html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Мы живем в эпоху Тома Вулфа. Памяти американского писателя, придумавшего «новую журналистику»

15 мая в Нью-Йорке умер Том Вулф — журналист и писатель, автор романов «Костры амбиций» и «Мужчина в полный рост». Ему было 87 лет. Вулф — основатель «новой журналистики», жанра на стыке художественной прозы и документа, развивавшей идею эмоциональных, «личных» репортерских текстов. В статьях Вулфа, использовавшего литературные приемы, явно слышен голос автора; его метод резко выделялся на фоне всей американской журналистики 1960-х. Спустя десятилетия в традициях «новой журналистики» работают многие репортеры, в том числе и корреспонденты «Медузы». О том, как Томас Вулф изменил нашу профессию, рассказывает Галина Юзефович.

Если бы мир был гармоничен и справедлив, Нобелевскую премию по литературе, присужденную Светлане Алексиевич, получил бы и Том Вулф. Именно Вулфу мы обязаны сегодня тем, что дискуссия о том, где конкретно проходит грань между журналистикой и литературой, между художественным и документальным, и существует ли она вообще, может считаться завершенной — во всяком случае, в первом чтении. Если сегодня мы более или менее понимаем, что грань эта условна и иллюзорна, а все попытки провести надежную демаркацию по большей части непродуктивны и вредны, то обязаны мы этим полезным знанием в первую очередь Тому Вулфу и тому могучему движению в сфере литературы и журналистики, которое он запустил в начале 60-х годов прошлого века.

С блеском защитив в 1957 году диссертацию по американской литературе в престижнейшем Йельском университете, Том Вулф, к удивлению своих соучеников и наставников, отказался от академической карьеры ради карьеры репортера. В то время это был выбор куда более странный, чем может показаться: американская журналистика 50-х годов радикально отличалась от журналистики последующих эпох и представляла собой область предельно унифицированную (а потому довольно скучную), не оставлявшую большого простора для творчества и самореализации, а главное, незыблемо устоявшуюся. Главным достоинством журналиста в то время считалось умение создать иллюзию объективности. Хорошему профессионалу полагалось делать вид, будто его функция — это просто поиск информации, ее обработка, структурирование и трансляция читателю, по возможности без искажений — и особенно без искажений, индуцированных собственно личностью журналиста. Любая повествовательность и сюжетность, любая попытка изложить последовательность событий в виде связной и персональной истории, а не безжизненного «набора объективных фактов» считалась с журналистикой несовместимой.

Человеку, защитившему диплом на тему «Полный зоопарк зебр: Антиинтеллектуализм в Америке», а для диссертации сделавшему два десятка смелых провокативных интервью с писателями левых взглядов, в этой консервативной среде не могло быть комфортно. Сменив несколько мест работы, практически отчаявшись и в конечном итоге не без труда получив от журнала Esquire заказ на текст о культуре калифорнийских ретро-автомобилистов, Вулф обнаружил, что трагически не способен упаковать собранный материал в ту прохладную, безличную форму, которую от него ожидал редактор. Вместо этого он написал редактору личное письмо — и в обход всех журналистских конвенций напрямую описал все, что ему удалось узнать, не скрывая при этом собственных эмоций и не пытаясь придерживаться обтекаемо-нейтральной манеры изложения.

Том Вулф был уверен, что на этом его сотрудничество с Esquire (а, возможно, и журналистская карьера в целом) завершится, но вышло ровно наоборот. Как это часто бывает, бастион американских «журналистских ценностей», казавшийся совершенно неприступным и вечным, рухнул без единого выстрела: текст Вулфа был триумфально опубликован и стал одним из самых обсуждаемых лонгридов всех времен и народов. По сути дела, именно с него начинается история «новой журналистики» — журналистики, говорящей своим голосом, от первого лица, эмоциональной, живой и по-хорошему литературной. С этого момента журналист становится полноправным героем собственного текста — эдаким квантовым наблюдателем, вносящим изменения и турбулентности в наблюдаемые процессы и не скрывающего этого факта.

Вслед за первыми газетными и журнальными публикациями последовали книги, написанные в жанре журналистского расследования: самая знаменитая из них, «Электропрохладительный кислотный тест», рассказывала о субкультуре так называемых «веселых проказников» — поклонников и последователей американского писателя Кена Кизи. Понемногу вокруг Вулфа сформировалась группа писателей и журналистов, практиковавших те же журналистские методы и все более радикально стиравших границу между публицистикой и прозой — в их числе Трумен Капоте, Джоан Дидион, Норман Мейлер и другие. Их статьи, расследования, интервью-диалоги, и документальные романы вывели фигуру журналиста на авансцену общественной жизни (первопроходцем жанра стал один из ближайших сподвижников Вулфа — Капоте, в 1965 году опубликовавший свое знаменитое «Хладнокровное убийство», роман-расследование реального убийства целой семьи в штате Канзас). Их усилиями из обманчиво безликого «передатчика информации» журналист превратился в полноценную звезду и публичного интеллектуала.

Обычно главную заслугу Тома Вулфа видят в расшатывании стены между литературой и журналистикой со стороны собственно журналистики, однако в 80-е годы он предпринял атаку на нее и со стороны литературы — в некотором смысле еще более успешную. Его дебютный роман «Костры амбиций» и последовавший за ним «Мужчина в полный рост» сформировали, по выражению бывшего критика The New York Times Митико Какутани, новый эталон «социального романа», в котором правда все, кроме основной интриги и фамилий действующих лиц.

Фраза «он опередил свое время» — чаще всего деликатный способ намекнуть, что при жизни писатель (художник, музыкант и так далее) не был в достаточной степени успешен. По отношению к Вулфу — культовому автору своего поколения, лауреату всех мыслимых и немыслимых журналистских и писательских наград, это будет несправедливо и неточно: он был плотью от плоти своего времени, тоньше и четче других сумевший выразить словами самую его суть. Однако глядя на то, куда движется мир сегодня, отмечая неуклонное стирание грани между документальным и художественным в самых разных сферах искусства, приходится признать: время, воплощением которого был Том Вулф, оказалось куда более продолжительным, чем казалось его ровесникам и, вероятно, ему самому. В некотором смысле, мы все еще живем в эпоху Тома Вулфа, стартовавшую с придуманной им «новой журналистики», и эпоха эта явно не планирует заканчиваться.

Галина Юзефович

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с meduza.io

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • meduza.io
          • домен meduza.io

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции