На МКС в 2019 году может отправиться космический турист

Специалисты космической отрасли рассматривают возможность отправить на МКС космического туриста. Не исключено, что это произойдет в апреле 2019 года. Об этом сообщил "Интерфаксу" источник в ракетно-космической отрасли. Среди потенциальных кандидатов есть и россияне.

Напомним, ранее в интервью, опубликованном в "РГ", глава Роскосмоса Игорь Комаров подчеркнул: в настоящее время стоит задача постепенно добиться окупаемости как минимум половины затрат на МКС. Одно из направлений коммерциализации - космический туризм.

В связи с сокращением численности российского экипажа "турпакет" на некоторое время назад был "заморожен", а сейчас возобновляется. "Думаю, в этом году рассмотрим предложения, в том числе и по организации "туристического модуля", - сказал Игорь Комаров. - Здесь есть разные варианты: строительство специального модуля, дооборудование и модификация существующих или планируемых".

По его словам, переговоры с потенциальными космическими туристами идут. "Да, есть желающие, в том числе и россияне. И еще более важно, что очень активны те страны, которые только входят в Космический клуб и начинают формировать собственные государственные космические программы, что включает и подготовку космонавтов. Их интерес к сотрудничеству с нами понятен, ведь Россия уже девять лет единственная страна, осуществляющая доставку людей на МКС, - заметил глава Роскосмоса.

Напомним, что на МКС, начиная с 2001 года, побывали семь космических туристов. "Пионером" стал американский миллионер Деннис Тито, который на орбите занимался в основном фото- и видеосъемкой. А вот 28-летний бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт, который слетал в 2002 году, с самого начала был намерен провести серию медико-биологических экспериментов. Сказались гены: отец у Марка - врач. "Я не ученый и не профессиональный астронавт, но я и не турист", - сразу заявил Шаттлворт журналистам. Он считает, что будущие космические исследования будут в известной степени зависеть именно от таких коммерческих экспедиций.

Спустя три года стартовал американец Грегори Олсен. Кстати, сначала медики не допустили его к полету, но позже дали добро. А в 2006 году на станцию прибыла первая космическая туристка - американка иранского происхождения Ануше Ансари.

Пятый космический турист - американский миллиардер Чарльз Симони побывал на орбите в 2007 году. Для него были запланированы эксперименты по заказу ЕКА, а также по собственной научной программе: он изучал влияние радиации. Через два года Симони отправился в полет во второй раз. И это для туристов остается прецедентом.

Один из самых интересных туристических вояжей получился у американского миллионера Ричарда Гэрриота. Разработчик компьютерных игр и сын астронавта NASA Оуэна Гэрриота почувствовал вкус орбиты в 2008 году. Он первый "путешественник", который выполнил научные эксперименты по заказам коммерческих организаций. В частности, по выращиванию белковых кристаллов. А на следующий год на МКС впервые прибыл "клоун": членом экипажа на несколько дней "прописался" руководитель канадского Cirque du Soleil (Цирка Солнца) - Ги Лалиберте.

Большой бум вызвала подготовка к полету британской поп-звезды Сары Брайтман, старт которой намечался на сентябрь 2015 года. Она легко прошла все медицинские исследования. Вердикт врачей: здорова. Активно начала готовиться в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке. Как рассказал "РГ" начальник ЦПК Юрий Лончаков, для нее была разработана специальная программа. Шли плановые тренировки. Для Сары уже шили скафандр: корреспонденты "РГ" лично наблюдали за процессом на НПП "Звезда". Был заказан и ложемент, то есть персональное кресло, в котором певица должна была лететь на корабле "Союз". И вдруг она отказалась от полета. Официально ее представители озвучили: из-за семейных обстоятельств. Но версия кулуаров - поп-звезду подвел один из спонсоров.

Стоимость космического тура немалая. Цифры еще в самом начале "турполетов" стартовали от 20 млн долларов… Именно из-за этого очень многие из кандидатов, если не каждый второй, отсеиваются. Все-таки выложить миллионы "зеленых" из своего кармана за космотур готов не каждый.

Так, медобследование в ИМБП РАН проходили солист известной поп-группы NSync Лэнс Басс и кинорежиссер, создатель "Титаника" и "Аватара" Джеймс Кэмерон. В свое время всерьез подумывали о полете в космос и россияне - участники группы "На-На", актеры Владимир Стеклов и Ольга Кабо. Но ни у кого с полетом "не срослось". По различным причинам, и денежным в том числе.

Надо сказать, что наш замечательный актер Владимир Стеклов готовился не только по индивидуальной программе общей космической подготовки, но и в составе группы, а потом - и в составе экипажа 28-й экспедиции с командиром Сергеем Залетиным и Александром Калери. В одном из интервью он рассказывал: "Мы получили высшие оценки по транспортному кораблю "Союз" в первый день, во второй день - по орбитальному комплексу "Мир". А потом, к сожалению, я узнал о том, что, когда состоялось главное утверждение уже окончательного состава экипажа, я не вошел в состав по причине невыполнения контрактных обязательств одной из сторон, а именно кинокомпанией, которая курировала этот проект".

Среди кандидатов в космические туристы в разное время "засветились" и российские бизнесмены. Но тоже - без результата. Подвело то ли здоровье, то ли кошелек.

материал с rg.ru