html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Мы выросли в обществе порнографии, не только сексуальной» // Актер Жан-Марк Барр о европейской культуре, Ларсе фон Триере и движении #MeToo

Фото: Film i Vast

Актер Жан-Марк Барр о европейской культуре, Ларсе фон Триере и движении #MeToo

В субботу в кинотеатре «Каро Октябрь» в рамках программы «Эхо фестиваля "Зеркало"» состоится показ фильма «Зерно» турецкого режиссера Семиха Капланоглу, посвященного глобальному экологическому кризису. Главную роль в нем исполняет Жан-Марк Барр. С актером, прославившимся в фильмах Люка Бессона и Ларса фон Триера, беседовал Андрей Плахов.

— Расскажите о своем культурном бэкграунде. Вы родились в Германии и выросли в Америке, снимаетесь во французских, датских, англоязычных фильмах.

— Мой отец был американским летчиком, воевал на Второй мировой, в Корее и во Вьетнаме, дожил почти до ста лет. Моя мать — француженка. Отец воплощает мою физическую сторону, мать — эмоциональную и творческую. Как сын военного, я был кочевником. В Калифорнии застал конец вьетнамской войны, мощное антивоенное движение, все говорили про «ханойскую Джейн» — Джейн Фонду, Пола Ньюмена, Марлона Брандо, отказавшегося от «Оскара». Эти актеры были для меня, подростка, теми, кем для других — священники и пророки. Я понял, что через связь с миром кино можно противостоять пропаганде. Мы не знали тогда ни Маяковского, ни Достоевского — ничего, кроме «территории врагов» восточнее Берлина. Только впервые приехав в Россию, я открыл большую культуру этой «территории».

— Как я понимаю, у вас левые пацифистские взгляды и вы космополит. Где вы все-таки живете и какая культура вам ближе?

— Безусловно, европейская. США слишком часто в своей истории были страной войны и торговли оружием. Сегодня, в эпоху Трампа и существования трех супердержав, все это возрождается, и Америке грозит опасность новой гражданской войны. Я не революционер по натуре, не религиозный фанатик, я просто стремлюсь к духовной жизни. Подобно Джеймсу Болдуину, я нашел культурное убежище в Европе. В течение многих лет после бомбардировок Белграда я старался содействовать контактам Сербии, откуда родом моя бывшая жена, с западным миром. Сейчас я живу между Парижем, Италией, где у меня есть подруга и маленький сын, и Калифорнией, куда я приезжаю помочь пожилой матери.

— Вы также занимаетесь экологическими проектами. Не с этим ли связано ваше участие в фильме «Зерно»?

— В этой картине экология только часть общего концепта. Да, фильм ставит вопрос о том, что будет с нашей планетой через тридцать лет, показывает мир, забитый генетически модифицированными продуктами, в то время как герой, которого я играю, ищет сохранившиеся оригинальные семена злаков. Но режиссер Семих Капланоглу отвечает на этот вопрос, обращаясь к мудростям суфизма, таких поэтов, как Руми. Он ставит встречный вопрос: что первично, что более важно — зерно иди дыхание? Фильм призывает искать будущее в прошлом, в опыте человечества. На Западе тоже обращаются к прошлому, но это не такие напряженные поиски, как у философов восточных культур. Съемки «Зерна» происходили до установления диктатуры Эрдогана и прихода Трампа. Мы снимали про будущее, а получилось — про настоящее.

— Семих Капланоглу — очень амбициозный режиссер, и это роднит его с Ларсом фон Триером. Могли бы вы рассказать об их методах работы с актерами?

— Как вы знаете, «Зерно» — это в огромной степени посвящение Андрею Тарковскому, фактически парафраз «Сталкера». Да, Семих очень амбициозен. Собрав международную группу исполнителей, среди них был и русский «сталкер» Григорий Добрыгин, режиссер погрузил их в очень трудный, даже физически, процесс съемок в индустриальных руинах Детройта и горах Анатолии. Мы должны были таскать в гору мешки с землей, но главное, полностью подчиняться видению режиссера, который вел себя как настоящий диктатор. Мы почти буквально стояли перед ним на коленях, а он не только не поощрял нас, но шокировал заявлениями: «Очень плохая игра!» В свою очередь, мы можем теперь, смотря фильм, высказать и свои критические соображения в его адрес. Каждый крупный режиссер в определенном смысле диктатор, тем более что Семих в «Зерне» стремился к чистоте и аскетизму. Но порой он шел к этой цели чересчур дидактическим и авторитарным путем, что заметно в сюжете и диалогах.

— Ларса фон Триера тоже уличают в диктаторских замашках.

— Ларс может быть жестоким, но в его жестокости всегда есть юмор и дистанция, он умеет балансировать на грани, к тому же Ларс незаурядный шоумен. Мы знакомы тридцать лет, впервые я работал с ним на «Европе» — его переходной картине. Признавая выдающееся изобразительное качество его ранних работ, все говорили, что ему не хватает эмоций. И вот эмоции появились — в фильме «Рассекая волны». Он «сменил жену», и в переносном смысле, и в буквальном, в его жизни появилась новая женщина, а мне Ларс доверил стать крестным отцом двух его детей.

Последний фильм «трилогии о золотом сердце» назывался «Танцующая в темноте», у Ларса были серьезные конфликты с игравшей главную роль Бьорк. Она не привыкла, что кто-то ее режиссирует. А Ларс до этого имел дело с другого типа актрисами — такими эмоционально открытыми, как Эмили Уотсон. Бьорк дала ему жару! Мы с Ларсом и Катрин Денёв ждали два часа, пока она придет на первую встречу — одетая как принцесса из детской сказки и говорившая со сказочным исландским акцентом. Она всегда опаздывала. Ларс сказал: «Хорошо, я все понял. В понедельник можешь приходить на два часа позже, чем положено, к десяти. Во вторник — тоже к десяти. В среду у тебя будут месячные…» Бьорк взорвалась от негодования. Недавно она уличила Ларса в сексуальных домогательствах, но это неправда, не было этого, могу свидетельствовать.

— Вы продолжали работать с Триером на протяжении нескольких лет. Как он менялся?

— «Догвиль» стал одной из его вершин, но Николь Кидман отказалась сниматься в продолжении «американской трилогии», не желая снижать свои гонорары. В это время Ларс впал в депрессию, думал, что умрет от рака в течение полугода. После не самого удачного «Мандерлея» он еще больше изменился. «Антихрист» — совсем, с моей точки зрения, несложившийся фильм — пик его депрессии. Великий и смешной, он ушел с просмотра, когда многие зрители смеялись, а Шарлотта Генсбур и Уиллем Дэфо принимали аплодисменты от остальных. Он снял еще два прекрасных фильма — «Меланхолию» и «Нимфоманку». Но дестабилизация его характера продолжалась, обострились проблемы с алкоголем. Я был огорчен, увидев его на каннской премьере «Дома, который построил Джек» постаревшим, с трясущимися руками.

— Вы по-прежнему общаетесь?

— В последнее время главным образом по телефону. Со мной он всегда смягчается, но когда я вижу его со стороны, мне больно. Конечно, сыграла роль и история с его высказываниями о Гитлере, после которых его отлучили от Каннского фестиваля, за этим решением стоял Жиль Жакоб.

— Он же всегда патронировал Триера и привел его к «Золотой пальмовой ветви»!

— Но помните, что сказал тогда Ларс? Что он благодарен Жакобу, хотя тот ничего не понимает в кино. Жакоб этого не забыл. К фразе о Гитлере надо было отнестись с юмором и дистанцией, но Ларс напрасно ожидал этого от других. Люди воспринимают все слишком буквально и серьезно. Возьмите хотя бы ситуацию с сексуальными домогательствами. Скорее всего, Кевин Спейси — порядочный сукин сын, но убрать его из киноиндустрии, лишить ролей — это чересчур.

— Насколько всерьез вы воспринимаете движение #MeToo?

— В этом месяце покончил с собой Энтони Бурден, знаменитый американский шеф-повар, он ездил по миру, вел передачу на CNN, а в последнее время встречался с актрисой Азией Ардженто, одной из активисток феминистского движения. Бурден писал о том, что ему стыдно, что он американец. Это великая нация, но эта же страна уничтожила 3 млн человек в Корее, на ее совести Вьетнам, корабли с рабами, геноцид индейцев, эксплуатация иммигрантов. Речь, конечно, не только об Америке, а обо всем западном мире. Изживая колониализм, Западная Европа по-прежнему допускает, чтобы детей беженцев держали на границе в клетках. Но патриархальная исключительность белых американцев, в которой мы были воспитаны, особенно отвратительна. Я чувствую в себе лицемера и в том, как мы привыкли смотреть на женщин. Мужчины в западном обществе доминируют, и надо это осознать, чтобы остановить. Теперь отношения полов застопорились, стало очевидно, что игра между ними опасна. Но требуется время, чтобы пришло новое сознание.

— То есть Бурден ушел из жизни из-за чувства стыда?

— Энтони Бурден был привилегирован и счастлив, но не смог жить под грузом этих депрессивных факторов и покончил с собой. Это было вскоре после гневного выступления Азии Ардженто на закрытии Каннского фестиваля, когда она с безумным взором клеймила мужчин, сидящих в зале, за предполагаемые грехи.

— А вы знаете, что в Италии ее не поддержали? Там считается, что все кинозвезды шлюхи и это нормально, что они спят с продюсерами. А она посмела выступить против.

— Но Ардженто несколько лет добровольно жила с Харви Вайнштейном, прежде чем прозрела. Мне кажется странным, когда Леа Сейду обвиняет Абделлатифа Кешиша в том, что во время съемок «Жизни Адели» он смотрел на нее «мужским взглядом». Или когда та же Ардженто осуждает Катрин Денёв, выступившую против абсурдных крайностей феминизма. А журналисты в западных странах боятся сказать слово против новой идеологии…

Согласен, крайности вредят делу. С другой стороны, не помню, чтобы в кино женщина-режиссер сексуально эксплуатировала мужчин. Проблема еще в том, что мы выросли в обществе порнографии, не только сексуальной. Именно так, как порнографические, мы воспринимаем телевизионные картинки убитых и изувеченных с Сирии детей. А реагируем, только когда теракты происходят в Европе.

— И все же про отношения полов. Вам видится выход из тупика?

— Я много работал над собой, чтобы мои отношения с женщинами стали по-настоящему свободными. Недавно в Белграде мы с моей бывшей женой сыграли в спектакле «Крейцерова соната», режиссером выступил ее нынешний муж. Сербы были шокированы таким раскладом, но мне было важно, чтобы тема антагонизма полов, заявленная еще Толстым, была поставлена в сегодняшнем социально-культурном контексте.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ru
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции