html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Мотоцикл из консервной банки: история компании «Харлей-Дэвидсон»

Как-то на дверях крошечного сарая, где собирали свой первый мотоцикл увлеченные молодые конструкторы братья Уолтер и Артур Дэвидсоны, а также их приятель Уильям Харлей, тетушка одного из братьев в шутку написала красной краской: Harley-Davidson Motor Company. Тогда она вряд ли предполагала, что производство, начавшееся буквально на коленке, в итоге подарит миру не только множество интересных моделей мотоциклов, но и байкерскую субкультуру, кожаную униформу, современную компоновку сцепления и переключения передач на двухколесной технике и многое другое.

С чего все начиналось

В начале прошлого века мотоциклами занимались в основном в Старом Свете. В Америке компаний по производству двухколесных транспортных средств были единицы — например, еще в 1901 году появилась Indian Motorcycle Company. Что же касается марки «Харлей-Дэвидсон», о которой пойдет речь ниже, то она была создана двумя годами позже.

В 1903 году братья Уолтер и Артур Дэвидсоны вместе с Уильямом Харлеем собрали свой первый мотоцикл. Он был еще очень далек от привычного нам образа заокеанского железного коня: мощного, сверкающего хромом, способного на большой скорости двигаться на значительные расстояния. Первый «харлей» выглядел более чем забавно. Он был небольшой, с одноцилиндровым двигателем, а также имел велосипедные педали, которые нужны были, чтобы разогнать мотоцикл до скорости, на которой возможен был запуск мотора, а также для преодоления затяжных подъемов. Впрочем, «разогнать до скорости» — это громко сказано, ведь за час это транспортное средство могло проехать не более 7–8 километров.

GettyImages-464496099.jpg
Мотоцикл «Де Дион-Бутон», 1898 год

Образцом для первой модели «Харлея-Дэвидсона» послужил французский мотоцикл «Де Дион-Бутон» (De Dion-Bouton). Увлеченные друзья Дэвидсоны и Харлей, которым, к слову, в то время было немногим более двадцати, собирали все механизмы вручную, используя для этого любые подручные средства. Например, карбюратор сделали из старой консервной банки, а бензин для испытаний покупали пинтами в соседней аптеке. Вторая модель получилась мощнее, и вот ее уже начали продавать — сначала всего лишь по несколько мотоциклов в год.

GettyImages-460767531.jpg
Винтажный «Харлей-Дэвидсон», 1915 год

Прототип следующего мотоцикла марки «Харлей-Дэвидсон» создавался в сарае размером три на пять метров. Некоторые узлы конструировали также в мастерской железнодорожного депо, где работал Уильям Дэвидсон. И даже после весьма достойного выступления этого прототипа на гонках и официального старта продаж мотоциклы продолжали собирать все в том же сарае. Позднее, когда была построена первая фабрика, сарай поставили в центре производственного помещения как память о скромном происхождении культовой компании. Спустя долгие годы, в начале 1970-х, подрядчики, нанятые для уборки фабричного двора, нечаянно снесли легендарную деревянную конструкцию.

В 1907-м компании удалось занять важную часть рынка: заключается договор, по которому «харлеи» покупаются для местной полиции. По иронии судьбы в 1916-м те же самые мотоциклы, «Харлей-Дэвидсон», использовали уже противники стражей порядка — на тот момент боевики мексиканского повстанца Панчо Вильи, которые совершали налеты на приграничные американские города. Противостояли им войска генерала Першинга на мотоциклах «Индиан» — так эта марка стала главным конкурентом «харлеев».

GettyImages-545015025.jpg
Современные американские полицейские в Нью-Йорке на мотоциклах «Харлей-Дэвидсон»

Между тем с каждым годом мотоциклов выпускалось все больше. Дизайн не был выдающимся, например было доступно всего два цвета — черный и серый. При этом максимальную скорость необходимо было увеличивать, для чего и был создан мощный двигатель под названием V-Twin. К 1920-м его объем возрастает до 1200 кубических сантиметров. Параллельно у «Харлея-Дэвидсона» появляется и собственная коробка передач. У двигателя же был только один недостаток: клапаны постоянно засорялись и быстро изнашивались, были сложны в эксплуатации и обслуживании. Конкуренты использовали другую конструкцию.

На службе у страны и мира

В 1920-м в мире было продано уже 27 тысяч «харлеев». Реклама марки была повсюду: знаменитый логотип печатался на свитерах, футболках, даже на женских костюмах. Однако в 1929-м началась Великая депрессия, которая продлилась почти десять лет. Многие компании постигло банкротство, мотоциклетная отрасль также была практически уничтожена. Во всей Америке осталось лишь два производства — «Харлей-Дэвидсон» и «Индиан». Им удалось остаться на плаву, поскольку их клиентами были государственные структуры — армия и полиция. Фактически спрос превышал предложение.

GettyImages-148510236.jpg
«Харлей-Дэвидсон», 1930 год

По этой же причине развитию обеих компаний способствовала Вторая мировая война. Американские власти заключили с обоими производителями многомиллионные контракты на поставку мотоциклов союзникам. В Советский Союз отправили почти 30 000 «харлеев» модели WLA. У нас они оборудовались коляской от мотоцикла М-72 и задним сиденьем. У советских солдат такие мотоциклы пользовались хорошей репутацией, так как были неприхотливы и при этом надежны. После войны на них довольно долго ездила московская милиция.

GettyImages-480828417.jpg
Военная модель «Харлей-Дэвидсон» WLA, 1941 год

Надо понимать, сколь велики были потребности армии. С внутреннего рынка двухколесная техника практически исчезла: в магазине попросту невозможно было купить мотоцикл! Тогда Уильям Харлей пошел на маленькую хитрость: обладая связями в Пентагоне, он договорился, что определенная часть продукции все же будет продаваться внутри страны. Главный конкурент, компания «Индиан», в погоне за прибылью отправляла на фронт все, что производила, в итоге за годы войны марку забыли, тогда как «Харлей-Дэвидсон» оставался узнаваемым в стране брендом.

В нужное время в нужном месте

После Второй мировой восстанавливается производство гражданских мотоциклов «Харлей-Дэвидсон». Первой послевоенной моделью становится спортивная WR с 750-кубовым двигателем. В штате Висконсин открывается новый завод, и в 1949-м году появляется первый мотоцикл с гидравлической вилкой. Спустя еще несколько лет, в 1952-м, американские байкеры переживают мини-революцию в компоновке своих транспортных средств: отныне сцепление у их «коней» — ручное, а переключение передач — ножное. К этому быстро привыкают, и нововведение становится повсеместным.

GettyImages-516054664.jpg
Модель WR Daytona, 1948 год

А еще после войны рождается совершенно неожиданный образ обладателя «харлея». Молодые солдаты, вернувшиеся домой, испытывают разочарование в прежних идеалах и смотрят на свою родину другими глазами, чувствуя себя ненужными стране. Многим не удается найти себя в мирной жизни, отыскать подходящую работу. Полупьяная молодежь, одетая в черные кожаные куртки с нашивками, гоняет на армейских «харлеях», наводя ужас на всю Америку. Начинаются погромы, инициированные «бунтарями», а также травля тех, кто ездит на мотоциклах других марок: технику могли отобрать, провезти на веревке по улицам (словно лошадь), подвесить на дерево и даже сжечь. Местные жители прячутся, едва заслышав рев мотоциклетного мотора, разбушевавшихся байкеров утихомиривают национальная гвардия и пожарные при помощи брандспойтов.

Сама компания «Харлей-Дэвидсон» в шоке от такого «хулиганского» имиджа своей продукции и опасается за свою репутацию, но не может отказать своим основным потребителям, которые к тому же подавали много ценных идей, модифицируя свои мотоциклы. Например, именно они придумали цвет металлик, добавив в обычную краску металлическую пудру…

А вот журналистам и режиссерам новый образ байкеров-бандитов чрезвычайно понравился. Так появился, например, культовый фильм «Дикарь» с Марлоном Брандо в главной роли. Разумеется, все герои ленты ездили только на «харлеях».

На грани провала

В начале 1950-х компания, бывшая главным конкурентом «Харлея-Дэвидсона» на протяжении полувека, «Индиан», тихо прекращает свое существование, не выдержав конкуренции с зарубежными, в первую очередь азиатскими мотоциклами, которые также начали привозить в Соединенные Штаты.

Вскоре трудности начинаются и у «Харлея-Дэвидсона». Прибыль падает, производство оказывается на грани банкротства. Контрольный пакет акций покупает компания AMF, она же становится фактическим хозяином фирмы и принимает ошибочное решение разнообразить модельный ряд, выпустив маленький, с двигателем объемом всего 250 кубических сантиметров, мотоцикл Sprint. Это транспортное средство ничего общего с классическим «харлеем» не имело, однако репутацию марки подпортило изрядно. Обратный выкуп контрольного пакета и, соответственно, восстановление независимости «Харлея-Дэвидсона» происходит только в 1981 году.

GettyImages-163095284.jpg
Модель Sprint, 1965 год

В 1970–1980-е годы мотоциклы «Харлей-Дэвидсон» уже далеко не так популярны, как прежде. «Японцы» гораздо дешевле, надежнее и удобнее. А ведь мотопром Страны восходящего солнца появился в свое время именно благодаря американскому: в далеком 1935 году лицензии на технологии «Харлея-Дэвидсона» были проданы японской Sankyo Company.

Стратегия возрождения марки заключается в том, что все технически значимые детали производят сторонние фирмы, а сама компания концентрируется на внешнем виде мотоциклов и на их стилизации под американское ретро. Это, соответственно, находит отклик у патриотически настроенных потребителей.

Тем не менее 1970–1980-е ознаменовались в жизни «Харлея-Дэвидсона» не только финансовыми проблемами, но и появлением многих знаменитых моделей и спортивных побед. Например, гонщик Кэл Рейборн в 1970-м устанавливает на «харлее» новый мировой рекорд скорости для мотоциклов — 426,5 километра в час. Гонка проходит на знаменитом соляном озере Бонневиль. Кстати, это же озеро фигурирует и в замечательном фильме «Самый быстрый „Индиан“».

GettyImages-147428167.jpg
Гонщик Кэл Рейборн

В 1972-м «Харлей-Дэвидсон» начинает выпускать спортивную модель XR-750 для гонок на треке — этот мотоцикл становится лучшим в своем классе и выпускается на протяжении последующих 30 лет практически без изменений.

В 1973-м компания открывает очередной завод, на этот раз в штате Пенсильвания. А в 1980-м мотоциклы «Харлей-Дэвидсон» впервые получают кевларовый приводной ремень, который приходит на смену традиционному цепному приводу. Этот ремень не нужно постоянно настраивать, он практически не требует ухода и может выдерживать высокие нагрузки.

Новый поворот

Самый большой клуб владельцев мотоциклов «Харлей-Дэвидсон» появляется в 1983 году и сразу же становится крупнейшим мотоклубом в мире. В первые же десять лет в его рядах оказывается 90 тысяч человек. К двухтысячному году — уже полмиллиона, а к нынешнему, 2018-му, — миллион.

В 1990-х появляется модель Softtail Fat Boy, ставшая широко известной не только из-за своего забавного названия (буквальный перевод с английского — «толстый мальчик» или «толстый малыш»), но и из-за необычной формы, а также благодаря фильмам «Терминатор» и «Терминатор-2» с Арнольдом Шварценеггером, который, кстати, и вне съемочной площадки оказался большим любителем мототехники. Затем открывается сборочное предприятие в Бразилии — это первый завод «Харлей-Дэвидсон» за пределами США.

GettyImages-615526600.jpg
Модель Fat Boy, 1989 год

Сегодня в модельном ряду марки семь основных линеек мотоциклов. Одни доступнее по цене и больше ориентированы на классику, другие адресованы молодым потребителям, которым не так близок образ классического американского мотоцикла и которые хотят что-нибудь более современное и стильное. А, например, семейство Touring — серьезная тяжелая техника для дальних поездок и путешествий, с ветрозащитой и объемными багажными кофрами.

Кроме того, «Харлей-Дэвидсон» выпускает трициклы, а отдельное заводское подразделение компании занимается кастомайзингом, то есть индивидуализацией мотоциклов. Это ближе всего к автомобильному тюнингу, только итог работы выглядит еще более красочно и эксклюзивно.

Вся вторая половина прошлого века в США носит название «эпоха „харлея“». Причем, пожалуй, это одна из немногих мировых компаний, которая стала легендой, не прикладывая к этому особых усилий. В современной провокационной рекламе компания заявляет, что в рейтинге самых популярных слов для татуировок «Харлей-Дэвидсон» занимает почетное второе место — разумеется, после слова «мама».

Читайте также:
— Железные кони железных людей
— 13 интересных фактов о Harley-Davidson
— Оседлать «электричку»
— Тест-драйв: мотопробег по национальному парку «Олимпик»

Фото: Anadolu Agency / Contributor (в анонсе) / Getty Images, Heritage Images / Contributor / Getty Images, Johnrob / Getty Images, ullstein bild / Contributor / Getty Images, Witold Skrypczak / Getty Images, DEA / G. CIGOLINI / Contributor / Getty Images, Heritage Images / Contributor / Getty Images, The Enthusiast Network / Contributor / Getty Images, RacingOne / Contributor / Getty Images, Heritage Images / Contributor / Getty Images

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с vokrugsveta.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • vokrugsveta
          • домен vokrugsveta.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции