». Надо же было все это вытащить, систематизировать, понять, продумать структуру книги (иногда уместен хронологический порядок, а где-то он никак не подходит). Поэтому я решила: начну сама, а потом, может, кто-то еще подключится. Так и пошло. Мы с самого начала определили, что будем делать книги на русском и английском, но, так как мы в Швейцарии, добавили еще немецкий и французский, чтобы никого не обидеть. Иногда переводчики-иностранцы не до конца понимали, что стоит за высказываниями наших художников, поэтому, когда уже все было готово, мне приходилось все просматривать, каждый знак препинания, каждое слово на всех языках. В конце, когда устаешь, начинает так тошнить, прямо думаешь: выбросила бы все это из окна и больше не видела!

Алексей Каменский. «Времена года». 1999. Фото: Nadja Brykina Gallery

В Москве есть отель Brick, в интерьерах которого размещены вещи из вашей коллекции. Не страшно ли вам вешать свои картины в гостинице?

Идея этой гостиницы была такова: каждому художнику — по комнате. Есть комната Владимира Андреенкова, комната Бориса Отарова. Своего рода пропаганда нашего искусства. Я считаю, что это очень важно. Люди приезжают в отель из разных городов и стран. Не каждый из них попадет в музей и увидит этого художника. А так у них есть дополнительная возможность познакомиться с таким богатством. Это огромное богатство, но я всегда рада им делиться. Если бояться, кончится тем, что мы будем с этого искусства пыль сдувать и никто о нем не узнает. 

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с theartnewspaper.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • theartnewspaper
          • школа
          • лето
          • семья
          • искусство
          • музей
          • картины
          • языки
          • выставка
          • художники
          • домен theartnewspaper.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции